Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 12:27, доклад
Одним из главных событий XIX в. считается отмена крепостного права в 1861 г. В связи с этим XIX столетие в исторической литературе часто делят на «дореформенный» и «пореформенный» периоды. К дореформенному периоду относятся первые 55 лет XIX в., т.е. царствования Александра I (1801–1825) и Николая I (1825–1855); к пореформенному периоду – время царствования Александра II (1855-1881) и Александра III (1881-1894).История реформаторства в России принадлежит к числу наиболее актуальных проблем исторической науки.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики, управления и природопользования
Заочный экономический факультет
Кафедра управление персоналом
Доклад
По курсу: «Истории»
На тему: «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского»
Преподаватель |
Канд.ист.наук, доцет |
Лущаева Г.М. | ||||
подпись, дата |
должность, ученая степень |
фамилия, инициалы |
Студент |
ЗЭ14-5БУП1 |
131407702 |
Девайкина М. | ||||
номер группы |
номер зачетной книжки |
подпись, дата |
фамилия, инициалы |
Красноярск 2014
Введение
Историю XIX в. в России
принято начинать с 12 марта1801 г.– времени
восшествия на престол Александра I после
свержения и убийства императора Павла.
Одним из главных
событий XIX в. считается отмена крепостного
права в 1861 г. В связи с этим XIX столетие
в исторической литературе часто делят
на «дореформенный» и «пореформенный»
периоды. К дореформенному периоду относятся
первые 55 лет XIX в., т.е. царствования Александра
I (1801–1825) и Николая I (1825–1855); к пореформенному
периоду – время царствования Александра
II (1855-1881) и Александра III (1881-1894).История
реформаторства в России принадлежит
к числу наиболее актуальных проблем исторической
науки. Начало XIX века для России было периодом
острых социальных и политических столкновений,
послуживших основанием для проведения
реформ государственно-общественного
порядка (положение народа, гнет самодержавия
и т.п). Проявившаяся на рубеже XVIII и XIX веков
тенденция разложения феодально-крепостнической
системы хозяйства и формирования капиталистических
отношений привела к изменениям в социальной
структуре общества и экономике страны.
Необходимость государственных преобразований
осознавалась всеми социальными группами
населения. В первую очередь требовался
пересмотр аграрно-крестьянского законодательства,
ограничение произвола верховной власти,
изменение сословных взаимоотношений,
реорганизация суда. Это в известной мере
совпадало со стремлениями вступившего
на престол молодого императора Александра
I, намеревавшегося осуществить в России
либеральные реформы. Разработка реформаторских
проектов была поручена талантливому
представителю бюрократической элиты
М. М. Сперанскому, выходцу из духовной
среды.
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского
В XIX в. в России прослеживались
несколько попыток решительные реформ,
одна из которых связана с именем М.М. Сперанского.
Сперанский разработал широкую программу
государственных реформ. Программа предусматривала
создание в стране представительных органов
снизу доверху, уравнивание всех сословий
перед законом, утверждение принципа разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную. Суть программы преобразований
Сперанского состояла в создании в России
монархии буржуазного типа, утверждение
правового государства. Однако в полном
объеме программа Михаил Михайлович не
была и не могла быть реализована из-за
отсутствия объективных условий в российской
действительности и страха Александра
I перед дворянством. Это предопределило
крах попыток М.М. Сперанского преобразовать
Россию.
И все-таки некоторые положения его программы
удалось воплотить в жизнь.
Реформы
- Государственной думе принадлежит законодательная
власть; министерства осуществляют исполнительную
власть; Сенату принадлежит судебная власть
- Устанавливались три основных сословия
российского общества: 1) дворянство 2)
«среднее состояние» (купцы мещане государственные
крестьяне) 3) «народ рабочий» (крепостные
крестьяне, домашние слуги, рабочие)
- Политические права должны были принадлежать
представителям «свободных» (первых двух)
сословий; третье сословие получало общие
гражданские права.
- Избирательное право получали лишь лица,
обладавшие движимым и недвижимым имуществом
- Назначаемый царём канцлер должен был
руководить работой Думы.
В целом, Сперанский хотел
создать более демократичную систему
с монархом во главе, где каждый человек,
вне зависимости от его происхождения,
имел равные права и мог рассчитывать
на защиту своих прав в суде. Он хотел создать
в России полноценное правовое государство.
М.М.Сперанский (1772-1839)
оставил значительный след не только в
России в целом, но и в Сибири. Именно в
годы его правления (1819-1822) зародилась
идея о создании университета в Иркутске.
Одна
из особенностей, характерных для его
проектов, состояла в том, что надежды
на изменение форм правления в России
он всецело возлагал на Александра I. Опасаясь
революции и тех последствий, которые
она могла за собой повлечь, он стремился
провести преобразования реформаторским
путём.
Биография
Михаил Михайлович Сперанский
(1772-1839 гг.) – российский политический
и общественный деятель, автор многочисленных
теоретических работ по юриспруденции
и праву, законотворец и реформатор. Являлся
членов Императорской Академии наук и
был воспитателем наследника престола
Александра.
