Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:59, реферат
Реформа А. Н. Косыгина, как попытка внедрения элементов хозяйственной самостоятельности в модель централизованной плановой экономики, стала важным этапом в истории советского государства. Попытка введения новых принципов планирования и экономического стимулирования в работе предприятий была реализована при одновременном укреплении централизованного управления народным хозяйством через министерства. Ход преобразований и причины неудачи реформы привлекают внимание и ученых, и общественности.
Реформа А. Н. Косыгина,
как попытка внедрения
В этой статье говорится о том, почему предпринятая реформа не решила поставленных задач, почему система государственного управления не смогла преодолеть кризисные явления путем преобразований
Для изучения этой системы и хода реформы дают материал интервью, взятые у министра легкой промышленности СССР 1965 - 1980 гг. Николая Никифоровича Тарасова и бывш. начальника главного управления трикотажной и текстильно-галантерейной промышленности Софьи Николаевны Чупрыгиной.
Министерство легкой промышленности СССР являлось такой же частью системы государственного управления, как другие министерства, и принципы его работы были такими же, как у них. Вместе с тем в деятельности Минлегпрома СССР большую роль играли специфические факторы. Прежде всего речь идет об особой социальной значимости отрасли, ее связи с удовлетворением насущных потребностей населения страны. В то же время эта отрасль не считалась приоритетной для государства, что сказывалось на ее финансировании. Исследование деятельности Минлегпрома СССР позволяет увидеть общие закономерности работы всей системы.
Николай Никифорович Тарасов родился 7 декабря 1911 г. в Орехово-Зуеве. В 1935 - 1965 гг. он прошел путь от сменного мастера на Ореховозуевском хлопчатобумажном комбинате до министра легкой промышленности СССР. Выдвижению на руководящие посты способствовало знакомство с Косыгиным. В 1939 г., во время посещения Ореховозуевского хлопчатобумажного комбината, нарком текстильной промышленности СССР заметил заведующего фабрикой, который за год справился с демонтажем старого оборудования и установкой новых машин в сгоревшем главном корпусе прядильной фабрики. Успешная работа Тарасова в период восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны вновь обратила на него внимание вышестоящих руководителей. С 1965 по 1985 г. Тарасов занимал пост министра легкой промышленности СССР.
Софья Николаевна Чупрыгина родилась 18 декабря 1928 г. в Туле. По окончании Московского текстильного института в 1950 г. поступила на фабрику "Красная заря" начальником смены в швейном цеху; через 10 лет была переведена на Московский трикотажный комбинат главным инженером. С 1973 г. по 1990 г. она возглавляла в Минлегпроме СССР главное управление трикотажной и текстильно-галантерейной промышленности.
О том,
как Н. Н. Тарасов добился
улучшения работы Второго
Государственный
комитет по легкой
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 30 сентября 1965 г. "Об улучшении управления промышленностью" (Сборник постановлений правительства СССР, 1965, N 19 - 20, ст. 152) в СССР реорганизовывалось государственное управление. На смену территориальному принципу управления, через советы народного хозяйства, вновь пришел отраслевой. Министерство легкой промышленности СССР было образовано одновременно с другими союзно-республиканскими министерствами согласно закону "Об изменении системы органов управления промышленностью" от 2 октября 1965 г.
Совет министров
СССР постановлением от 12 октября
1965 г. назначил заместителями
министра легкой
С 1965 г.
решения по наиболее важным
вопросам работы отрасли
Министерство
легкой промышленности СССР
Совет министров постановлением от 16 ноября 1965 г. N 945 утвердил членами коллегии Министерства легкой промышленности СССР Б. А. Большакова, Б. Е. Головастикова, В. К. Мильдзихова, А. П. Попелло, А. К. Покачева, П. П. Фаминского и Ф. Я. Холостова. В тот же день коллегия приступила к формированию центрального аппарата. Вопрос о кадрах центрального аппарата стоял на повестке каждого заседания в ноябре-декабре 1965 года. В 1966 г. утверждение кандидатур на должности в аппарате также проводилось на заседаниях коллегии, и - гораздо менее интенсивно - в рабочем порядке.
