Реформы Петра 1, причин, содержание, результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены, которые касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась – потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, остававшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.

Оглавление

1. Предпосылки и причины преобразований Петра I. Основные направления европеизации России.
2. Упрочнение международного авторитета страны. Рождение Российской империи. Оценки исторических реформ.

Файлы: 1 файл

РЕФОРМЫ Петра I причины, содержание, результаты.docx

— 44.88 Кб (Скачать)

В Англии Петр посетил Королевское  общество, Оксфордский университет, монетный двор, директором которого был  великий математик Исаак Ньютон, Гринвичскую обсерваторию, где беседовал  с известным математиком и  астрономом Раллеем.

В 1711 г. Петр познакомился с  Лейбницем, который еще за несколько  лет до того составил по просьбе  царя докладную записку о развитии наук и просвещения в России.

Любя и ценя науку, Петр гордился избранием его в 1717г. членом Французской Академии Наук. Он знал истинную цену знаниям и был польщен  подобной оценкой составленной им карты  Каспийского моря.

Петр любил прежде всего точные науки, так как это были знания, приложимые в тех делах, которые его интересовали больше всего, — в артиллерии, кораблестроении, фортификации. Позднее Петр увлекся естественными науками, из которых его больше всего привлекли анатомия и лекарственная ботаника — знания, легко приложимые к делу.

Не был чужд Пётр I и гуманитарным наукам, хотя и здесь он искал, прежде всего, пользу. Вот почему его больше всего привлекали юридические и политические науки, необходимые для государственного управления и суда, а также для воспитания подданных.

Заботой Петра о воспитании в его подданных любви к  отечеству объясняется его интерес  к исторической науке, редактирование им «Истории Свейской войны», его предписания о сборе летописей и грамот для составления отечественной истории. «Он усиленно занят был также составлением истории собственного царствования и в это дело вносил немало личного труда»,— замечает академик М. М. Богословский.

Петр деятельно вводил науку в жизнь. Была отправлена экспедиция на север для отыскания северного  пути в Индию. На восток готовилась экспедиция Беринга, которому было поручено выяснить, соединяется ли Азия с  Америкой. В 1723 г. предполагалось отправить  экспедицию в Индию через остров Мадагаскар. Составлялись первые карты природных богатств России, ее путей и дорог. В петровскую кунсткамеру собирались редкие вещи. В Сенат свозились жалованные грамоты и другие древние рукописи. Переводились и печатались книги по кораблестроению, артиллерии, фортификации, архитектуре, математике. При «навигацкой школе» в Москве была учреждена первая в России астрономическая обсерватория.

Под европеизацией подразумевается  и распространение светского  образования. Были открыты инженерная и медицинская школы в Москве, Морская Академия в Петербурге, школа для подьячих, ремесленные школы при крупных предприятиях.

В 1705 г. в Москве на Покровке была основана «гимназия» ученого пастора  Глюка, где учили географии, политике, латинскому, греческому, древнееврейскому, французскому, немецкому языкам, верховой езде, танцам. Среди учеников гимназии наряду с князем Барятинским и Бутурлиным учились дети солдат и посадских, получавшие от государства «жалование», размер которого зависел от успехов в учении. Существовала Славяно-греко-латинская академия в Москве, где обучались языкам, риторике, богословию.

Пытаясь ввести и более  широкое народное обучение, Петр открывал в провинциальных городах так  называемые «циферные» школы, где обучали письму, арифметике и географии.

Несмотря на сопротивление, которое оказывалось просветительной  деятельности Петра, несмотря на косность и приверженность старине, школьное образование в России привилось  и распространилось. Для учеников различных школ по приказу государя составлялись и печатались учебники и учебные пособия. Начало народному  просвещению было положено.

