Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:19, реферат
Реформация – мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на территории Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства – протестантизма.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Причины зарождения реформационного движения в Европе………………….4
2. Основные течения Реформации…………………………………………………………...….10
3. Контрреформация и ее результаты…………………………………………..……...………14
Заключение…………………………………………………………………………………………………….17
Список использованных источников……………………………………………………………..18
Анабаптисты были первыми христианскими фундаменталистами, их преследовали и протестанты, и католики. Они возродились как меннониты под руководством Менно Симонса (1496–1561), их духовными наследниками в последствии стали баптисты, унитарии и квакеры [2, с. 355, 357].
Создателем наиболее последовательного
реформационного учения, которое
послужило идеологической основой
раннебуржуазных революций, был
Жан Кальвин (1509–1564). Он родился в
городе Нуайоне (Северная Франция) в
семье епископского секретаря; окончил
юридический факультет
Основным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения». Никакими делами или заслугами нельзя изменить это извечное предопределение. Причем оно не только необратимо, но и непостижимо. Однако Кальвин не делал из этого фаталистических выводов. Он учил, что каждый верующий должен считать, что именно он является божьим избранником, и стремиться всей своей деятельностью оправдать это избрание. Неудачи в жизни и деятельности – показатель греховности избранного пути, непонимания божественного призвания. Другими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный смиренно нести бремя нищенской жизни.
В отличие от Лютера, Кальвин
считал бога неумолимым и карающим.
Страх перед его десницей должен
заставить верующего покаяться,
хотя спасение даруется не самим покаянием,
а искупительной жертвой
Кальвин был таким же нетерпимым к инаковерию и инакомыслию, как и глава католической церкви. По его настоянию в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый-гуманист Мигель Сервет, отвергавший учение о троичности бога (антитринитаризм). Столь же жестоко Кальвин расправлялся и с анабаптистами, требовавшими упразднения насильственной власти и установления имущественного равенства [3, с. 426–428]. По вопросам этики Кальвин разработал такой новый и неподражаемый кодекс поведения, который позволяет сразу же узнать его последователей. Семья добрых кальвинистов воздерживается от любых удовольствий и вольностей: танцев, песен, выпивки, азартных игр, флирта, яркой одежды, легкомысленного чтения, громкой речи, даже от выразительных жестов. Они должны проводить жизнь в суровом самоотвержении, упорном труде, бережливости, но главное, в набожности. К старому грузу католиков – воздерживаться от греха – они добавили новый: поддерживать внешний вид. В искусстве они избегали прямого изображения Бога, всяческих мифических символов и аллегорий. Единственным удовольствием и наставлением для них было ежедневно читать Библию. В англоязычном мире это явление известно под именем пуритан.
В 1529 г. король Генрих VIII Английский
начал проводить политику, в результате
которой Церковь Англии отделилась
от Рима. Первопричиной этого стало
настойчивое желание Генриха
иметь наследника и отказ папы
разрешить ему развод. Генрих, до
того получивший прозвание Defensor Fidei(Защитник
веры) за осуждение Лютера, на самом
деле религией вовсе не интересовался;
при этом за свои нападки на привилегии
и собственность Церкви он получил
решительную поддержку
Во Франции кальвинистов называли гугенотами: это направление быстро распространилось на бывшие земли альбигойцев на юге из ападе и в среде городского населения всех провинций. Гугеноты составляли большинство в партии Бурбонов во время религиозных войн и были решающей силой в религиозной жизни во Франции до окончательного их изгнания в 1685 г.
В Нидерландах подъем кальвинизма (среди бюргеров Амстердама, Роттердама и Лейдена) стал главным фактором разделения на католические провинции на западе и Соединенные провинции на востоке. Голландская реформированная церковь стала играть в стране ведущую роль с тех пор, как кальвинизм был признан государственной религией в 1622 г.
В Польско-Литовском королевстве,
Богемии и Венгрии к
Контрреформация и ее результаты
В первой половине XVI в. Реформация
распространилась в Англии, Шотландии
и Скандинавских государствах. Она
проникла во Францию, Польшу и Венгрию.
