Реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:51, реферат

Краткое описание

Кризис феодально-крепостнической системы. Кризис крепостной промышленности. Кризис феодально-крепостнической системы в сельском хозяйстве. Подготовка реформ и проведение социально-экономических преобразований Александром II.

Файлы: 1 файл

История экономики.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

       Основные положения крестьянской  реформы 1861 года:

     - крестьяне получали личную свободу  и наделялись общегражданскими  правами;

      - крестьяне освобождались с землей, т.е с полевым наделом, размер  которого в зависимости от  региона России был разный  и колебался от 3 до 12 десятин ( 1 десятина = 1,1 га);

      - крестьяне получали землю не  безвозмездно, а должны были ее  выкупить у помещика, до завершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными» и были обязаны выполнять повинности – барщину и оброк;

      - размер выкупа за землю устанавливался  в зависимости от величины  денежного оброка крестьянина  и приравнивался к капиталу, который в банке должен давать доход 6% годовых. 20% выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно. 80% выкупной суммы давала в долгосрочный кредит государство – на 49 лет под 6% годовых;

      - крестьяне в течении 9 лет не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину;

      - крестьяне, в пользовании которых  было больше земли, чем предусматривалось  нормами реформы должны были  вернуть излишки помещику –  так называемые «отрезки».

     Реформа носила не системный,  а фискальный характер. Выкупная  операция не только не требовала  от государства затрат, но и  принесла козне выгоду. Александр  II стремился восстановить престиж государства, предотвратить социальные потрясения, создать условия для модернизации экономики и преодоления хозяйственной и технической отсталости.

       Реформа не привела к окончательному  отказу помещичьих земель от  крепостнических отношений, сохранилось  крупное помещичье землевладение.  Крестьянская земля передавалась в руги общины, служившей тормозом для развития рыночных отношений, формирования наемного труда.

      Ответная реакция крестьян на  закон об освобождении была  резко негативной. В 1861 году по стране прокатилась война крестьянского протеста против условий, по которым они получали волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у  помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброк.

       Крестьянская реформа была юридическим  актом, обозначавшим хронологическую  границу между феодализмом и капитализмом России.

     

    1. Судебная реформа (1864 г.)

       Основные положения:

- вводился  бессословный характер судебной  деятельности, т.е формальное равенство  всех сословий перед законом;

-провозглашалась несменяемость судей и независимость их административных властей;

- вводилась  гласность и состязательность  судопроизводства;

- учреждалась  адвокатура (присяжные или частные  поверенные)

- создавался  институт присяжных заседателей  для рассмотрения сложных уголовных дел;

- вводилась выборность некоторых судебных органов ( мировые судьи);

- упрощена  система судопроизводства и сокращено  число судебных инстанций;

- изменена  система предварительного следствия,  теперь оно осуществлялось не  полицией,  а судебными следователями,  входившими в состав окружных судов.

            Судебная система России по реформе 1864 г.

    

   

     

     

 

 
 

Избирается Уездным                                                                                      Назначается императором

земским собранием 

    1. Земская реформа

     В  реорганизации системы государственного  управления одним из первых  шагов стала земская реформа. 1 января 1864 года было утверждено  «Положение о губернских и  уездных земских учреждениях».

      Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия – землевладельческая – состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15000 рублей. Вторая курия – городская – объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым  оборотом не менее 6000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2000 рублей. Выборы по третьей курии – сельских крестьянских обществ -были многостепенными. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания являлся предводитель дворянства.

      Земские собрания избирали исполнительные  органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

      Собрание гласных происходили  раз в год. В их компетенцию  входило распределение государственных  налогов, утверждение местных  налогов, местное хозяйство, медицина, образование. 

      Являясь представительными учреждениями, земства внимательно относились к местным нуждам. Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансирование их деятельности, осуществляющееся за счет местных налогов. Работа  в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию интеллигенции.

      Постепенно нарастает так называемое  земское движение, главным требованием  которого было создание центрального  земского учреждения. Правительство,  стремясь избежать возникновения  оппозиции, не допускало контактов между земствами разных губерний. Губернаторам поручалось цензура земских докладов. Постановление земского собрания могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел. Ограничивалась   публичность земской деятельности. 

    1. Городская реформа

     Подготовка к городской реформе  началась в 1861 году. Проект ее  долго обсуждался и переделывался.  Правительство крайне опасалось  превращения городских дум в  политическую трибуну.

     «Городское положение» было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов, а третью – все остальные. Каждое собрание избрало третью часть от установленного для города числа гласных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей. В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6 % от населения.

     В компетенцию городского управления  входило городское благоустройство,  попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой (сроком на 4 года, как и сама дума), утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решения городской думы. К 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.

 

    1. Военная реформа

     В течение  12 лет осуществлялись  преобразования в армии (1862-1874). Инициатором и руководителем  военных реформ был генерал  Д.А.Милютин, возглавивший Военное министерство с 1861 по 1881 г. Для оперативного руководства войсками в 1864 г. страна была разделена на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. За 3 года – с 1864 по 1867 г. – численность армии снизилось с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса.

     В 60-е гг. по настоянию Военного  министерства были построены  железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска. В течение 70-х гг. в основном завершилось техническое перевооружение армии.

     Военные теоретики М.И.Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А.Леер внесли  качественное изменение в военную науку. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. В них принимались лица всех сословий.

     После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о военной повинности, коренным образом изменивший систему комплектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно – 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию – 1,5 года, выпускники вузов – 6 месяцев. Результатом реформы явилось создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. 

2.6  Реформы в области народного образования 1863 – 1864 гг.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вывод: Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что далеко не все, что задумывалось в начале 1860–х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными, остались незавершенными. И все же их стоит назвать Великими реформами, т.к они являлись одной из крупнейших вех социального и экономического развития России.

     Отмена крепостного права положила  начало ликвидации феодальных  институтов, тормозивших развитие  товарно-рыночных отношений, как  в сельском хозяйстве, так и  в промышленности. Ускорилось формирование  рынка рабочей силы. Социально-экономические преобразования 1860-х годов явились бесповоротным шагом по пути превращения в буржуазную монархию. 
 

14.12.2011 г.

Информация о работе Реформы Александра II