Реформы митрополита Никона

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:29, доклад

Краткое описание

В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон -
«один из самых крупных могучих русских деятелей XVII века» по замечанию
историка С.Ф. Платонова. Никон, ещё будучи в Новгороде, стремился к
введению «единогласия» в церкви, поэтому отменил одновременное чтение и
пение молитв. Он также решительно взялся за исправление русских
богослужебных книг.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 14.21 Кб (Скачать)

       В 1652 г. патриархом был  избран  митрополит  Новгородский  Никон   -

«один из самых крупных  могучих русских деятелей   XVII  века»  по  замечанию

историка  С.Ф.  Платонова.  Никон,  ещё  будучи  в Новгороде,  стремился к

введению «единогласия»  в церкви,  поэтому  отменил  одновременное  чтение  и

пение  молитв.  Он  также   решительно   взялся   за   исправление   русских

богослужебных книг.

      В  1653 г. В Москву вернулся из  своего путешествия  Арсений   Суханов  и

представил царю и патриарху свой отчёт «Проскинитарий». Суханов указал,  что

греки крестятся  тремя перстами и ходят против солнца, а не  «посолонь».  Всё

говорило о необходимости  обрядового согласования.

      Первым  шагом  на  пути  исправления   книг  и  приведения  обрядов   к

единообразию стал указ патриарха Никона о сокращении земных  поклонов  с  12

до 4 во  время  чтения  молитвы.  Это  вызвало  большое  смятение  в  кружке

«ревнителей древнего благочестия». Его  члены стояли за строгость и  чистоту

церковных обрядов, идеалом которых считалась отечественная  древность.

      Протопоп  Аввакум и  его  единомышленники   подали  царю  челобитную  на

Никона,  но  ответа  не  последовало.  Однако  стало  ясно,   что   изменить

канонические обряды, складывавшиеся  веками,  только  указами  патриарха  не

удастся. Требовалось  освящение  этих  изменений  более  высокими  церковными

авторитетами. И в 1654 г. патриарх и государь созывают церковный  собор,  на

который прибыло более 20 видных деятелей русской церкви.  В результате  было

решено «достойно  и праведно исправить книги противо  харатейных  (написанных

на пергаменте) и  греческих», а во избежание  новых  промахов  посоветоваться

с патриархом Константинопольским  Паисием.  В ответ он  прислал знаменитую

грамоту, служившую  основой для решений последующих  московских соборов.

      Исправлению   книг  способствовало  и  появление   значительного   числа

древних рукописей (более 500), которые  были доставлены Арсением  Сухановым.

В то же время была переведена и подготовлена  к  печати  присланная  Паисием

Константинопольским  книга  «Скрижали»,  посвящённая  толкованиям  различных

священнодействий.

      Вопрос  о перстосложении вновь оказался в центре  внимания  следующего

собора, созванного в 1656 г.. Ещё  до  его  открытия  патриарх  Антиохийский

Макарий в присутствии царя,  многочисленного духовенства и народа  прямо

сказал, что на Востоке  все молятся троеперстно,  а  также  предал  проклятию

сторонников двуперстного знамения. Его заявление  нашло  поддержку.  Поэтому

собор русских иерархов, открывшийся 21 апреля  1656  г.  постановил  предать

отречению от церкви всех крестящихся двуперстно.

      Все   эти  события  –  заключение  о  «неисправности»  книг,  отлучение

сторонников    двуперстного    знамения,    появление     большого     числа

новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий – вызывали

недоумение,  а  порой   просто  возмущение  в  народе.   Народное   смятение

усиливалось и из-за внезапно обрушившихся  на  страну  страшных  бедствий  –

голода, моровой язвы. Причину их стали усматривать  в  исправлении  священных

книг.

Информация о работе Реформы митрополита Никона