Это заставило католическую церковь
и поддерживавшие ее реакционные
феодальные силы перестроиться и
перейти в наступление против
Реформации и еретического движения.
С этой целью был созван Тридентский
собор, заседавший с перерывами с 1545
по 1563 г. Он провел некоторые незначительные
реформы: запретил плюрализм – сосредоточение
в одних руках нескольких церковных
бенефициев – и абсентеизм –
получение доходов с церковных
должностей лицами, не выполняющими должностных
функций. Был несколько сокращен
аппарат папской курии. На последних
заседаниях собора взяли верх «ультрамонтане»
– наиболее реакционные прелаты
и иезуиты, выступающие против любых
изменений в догматике и
Используя решение собора
и опираясь на иезуитов, папство
смогло упрочить свое положение, укрепить
церковную организацию и
Боевым органом католической
реакции стал орден иезуитов, основанный
Игнатием Лайолой (1491–1556). Этот воинственный
испанский идальго, лишившись после
тяжелого ранения возможности продолжать
военную службу, посвятил себя «служению
Иисусу» и борьбе с ересями. Он
изучил богословие в Сорбонне и создал
там «Общество Иисуса». В 1540 г. папа
утвердил устав нового ордена и взял
его под свое покровительство. Орден
получил строго централизованное устройство.
Его генерал (первым генералом был
избран пожизненно Лойола) вместе с
совещательным советом
Члены иезуитского ордена в отличие от других монашеских орденов жили в миру и были людьми чисто светскими, выступая в роли ловких политиков и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. Ради торжества «дела Христова», выполняя задания ордена, они пускали в ход любые средства: лесть, интриги, клевету, яд, организацию заговоров и убийств по принципу: цель оправдывает средства. Иезуитские начальники заранее давали прощение содеянных при этом грехов. Воспитанию подобных деятелей была посвящена вся иезуитская педагогика. В своем трактате «Духовные упражнения» Лойола наставлял: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны, как палка, подчиняющаяся всякому движению, как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить в свои руки все школьное образование. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры. Под влиянием иезуитов находились богословские факультеты многих католических университетов.
Бесцеремонные действия иезуитов, их причастность к заговорам и дворцовым интригам нередко вызывали ответные меры – изгнание и запрет деятельности ордена в отдельных странах. После временного закрытия ордена (1773–1814), он действует до настоящего времени. Слово «иезуит» давно приобрело нарицательный смысл, ассоциируясь с коварством, предательством, неразборчивостью в средствах [3, с. 428–429].
Трагично вошла в историю
Варфоломеевская ночь кровопролитная
расправа (погибло порядка 30 тысяч
человек), учиненная католиками над
реформаторами-гугенотами в Париже
и других городах Франции в
ночь на 24 августа 1572 г. (во время праздника
св. Варфоломея). Вдохновителями террора
выступили королева-мать Екатерина
Медичи и лидеры католической партии,
представители
Таким образом, католическая
контрреформация имела
Заключение
На основе изученного материала,
автор исследования пришел к выводу,
что Реформация в Европе была очень
сложным и многогранным процессом.
Реформы церкви неизбежно сочетались
с общественными силами, политикой
и растущим чувством национализма.
Все это приводило к
Реформационное движение
повлияло на все стороны жизни
Европы. Утверждая необходимость
постоянного чтения Библии, оно повлияло
на систему образования в
Список использованных источников
1. Советская Историческая Энциклопедия / Е.М. Жуков (гл. ред.) [и др.] – Москва: Советская энциклопедия, 1969. – Т. 12 Репарации – Славяне
2. История Европы / Н. Дэвис, Пер. с англ. Т.Б. Менской, – Москва: Транзисткнига, 2004 – 943 с.
3. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М.Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др.: Под ред. Н.Ф Колесницкого. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 575 с.
4. Католичество / Автор-сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный дом, 2006. 384 с. – (Религии мира).