Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в середине семнадцатого века, когда произошел раскол. В религиоведческой литературе под расколом подразумевают религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества.
Казалось, что более трехсот лет, прошедшие со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.

Файлы: 1 файл

Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

и ссылать, а  перекрещивающих в старую веру казнить.

      Многие тысячи людей стали уходить в глухие места, где устраивали новые

поселения.  Что  же  заставляло  старообрядцев  покидать  насиженные  места?

Конечно,  прежде  всего  твердость  в   вере,   уверенность   в   том,   что

«никонианство»  кощунственно.  Для  этих  людей  были  характерны  фанатичная

преданность старине, яростное неприятие всего нового,  особенно  иноземного,

враждебное  отношение к любому светскому  знанию, отказ от  любого  общения  с

«никонианами». Уверенные с  воцарении  Антихриста  и  близком  конце  света,

старообрядческие  проповедники  учили,  что  спастись  можно  лишь   «вторым

огненном крещением» - самосожжением. Вот почему в 1675  -  1695  годах  было

зарегистрировано 37 коллективных самосожжений, во время  которых  погибло  не

менее двадцати тысяч человек.

      Но откуда такая уверенность  в своем праве спорить о  вере с  патриархом

и высшим духовенством? Чтобы ответить на этот опрос, необходимо понять,  кто

были те люди, которые уходили в раскол.

      Нередко во  главе  раскола   становились  служители  церкви.  Их  давно

раздражало  властолюбие Никона, оскорбляло  его  презрительное,  высокомерное

отношение к  рядовому духовенству. К  тому  же,  многие  духовные  лица  были

просто малограмотны и совершенно не подготовлены  к  тому,  чтобы  осваивать

новые тексты богослужебных книг, а потому относились к нововведениям  как  к

тягостной повинности.

      Среди раскольников было много   посадских  людей.  Отношения   посада  с

церковными  властями  осложнились  из-за  враждебности  патриарха  Никона  к

ликвидации  «белых»  слобод.  Купцы  были  недовольны  тем,  что  церковь  и

монастыри  вторгались  в  торговлю  и  промысловые  занятия.   Также   среди

раскольников  были  и  представители  господствующего   сословия.   Особенно

известны имена  боярыни Морозовой и княгини Урусовой.

      Основную же массу раскольников  составляли крестьяне.  Скрывавшиеся  от

барских и монастырских поборов, произвола властей, искавшие  там  не  только

старины, но и  воли.

      Гонения на старообрядцев продолжались  более двухсот лет. При  Петре I

старообрядцам разрешили жить  в  городах  и  селениях,  но  обложили  массой

дополнительных  налогов и штрафов. При Екатерине II преследования стихли,  но

однако в  двадцатых годах девятнадцатого века  вновь  начали  набирать  силу.

Особой жестокости они достигли в царствование Николая  I.  Лишь  после  1905

года старообрядцы получили право организовывать общины, устраивать  крестные

ходы, иметь  колокольный звон.  В  1971  году  на  поместном  соборе  Русской

православной  церкви  было  признано,  что   старые   обряды   «равночестны»

послереформенным, то  есть  также  каноничны  (правомерны).  Таким  образом,

Московская  Патриархия сделала серьезный шаг  к  преодолению  раскола  Русской

церкви, происшедшего три столетия назад.

 

      Итак, в 1652 - 1667 годах заметно укрепился союз светской и церковной

властей. Царь и  правительство добились  осуществления  церковью  религиозно-

обрядовой  реформы,  учитывавшей  внешнеполитические  цели   господствующего

класса  феодалов,  и  централизации  церковного управления,   а   затем   и

преодоления кризиса, возникшего  в  связи  с  уходом  Никона  с  патриаршего

престола.

      Заинтересованность  царской   власти   в   проведении   названных   мер

обусловила  уступки в пользу церковной власти  и  усиление  ее  политического

значения, что  проявилось в деятельности Никона и  в постановке им  вопроса  о

соотношении «священства» и «царства». Падение Никона не сняло  этого  вопроса

с повестки дня. Более важным следствием проведения указанной  политики  было

возникновение в 1650 - 1660  годах  движения  сторонников  «старой  веры»  и

раскола в русской  православной церкви, что отразило  несовпадение  интересов

господствующего класса и народных масс в церковно-религиозной  сфере.

      Раскол и оформление старообрядческой  церкви были  главным  показателем

падения влияния  официальной церкви на  народные  массы  во  второй  половине

семнадцатого  века.

      Царская власть активно поддержала  церковь  в  борьбе   с   расколом  и

использовала  при этом всю мощь государственного аппарата.

      Раскол  последней  трети   семнадцатого  века  -   сложное   социально-

религиозное движение. Но  враждебность  раскольников  официальной  церкви  и

государству  определялась  отнюдь  не   расхождением   религиозно-обрядового

характера.  Ее  обусловили   прогрессивные  стороны  данного  движения,  его

социальный  состав и характер.

      Идеология раскола отразила чаяния  крестьянства  и  отчасти   посадского

сословия, и  потому ей были присущи как консервативные, так  и  прогрессивные

черты.

     К консервативным чертам можно отнести :

идеализацию и  защиту старины;

проповедь национальной замкнутости;

враждебное  отношение к распространению  светских знаний

пропаганда  принятия  мученического  венца  во   имя   «старой   веры»   как

единственного пути спасения души;

      К прогрессивным сторонам идеологического  раскола следует отнести:

освящение, то есть  религиозное  обоснование  и  оправдание  различных  форм

сопротивления власти официальной церкви;

разоблачение  репрессивной политики царской и  церковной властей по  отношению

к старообрядцам  и другим верующим, не признававших официальной церкви;

оценка   этой   репрессивной   политики   как    действий,    противоречащих

христианскому вероучению.

      Эти черты идеологии движения  и преобладание в составе  его  участников

крестьян и  посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического  гнета,

придали расколу  характер социального,  антикрепостнического  по  своей  сути

движения, что  выявили  народные  выступления  последней  трети  семнадцатого

века. Так что борьба царских и церковных властей  в  то  время  была  прежде

всего  борьбой  против  народного  движения,  враждебного  господствовавшему

классу феодалов и его идеологии.

      События  тех  времен  показали,  что,  отстаивая   свои   политические

интересы, церковная  власть превратилась  в  серьезное  препятствие  на  пути

прогресса. Она  мешала сближению России с  западными  странами.  Усвоению  их

опыта и проведению необходимых  перемен.  Под  лозунгом  защиты  православия

церковная  власть  добивалась  изоляции  России.  На   это   не   пошли   ни

правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на  повестку  дня

был поставлен  вопрос о полном подчинении церковной  власти и  ее  превращении

в одно из звеньев  бюрократической системы абсолютной монархии.

 

 

 


Информация о работе Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви