Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:10, контрольная работа
Одной из важных предпосылок формирования абсолютизма явилась социальная сфера. Собственно экономические изменения в жизни общества не предопределяют развития форм государственности, экономическим изменениям соответствуют перемены в социальной структуре общества, и прежде всего в облике господствующего класса - феодалов. С середины ХVШ в. претерпели изменения права феодалов на землю: Уложение 1649г. закрепило сближение поместий с вотчинами в части прав по обмену поместий; в 1674-1676 гг. за отставными служилыми людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий.
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).
Юстиц-коллегия была апелляционным
судом по отношению к надворным
судам, являлась органом управления
над всеми судами, разбирала некоторые
дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных
и нижних судов. Президентами надворных
судов были губернаторы и вице-
Судебные функции исполняли
почти все коллегии, исключая коллегию
Иностранных дел. Политические дела
рассматривали Преображенский приказ
и Тайная канцелярия. Порядок прохождения
дел по инстанциям путался, губернаторы
и воеводы вмешивались в
Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы. Судебные дела решались медленно и сопровождались волокитой и взяточничеством.
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства.
Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках. Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона.
Изменения внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения". Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства6.
Список использованной литературы
1. Аверх Ф.Я: Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России. -История СССР, 1962 ., С 57-59
2.Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России ХVПв и ее роль в формировании абсолютизма, 1988г. с. 30
3. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России.- М.:Правда, 1990 ., С 98-100
4. Стешенко Л. А, Софроненко К. А. - Государственный строй в России в первой четверти ХVШ в. М. 1973, С. 30-35,73-80
5. Федосов И.А: Из истории русской
общественной мысли XVIII столетия; М.М.Щербатов.-М.:Просвещение,
2. Изменение в судебной системе, органах юстиции и прокуратуры СССР 1965-1984 г.
Власти внося изменения
в судебную систему, органы
прокуратуры и юстиции
Следствием противоборства двух тенденций
явилось одновременное
На втором этапе (1972—1985) побеждают консервативные тенденции. Правящая элита сплачивается вокруг человека, символизирующего солидарное коллективное руководство партийной элиты, — Л. И. Брежнева. В 1966 г. он был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, в 1977 г. — Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Постепенно происходит отступление от решений XX съезда партии, выразившееся в «косвенной» реабилитации Сталина. Приоритетными отраслями экономики стали оборонная промышленность, энергетика, сельское хозяйство. Крупные инвестиции направляются на освоение Сибири. Экономика начинает развиваться по экстенсивному пути, что со временем приводит к падению ее эффективности, снижению темпов роста производства, снижению уровня жизни. Сбои в экономике компенсировались ужесточением идеологического контроля над обществом, преследованием инакомыслия.
В 1977 г. была принята новая конституция. Работа над ней продолжалась 15 лет (с 1982 г.). Преамбула конституции закрепила концепцию «развитого социализма» как закономерного этапа на пути к коммунизму» отсутствовавшую в классической марксистско-ленинской теории. Впервые она была сформулирована в 1967 г. и позволила объяснить увеличивавшийся разрыв между коммунистической теорией и советскими реалиями.
Конституция 1977 года впервые закрепила основные сферы общественного строя: политическую (гл. 1), экономическую (гл. 2) и социально-культурную (гл. 3) систему. Оформлялось превращение государства диктатуры пролетариата в общенародное государство (ст. 1), означавшее появление новой исторической общности — советского народа. Утверждалась «руководящая и направляющая» роль КПСС (ст. 6).7
Конституция подчеркивала принцип народовластия (ст. 2), коммунистического самоуправления и признавала возросшую роль общественных организаций (ст. 7-9). В рассматриваемый период возросло число общественных организаций в культурной жизни, спортивном движении, создавались органы «народного контроля» (ст. 92). Впервые в советской истории признавался институт референдума (ст. 5, 115). Конституционно закреплялся принцип социалистической законности (ст. 4).
Развитие получил
Статья 145. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районов в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 146. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов
руководят на своей территории государственным,
хозяйственным и социально-
Статья 147. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения8.
Статья 148. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 149. Исполнительными и
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Исполнительные комитеты местных
Советов народных депутатов непосредственно
подотчетны как Совету, их избравшему,
так и вышестоящему исполнительному и
распорядительному органу.
Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.
Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.
Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет, а народные заседатели — собраниями военнослужащих сроком на два с половиной года.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Верховный Суд СССР является высшим судебным органом СССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом.
Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом СССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В состав Верховного Суда СССР входят по должности председатели Верховных Судов союзных республик...
Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Правосудие в СССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом9.
Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно...