Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:02, реферат
Александр II воплощал в жизнь либеральные реформы, т. е. те реформы, которые направлены на уменьшение роли государства в хозяйственной и экономической жизни, направлены на формирование рыночных начал в экономике, на расширение свободы, в т. ч. экономической свободы, направлены на расширение демократии в обществе, на расширение прав человека, на развитие и поддержку частного предпринимательства.
1. Введение 3
2. Предпосылки «Великих реформ» 4
3. Отмена крепостного права. Аграрная реформа. 5
4. Реформы 1860—1870-х годов и их последствия 9
4.1 Земская реформа 9
4.2 Судебная реформа 11
4.3 Реформа образования 12
4.4 Военная реформа. 12
4.5 Реформы в области печати 13
5. Значение реформ. 14
6. Территориальные изменения 16
7. Заключение 18
8. Списокиспользуемой литературы 1
Фактически крестьяне выкупали не только земельные участки, но и свою личную свободу. Рыночная цена наделов в черноземных губерниях составляла в среднем 284 рубля, а по выкупным расчетам — 342 рубля. В нечерноземных губерниях — соответственно 180 и 342 рубля. Выкупная цена по всей земле составила, в конечном счете, 867 миллионов рублей, тогда как ее рыночная цена равнялась 544 миллионам рублей. Таким образом, помещики получили выкуп и за освобождение крестьян.
Исчисленные суммы выкупных платежей для подавляющей части крестьян оказались просто колоссальными, и они не могли сразу их погасить. Поэтому правительство пошло на такой шаг: крестьяне, получившие полный надел, выплачивали непосредственно помещику (сразу, в рассрочку или путем отработки повинностей) 20% всего выкупа. После этого все отношения крестьян с бывшим помещиком формально заканчивались. Оставшиеся 80% суммы выкупа помещикам возмещало государство в форме ценных бумаг под 5% годового дохода. Эту 80%-ю сумму крестьяне должны были выплатить государству в течение 49 лет.
Следует подчеркнуть, что и 20% выкупных платежей для крестьян были огромной суммой. Выплата их затянулась на многие годы. И до полной уплаты выкупа крестьяне находились на временнообязанном положении, т.е. они были обязаны выполнять барщину или выплачивать оброк по установленным нормам — примерно 8 — 12 рублей в год. Через 20 лет было принято решение завершить выкуп в обязательном порядке всем оставшимся временнообязанным, а таких было примерно 15% бывших крепостных крестьян. И лишь к 1907 году выкупные платежи были полностью отменены. К этому времени крестьяне выплатили сумму, почти в три раза больше установленной по первоначальным расчетам — свыше 1,5миллиарда рублей.
Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. В 1861 году по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, на которых их отпускали на волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки. Большое недовольство вызвали высшие и низшие нормы наделов, а также величина выкупов, которые они были обязаны выплатить помещикам или казне. Во многих регионах страны распространялись слухи о том, что у помещиков «поддельные» документы, а настоящие «царские» законы якобы скрываются от народа. Крестьянские волнения проходили в Черноземных губерниях, в Поволжье, на Украине, на их усмирение были брошены большие воинские и полицейские силы.
В 1863 году закончилась аграрная реформа и в удельных (дворцовых) хозяйствах, начатая еще в 1858 году. В течение 1863—1865 годов все крестьяне были переведены на выкуп, но фактически они были обязаны выплачивать в виде выкупных платежей тот же оброк, что и прежде, на протяжении 49 лет.
Государственные крестьяне к 1886 году также были переведены на выкуп, причем эти платежи за наделы были увеличены почти в 1,5 раза по сравнению с величиной оброка. Выкуп земли для таких крестьян был разрешен только для целых селений с единовременной выплатой всех сумм. И все же следует отметить, что условия реформы для удельных и государственных крестьян были гораздо благоприятнее, чем для помещичьих.
Реформа 1861 года означала, что эпоха феодализма в России заканчивалась, но его пережитки еще долгие годы оставались в качестве реальности хозяйственной жизни страны. Это проявилось в том, что помещики не только сохранили огромные землевладения, но и отобрали часть лучших земель у общины, в то время как основная масса крестьян испытывала земельный голод. До 4 миллионов крепостных крестьян были освобождены совсем без земли или с минимальными наделами. Почти половина крестьян получила участки менее трех десятин, а более 5% — до одной десятины земли на хозяйство. Это по существу явилось формой экспроприации земли у крестьян в процессе их освобождения. Долгие десятилетия крестьяне оставались в тисках отработок повинностей и выкупных платежей помещикам и правительству, оставаясь при этом неполноправным сословием. Провозглашенное в Манифесте право выбора хозяйственной деятельности в течение многих лет сводилось на нет необходимостью отрабатывать повинности в пользу помещиков за пользование наделами.
