Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:29, доклад
В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон -
«один из самых крупных могучих русских деятелей XVII века» по замечанию
историка С.Ф. Платонова. Никон, ещё будучи в Новгороде, стремился к
введению «единогласия» в церкви, поэтому отменил одновременное чтение и
пение молитв. Он также решительно взялся за исправление русских
богослужебных книг.
В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон -
«один из самых крупных могучих русских деятелей XVII века» по замечанию
историка С.Ф. Платонова. Никон, ещё будучи в Новгороде, стремился к
введению «единогласия» в церкви, поэтому отменил одновременное чтение и
пение молитв. Он также решительно взялся за исправление русских
богослужебных книг.
В 1653 г. В Москву вернулся из своего путешествия Арсений Суханов и
представил царю и патриарху свой отчёт «Проскинитарий». Суханов указал, что
греки крестятся тремя перстами и ходят против солнца, а не «посолонь». Всё
говорило о необходимости обрядового согласования.
Первым шагом на пути исправления книг и приведения обрядов к
единообразию стал указ патриарха Никона о сокращении земных поклонов с 12
до 4 во время чтения молитвы. Это вызвало большое смятение в кружке
«ревнителей древнего благочестия». Его члены стояли за строгость и чистоту
церковных обрядов,
идеалом которых считалась
Протопоп
Аввакум и его
Никона, но ответа не последовало. Однако стало ясно, что изменить
канонические обряды, складывавшиеся веками, только указами патриарха не
удастся. Требовалось освящение этих изменений более высокими церковными
авторитетами. И в 1654 г. патриарх и государь созывают церковный собор, на
который прибыло более 20 видных деятелей русской церкви. В результате было
решено «достойно и праведно исправить книги противо харатейных (написанных
на пергаменте) и греческих», а во избежание новых промахов посоветоваться
с патриархом Константинопольским Паисием. В ответ он прислал знаменитую
грамоту, служившую
основой для решений
Исправлению книг способствовало и появление значительного числа
древних рукописей (более 500), которые были доставлены Арсением Сухановым.
В то же время была переведена и подготовлена к печати присланная Паисием
Константинопольским книга «Скрижали», посвящённая толкованиям различных
священнодействий.
Вопрос о перстосложении вновь оказался в центре внимания следующего
собора, созванного в 1656 г.. Ещё до его открытия патриарх Антиохийский
Макарий в присутствии царя, многочисленного духовенства и народа прямо
сказал, что на Востоке все молятся троеперстно, а также предал проклятию
сторонников двуперстного знамения. Его заявление нашло поддержку. Поэтому
собор русских иерархов, открывшийся 21 апреля 1656 г. постановил предать
отречению от церкви всех крестящихся двуперстно.
Все эти события – заключение о «неисправности» книг, отлучение
сторонников двуперстного знамения, появление большого числа
новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий – вызывали
недоумение, а порой просто возмущение в народе. Народное смятение
усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на страну страшных бедствий –
голода, моровой язвы. Причину их стали усматривать в исправлении священных
книг.