При Петре развернулась деятельность первых русских ученых. Среди них особенно выделяются: первый русский писатель по вопросам народного хозяйства Иван Посошков; математик Магницкий, написавший первый русский учебник по математике, по которому учился Ломоносов; переводчик, историк и астроном Копиевский; Скорняков-Писарев, которому принадлежит первое напечатанное на русском языке сочинение по механике; даровитый изобретатель, токарь, механик и писатель Нартов; историки, филологи, философы и физики братья Лихуды, Иоанникий и Софроний; филолог и историк Поликарпов; Макаров, кабинет-секретарь Петра, написавший под его редакцией «Историю Свейской войны», географ, краевед, историк и зодчий Ремезов; блестящий оратор и писатель, богослов, правовед, крупнейший общественный и церковный деятель, страстный поборник петровских реформ Феофан Прокопович; Василий Никитич Татищев, «отец русской истории», основатель государственных горных заводов на Урале и первых горнозаводских школ, дипломат и государственный деятель.

Перед самой смертью Петр подписал указ о создании Академии Наук, а при ней — университета и гимназии (открыты они были уже  при Екатерине I).

Заслуга Петра в деле развития русской науки и просвещения  заключалась в том, что он дал  возможность шире развернуться гению  русского народа, создал условия, при  которых веками накопленные знания, опыт и народная мудрость могли дать больший эффект, так как были освобождены  от мертвящей опеки церкви и богословия.

Петр развивал светскую науку, полезную стране, и поощрял смелые мысли и действия, если они, конечно, не противоречили интересам дворянского  государства. Он шире открыл дорогу в  науку людям из «породы» ниже «шляхетства». И его преобразования послужили  величайшим толчком в развитии русской  науки.

К европеизации России может  быть отнесено и создание мануфактурного производства. Пересаженная на крепостную почву, мануфактура в России функционировала  на крепостном труде, приобрела специфику, что, однако, не мешало ей процветать в  металлургии, суконной и полотняной промышленности.

В емкое понятие европеизации может  быть вложено и создание современного административного аппарата, замена обветшалой и хаотичной приказной  системы коллегиями, каждая из которых  ведала точно очерченными функциями. Вместо архаичной Боярской думы, комплектовавшейся  из родовитых людей, был учрежден Сенат: критерием для сенатора являлось не знатное происхождение, а способности, личные качества.

С появлением новых учреждений началось формирование в России бюрократии, связанное с появлением уставов, наставлений, инструкций, определяющих унифицированные для всей страны функции каждого учреждения и  персонала, его обслуживающего.

Создание  бюрократии отнюдь не является абсолютным злом — без  бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Петр знал об изъянах бюрократии и пытался  преодолеть их доступными ему средствами: вместо общественного контроля он ввел практически бюрократический принцип  надзора за деятельностью должностных  лиц, поручив осуществлять его отдельным  персонам — фискалам. Систему контроля венчал созданный царем институт прокуратуры: чиновник контролировал  деятельность другого чиновника. Однако следует признать, что система  контроля Петра Великого оказалась  малоэффективной, а пороки бюрократии — неуязвимыми. Оказалась неудачной  и предпринятая Петром I попытка  отделить суд от административных органов.

2. Упрочнение международного  авторитета страны. Рождение Российской  империи. Оценки исторических  реформ.

Внутренние реформы государства  во многом были тесно связаны с необходимостью решения сложных внешнеполитических задач. В сложившейся ситуации Россия должна была либо стать зависимым государством, либо, преодолев отставание, выйти в категорию Великих Держав.

Отличительной чертой внешней  политики России в первой четверти XVIII столетия была ее высокая активность.

Почти непрерывные войны, которые  велись Петром, были направлены на решение  основной общенациональной задачи - обретения  Россией выхода к морю. Без решения  этой задачи невозможно было преодолеть технико-экономическую отсталость страны и устранить политическую и экономическую блокаду со стороны  западноевропейских государств и Турции. Петр стремился укрепить международное  положение государства, повысить его  роль в международных отношениях. Это было время Европейской экспансии, захвата новых территорий.

С именем Петра связано  превращение России в империю, евразийскую  военную державу. Не прекращавшаяся четверть века борьба за выход к  морю определяла всю внешнюю политику Петра I. Петр еще в 90-е гг. XVII века пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям - Черному  и Балтийскому - или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экспансия  устремилась на юг - в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. Потерпев неудачу  под Азовом в 1695 г., Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В течение года было сооружено около 30 крупных судов, спущенных вниз по Дону. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море был обеспечен. Однако турки отказались пропускать русские суда через Керченский пролив и тем более через Босфор - выход на торговые пути оставался по-прежнему закрытым.