Главное управление по поставкам сырья для легкой промышленности, или Союзглавлегпромсырье, работало при Минлегпроме СССР на правах хозрасчетного объединения. Оно обеспечивало все отрасли народного хозяйства СССР текстильным, кожевенным, пушно-меховым сырьем, полуфабрикатами легкой и текстильной промышленности, а также хлопкоочистительным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, вспомогательными изделиями и фурнитурой. По тем видам продукции, планы на которые разрабатывались Госпланом СССР и утверждались в народно-хозяйственном плане, Союзглавлегпромсырье согласовывало с потребителями и поставщиками ассортимент, прикрепляло потребителей к поставщикам, разрабатывало плановые и отчетные балансы, организовывало поставку и контролировало выполнение поставок. По остальным видам продукции (около 900 наименований) главное управление согласовывало с министерствами и ведомствами СССР, а также с Госпланами союзных республик, на предприятиях которых производилась эта продукция, объемы производства, распределяло эту продукцию по всем фондодержателям, разрабатывало планы межотраслевых и межреспубликанских поставок, организовывало и контролировало поставки.
В "Правде" 27 декабря 1965 г. была опубликована статья "Фабрика, магазин, покупатель" с критикой качества чулочно-носочных изделий грузинской фабрики "Крцаниси" и других предприятий легкой промышленности. По инициативе редакции и Центрального универмага Москвы была организована встреча работников промышленных предприятий, представителей министерств торговли СССР и РСФСР, союзных министерств легкой, химической промышленности, машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов, работников столичных магазинов. По материалам этой встречи и была подготовлена публикация.
7 марта 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС N 199 "О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями".
Бирюков Александр Андреевич в 1974 г. был назначен первым заместителем министра легкой промышленности РСФСР, в 1981 г. - заместителем министра легкой промышленности СССР, в 1987 г. - министром легкой промышленности РСФСР (Торговая газета, 28.11.2007).
Встречи с Софьей Николаевной Чупрыгиной
- Софья Николаевна, вы 23 года работали в легкой промышленности, на двух предприятиях, в должностях главного инженера и директора, а потом в Министерстве легкой промышленности СССР в течение 17 лет. Не могли бы вы рассказать о том, как работали предприятия отрасли и министерство в те годы?
Сейчас почти все предприятия, работавшие в наше время в Москве, закрыты: Московский трикотажный комбинат (потом он стал называться "Вариант") на Большой Семеновской, где я была директором; красильная фабрика в Сокольниках; Тушинская чулочная фабрика и другие. В настоящее время в Москве из трикотажных фабрик работает только бельевая фабрика "Красная заря".
Структура легкой промышленности была такова: во главе стояло Министерство легкой промышленности СССР, ему подчинялись министерства легкой промышленности республик Советского Союза, промышленные предприятия подчинялись министерствам легкой промышленности республик. В каждом министерстве были главные управления по всем направлениям специализации легкой промышленности.
Министерство легкой промышленности СССР должно было обеспечить равномерное развитие отрасли, выполнение планов, правильное размещение промышленности с учетом тех трудовых ресурсов, которые имелись в разных регионах.
Например, было построено четыре комбината: Курский и Астраханский в России, Пинский в Белоруссии и Огрский в Латвии. Их размещение было обусловлено наличием рабочей силы, квалифицированных кадров и объемом потребления готовой продукции в этих районах. В них осуществлялось прядение, вязание, пошив одежды и реализация потребителям. Это были мощные комбинаты, на которых работало по 10 000 человек и выпускалась продукция высокого качества. Министерством было организовано производство искусственного меха для изготовления одежды, головных уборов, детских игрушек. Размещение этих предприятий также учитывало кадровые возможности района и потребность в готовой продукции.
Итак, интервью, взятые у министра легкой промышленности СССР Н. Н. Тарасова и начальника главного управления трикотажной промышленности С. Н. Чупрыгиной позволяют понять, почему предпринятая А. Н. Косыгиным реформа не решила поставленных задач, почему система государственного управления не смогла преодолеть кризисные явления путем преобразований.