Сперанский
родился во Владимирской губернии в семье
священника. Был широко образованным человеком,
воспринявшим идеи просветительства и
придерживавшимся либеральных взглядов.
Начав свою карьеру в качестве преподавателя
Александро—Невской семинарии, он вскоре
перешел на государственную службу, где
со временем занимал ответственные посты.
Здесь он проявил блестящие административные
способности и был замечен членами Негласного
комитета, привлекшими его к разработке
преобразовательных проектов. В 1802-1809
гг. Сперанским был составлен ряд записок
(«Записка об устройстве судебных и правительственных
учреждений в России», «О коренных законах
государства», «Размышления о государственном
устройстве империи», «О силе общего мнения»,
«Введение к уложению государственных
законов» и др.) Он быстро продвигался
по службе и к 1801 году достигает чина действительного
статского советника. В 1806 году он знакомится
с Александром 1 и очень быстро входит
в расположение у императора. Благодаря
своему уму и отличной службе в 1810 году
Сперанский становится государственным
секретарем – вторым человеком после
государя. Сперанский начинает активную
политическую и реформаторскую деятельность.
В 1819 году он становится генерал-губернатором
Сибири. В 1839 году Сперанский умирает от
простуды.
Итоги
К сожалению, не все реформы, которые предложил
Сперанский, были воплощены в жизнь. Во
многом на провал его программы повлиял
страх Александра 1 перед столь крупными
преобразованиями и недовольство дворянства,
которое имело влияние на царя. Несмотря
на то, что не все задуманное было осуществлено,
часть проектов, составленных им все же
были воплощены в жизнь. Благодаря Михаилу
Михайловичу удалось добиться: Роста экономики
страны, а также роста экономической привлекательности
Российской Империи в глазах иностранных
инвесторов, что позволило создать более
мощную внешнюю торговлю( в 1810 году Александр
I издает новый тариф, по нему с 1811 года
воспрещался или облагался высокими пошлинами
ввоз иностранных предметов роскоши, шедших
к нам сухим путем. В 1819 году, под управлением
Сперанского, был издан новый тариф, самый
либеральный из всех, когда-либо существовавших
в
России. Он разрешил к привозу все ранее
запрещенные товары и снова значительно
понизил пошлины и сильно облегчили внешнюю
торговлю, ежегодные объёмы торговых оборотов
стали быстро расти.); Модернизации системы
государственного управления. Армия чиновников
стала функционировать более эффективно
за меньшее количество государственных
средств ( если брать в среднем, то зарплаты
чиновников были относительно низкими.
Скажем, в середине XIX века на одного служащего
МВД приходилось 240 рублей в год.). Создать
мощную инфраструктуру во внутренней
экономике, которая позволила ей быстрее
развиваться и эффективнее саморегулироваться
(развитие горного дела, добыча полезных
ископаемых, развитие торговли и тд). Под
руководством Сперанского было выпущено
«Полное собрание законов Российской
империи» в 45 томах – документ, содержащий
все законы и акты, выпущенные с момента
царствования Алексея Михайловича.
Хотя инициатива преобразований в России
принадлежала верховной власти, Сперанский
не удовлетворился ролью простого исполнителя
высочайших предначертаний, впрочем, весьма
неопределенных. Он выдвинул принципиальную
и чёткую программу реформ в политической,
социально-экономической и культурной
области. Кроме того, Сперанский был блестящим
юристом и законотворцем и теоретические
принципы управления, описанные им за
период своей деятельности, легли в основу
современного права.
Заключение
Тот факт, что не
все замыслы М.М.Сперанского были реализованы,
отнюдь не снижает значимости его теоретических
разработок. По мнению многих историков,
Сперанский прилагал максимум усилий,
чтобы претворить в жизнь свои проекты.
Об этом свидетельствуют его попытка подготовить
общественное мнение в стране и разъяснительная
работа с императором, во время которой
он стремился доказать своевременность
и неизбежность преобразований. В его
неоднозначной фигуре отразился весь
спектр российских реалий того времени:
стремление передовой интеллигенции к
преобразованиям и яростное сопротивление
им со стороны консерваторов, намерение
монарха провести реформы и его боязнь
потерять свои прерогативы. Эти противоречия,
с которыми Сперанский был вынужден считаться,
и обусловили тяжкий путь российского
реформаторства начала XIX века.
В целом, государственная деятельность
М.М. Сперанского чрезвычайно сложна, богата
событиями и противоречиями. Вклад Михаила
Михайловича в историю огромен. В своих
либеральных проектах он смог превзойти
своих современников, заложив основы для
укрепления российской государственности
в будущем.
Список используемой литературы
1)
Берендтс Э. Н. Проекты реформ Сената в
царствование императоров Александра
I и Николая I - СПБ., 1911.
2) Коршунов Н. М. Четыре проекта Сперанского
о преобразовании Сената, 1910.
3) Романович-Славатинский А. В. Государственная
деятельность графа Сперанского - К., 1873.
4) Сахаров А. Н. Тяжкий путь российского
реформаторства - М., 1995.
5) Харитонов А.Г. Политические воззрения
Сперанского - Л., 1940.
Информация о работе Реформаторская деятельность М. М. Сперанского