После «великого посольства»  в Европу (1697-1698 гг.) Петру стало  ясно, что центр тяжести во внешней  политике России должен переместиться  на Запад. Главной целью стал выход  к Балтийскому морю, где полностью  доминировала Швеция. Истоки территориальных  претензий России к Швеции ведут  к Столбовому миру 1617 г., по которому Швеция получила территорию от Ладожского озера до Ивангорода (Ям, Копорье, Орешек и Корелы). Основной ущерб для России заключался в том, что для нее оказался закрыт выход к Балтийскому морю. Но в одиночку со Швецией справиться было невозможно. Нужны были союзники. Их удалось найти в лице Дании и Саксонии, которые были недовольны господством Швеции на Балтике. В 1699 г. Россия установила с Данией и Саксонией союзнические отношения. Характерно, что Петру удалось скрыть истинные намерения России. Шведский король Карл XII, заинтересованный в войне России с Турцией, даже подарил Петру 300 пушек.

Северная война (1700-1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый - с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй - с 1709 по 1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). Война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. В ноябре 1700 г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезный урок, и Петр был вынужден приступить к спешным преобразованиям, к созданию новой регулярной армии европейского образца. Уже в 1702-1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург (переименован в Шлиссельбург - Ключ-город), Ниеншанц; устье Невы оказалось в руках русских.

Тем не менее на первом этапе войны стратегическая инициатива оставалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Рубежом в войне стала победоносная для российской армии Полтавская битва (27 июня 1709 г.). Стратегическая инициатива перешла в руки России. Но характер войны со стороны России изменился. Петр отказался от прежних обещаний союзникам ограничиться возвращением старых русских территорий. В 1710 г. от шведов были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией 1710-1713 гг., Северную войну удалось бы закончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.1[1]

Окончательная судьба Северной войны  решалась на море в сражениях при  Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русские войска неоднократно высаживались на шведское побережье. Карл XII не мог смириться с поражениями и продолжал воевать вплоть до своей гибели в Норвегии в 1718 г. Новому королю Швеции Фридриху I пришлось сесть за стол переговоров. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию, получила компенсацию за Лифляндию (2 млн. ефимков) и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле.

Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей  жизни.

В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице  завершились торжественной церемонией принятия царем титула императора всероссийского. При жизни Петра его новый  статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

Россия решила главную  внешнеполитическую задачу, которую  русские цари пытались осуществить  в течение двух веков - выход к  морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами.

После окончания Северной войны активизировалось восточное  направление русской политики. Цель заключалась в захвате шедших через прикаспийские области  транзитных путей восточной торговли. В 1722-1723 гг. к России перешло западное и южное побережье Каспия, принадлежавшее ранее Персии.

Преобразования первой четверти ХVIII в. носили прогрессивный характер. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой.

Таким образом, внешняя политика России эволюционировала в сторону  имперской политики. Именно при Петре I была создана Российская империя, сформировалось имперское мышление, которые сохранялись в течение почти трех веков.

После смерти императора в  1725 г. Россия была на пути превращения совсем  в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными,  она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира.  Петр превратил Россию в  подлинно  европейскую страну  (во всяком случае,  как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами  на  этом пути стали завоевание выхода к Балтике,  строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство  в  европейскую политику.

 

 

  Список  литературы.

1. Отечественная история:  Учебное пособие для абитурентов / Под ред. Л.А. Вишняковой. – Барнаул: БЮИ МВД России. 2007. – 250 с.

2. История России. ХХ век. 11 класс. Учебник для общеобразовательных  учебных заведений. – 6 – е.  изд.  – М. : Дрофа. 2005. – 490 с.

3. Данилов А.А. История  России с древнейших времен  до конца 16 века: Учебник для  общеобразовательных школ. / А.А.  Данилов, Л.Г. Косулина – 8 е  изд. М. Просвещение. 2008. – 256 с.

4. Данилов Д.Д.,  Павлова  Н.С., Рогожкин В.А. Российская  история Но-вого времени 16 – 18 века. Учебник для общеобразовательных школ. М. : Ба-ласс. 2006. – 304 с.

Информация о работе Реформы Петра 1, причин, содержание, результаты