Вместе с тем, отмена крепостного права явилась прогрессивным шагом. Она способствовала развитию новых экономических отношений не только в деревне, но и во всем народном хозяйстве страны.
4. Реформы 1860—1870-х годов и их последствия
4.1 Земская реформа
Вслед за аграрной реформой в России были осуществлены и дру¬гие преобразования, прежде всего в области местного самоуправле¬ния, необходимость которых была для всех очевидна. Дело в том, что до Александра II все органы самоуправления в России имели сослов¬ный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правитель¬ство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в целях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономи¬ческим условиям.
Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправле¬ния, известная как земская реформа. 1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответ¬ствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления — земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губерн¬ских земских управ).
В уездные земские собрания выбирались депутаты от землевла¬дельцев — помещиков и зажиточных крестьян, от богатых горожан — купцов и промышленников, а также от остальных категорий кресть¬ян через выборных представителей. На уездных земских собраниях избирались члены уездной земской управы и депутаты в губернское земское собрание, которые, в свою очередь, избирали членов губерн¬ской земской управы.
Депутаты земских собраний назывались «гласными», т.е. имевши¬ми право голоса, и считались «первым элементом» земства. Они со¬бирались раз в год на заседания для утверждения годовых отчетов земской управы и земского бюджета. Депутаты не получали никако¬го вознаграждения за эту деятельность, в отличие от членов земских управ, которые считались земскими служащими и назывались «вто¬рым элементом» земства.
Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, земле¬устроителей и прочих служащих, которые назывались «третьим эле¬ментом» земства. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация до¬рог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения, взаимное страхование и т.д. Все зем¬ские учреждения находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел.
Следует отметить, что земская реформа была проведена не по всей стране, а лишь в 34 губерниях, т.е. там, где проходила отмена крепо¬стного права. Там, где не было помещичьего землевладения — в Си¬бири, в Нижнем Поволжье, в Архангелогородской губернии, а также в национальных районах (Прибалтике, Польше, на Кавказе, в Ка¬захстане, Средней Азии) эта реформа завершилась лишь к 1880 году.
В целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообраз¬ных проблем на местном уровне.
Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа. В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 го¬родах устанавливалась система городского выборного самоуправле¬ния. Взамен существовавших ранее сословных городских управле¬ний в городах стала выбираться на четыре года городская дума, воз¬главляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы.
Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цен¬зу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чи¬новники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяй¬ственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная тор¬говля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана.
4.2 Судебная реформа
Начиная с 1864 года, в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяж¬ных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была созда¬на единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. Именно введение гласного бессословного суда означало некоторое ограничение самодержавия. Это был реальный, хотя и маленький, шаг по направлению к разделению властей в России.
В пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных ок¬ругов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей, считались окончательными и мог¬ли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Се¬нат, который принимал апелляции на судебные решения. Для разбо¬ра незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб¬лей в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи вы¬бирались на уездных земских собраниях.
Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверж¬дались императором, а мировые судьи — Сенатом, и после этого их нельзя было уволить и даже временно отстранить от должности, т.е. вводился принцип несменяемости судей. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и в основном закончилась к 1870 году, когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях.
4.3 Реформа образования
В 1860-е годы проходила и реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гим¬назиями стали функционировать реальные училища, в которых боль¬ше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащих¬ся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты.
В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, уре¬занный в годы правления Николая I, по которому вновь закрепля¬лась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.п. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения — Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих евро¬пейских стран.
4.4 Военная реформа.
Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия не способна эффективно обеспечить безопасность страны. Это сделало необходимой военную реформу. Первым шагом к ней стала ликвидация в 1855 г. военных поселений.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Большие изменения претерпела система военного образования. Вместо закрытых кадетских корпусов были созданы военные гимназии, выпускники которых получали не только военное, но и хорошее общее образование. Специальная же военная подготовка велась в высших юнкерских училищах.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.
4.5 Реформы в области печати.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.
В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).
Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.