Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа
Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в середине семнадцатого века, когда произошел раскол. В религиоведческой литературе под расколом подразумевают религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества.
Казалось, что более трехсот лет, прошедшие со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.
и ссылать, а перекрещивающих в старую веру казнить.
Многие тысячи людей стали уход
поселения. Что же заставляло старообрядцев покидать насиженные места?
Конечно, прежде всего твердость в вере, уверенность в том, что
«никонианство» кощунственно. Для этих людей были характерны фанатичная
преданность старине, яростное неприятие всего нового, особенно иноземного,
враждебное отношение к любому светскому знанию, отказ от любого общения с
«никонианами». Уверенные с воцарении Антихриста и близком конце света,
старообрядческие проповедники учили, что спастись можно лишь «вторым
огненном крещением» - самосожжением. Вот почему в 1675 - 1695 годах было
зарегистрировано 37 коллективных самосожжений, во время которых погибло не
менее двадцати тысяч человек.
Но откуда такая уверенность в своем праве спорить о вере с патриархом
и высшим духовенством? Чтобы ответить на этот опрос, необходимо понять, кто
были те люди, которые уходили в раскол.
Нередко во главе раскола
становились служители церкви
раздражало властолюбие Никона, оскорбляло его презрительное, высокомерное
отношение к рядовому духовенству. К тому же, многие духовные лица были
просто малограмотны и совершенно не подготовлены к тому, чтобы осваивать
новые тексты богослужебных книг, а потому относились к нововведениям как к
тягостной повинности.
Среди раскольников было много
церковными властями осложнились из-за враждебности патриарха Никона к
ликвидации «белых» слобод. Купцы были недовольны тем, что церковь и
монастыри вторгались в торговлю и промысловые занятия. Также среди
раскольников были и представители господствующего сословия. Особенно
известны имена боярыни Морозовой и княгини Урусовой.
Основную же массу
барских и монастырских поборов, произвола властей, искавшие там не только
старины, но и воли.
Гонения на старообрядцев
старообрядцам разрешили жить в городах и селениях, но обложили массой
дополнительных налогов и штрафов. При Екатерине II преследования стихли, но
однако в двадцатых годах девятнадцатого века вновь начали набирать силу.
Особой жестокости они достигли в царствование Николая I. Лишь после 1905
года старообрядцы получили право организовывать общины, устраивать крестные
ходы, иметь колокольный звон. В 1971 году на поместном соборе Русской
православной церкви было признано, что старые обряды «равночестны»
послереформенным, то есть также каноничны (правомерны). Таким образом,
Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русской
церкви, происшедшего три столетия назад.
Итак, в 1652 - 1667 годах заметно укрепился союз светской и церковной
властей. Царь и правительство добились осуществления церковью религиозно-
обрядовой реформы, учитывавшей внешнеполитические цели господствующего
класса феодалов, и централизации церковного управления, а затем и
преодоления кризиса, возникшего в связи с уходом Никона с патриаршего
престола.
Заинтересованность царской власти в проведении названных мер
обусловила уступки в пользу церковной власти и усиление ее политического
значения, что проявилось в деятельности Никона и в постановке им вопроса о
соотношении «священства» и «царства». Падение Никона не сняло этого вопроса
с повестки дня. Более важным следствием проведения указанной политики было
возникновение в 1650 - 1660 годах движения сторонников «старой веры» и
раскола в русской православной церкви, что отразило несовпадение интересов
господствующего класса и народных масс в церковно-религиозной сфере.
Раскол и оформление
падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине
семнадцатого века.
Царская власть активно
использовала при этом всю мощь государственного аппарата.
Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально-
религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и
государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового
характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его
социальный состав и характер.
Идеология раскола отразила
сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные
черты.
К консервативным чертам можно отнести :
идеализацию и защиту старины;
проповедь национальной замкнутости;
враждебное отношение к распространению светских знаний
пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как
единственного пути спасения души;
К прогрессивным сторонам
освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм
сопротивления власти официальной церкви;
разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению
к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;
оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих
христианскому вероучению.
Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников
крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета,
придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути
движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого
века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде
всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему
классу феодалов и его идеологии.
События тех времен показали, что, отстаивая свои политические
интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути
прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их
опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия
церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни
правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня
был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении
в одно из звеньев
бюрократической системы абсолю
Информация о работе Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви