Реформация в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

Реформация – мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на территории Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства – протестантизма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Причины зарождения реформационного движения в Европе………………….4
2. Основные течения Реформации…………………………………………………………...….10
3. Контрреформация и ее результаты…………………………………………..……...………14
Заключение…………………………………………………………………………………………………….17
Список использованных источников……………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Малая энергетика.docx

— 32.80 Кб (Скачать)

 

Анабаптисты  были  первыми  христианскими  фундаменталистами,  их преследовали  и  протестанты,  и  католики.  Они  возродились  как  меннониты под  руководством  Менно  Симонса  (1496–1561),  их  духовными наследниками   в   последствии   стали   баптисты,   унитарии   и   квакеры        [2, с. 355, 357].

 

Создателем наиболее последовательного  реформационного учения, которое  послужило идеологической основой  раннебуржуазных революций, был  Жан Кальвин (1509–1564). Он родился в  городе Нуайоне (Северная Франция) в  семье епископского секретаря; окончил  юридический факультет Буржского  университета и вместе с тем получил  хорошую богословскую и филологическую подготовку.

 

Основным положением кальвинизма  является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в  земной жизни и в «жизни вечной»  раз и навсегда предопределена со времени «творения». Никакими делами или заслугами нельзя изменить это извечное предопределение. Причем оно не только необратимо, но и непостижимо. Однако Кальвин не делал из этого фаталистических выводов. Он учил, что каждый верующий должен считать, что именно он является божьим избранником, и стремиться  всей  своей  деятельностью  оправдать  это  избрание.  Неудачи  в жизни  и  деятельности  –  показатель греховности избранного пути, непонимания божественного  призвания.  Другими  словами,  богатый  должен  преуспевать  в  накоплении  богатств,  а  бедный  смиренно  нести  бремя  нищенской  жизни.

 

В отличие от Лютера, Кальвин  считал бога неумолимым и карающим. Страх перед его десницей должен заставить верующего покаяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа. Но из догмата Кальвина об абсолютном предопределении не следовал вывод  об обреченности человека. Последователи  Кальвина создали учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться на избранном  поприще, быть умеренным и бережливым. Преуспевание в мирских делах  объявлялось самым богоугодным  делом. Благородство происхождения  и сословные привилегии теряли у  кальвинистов всякое значение. Таким  образом, кальвинизм давал религиозное  обоснование притязаниям буржуазии  на руководящее положение в обществе. Этим целям служила основанная на принципах республиканизма кальвинистская церковно-политическая организация. Институт священства в кальвинистской церкви совсем упразднялся. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров (старейшин), ведавших административными делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинистской церкви была консистория в составе 12 старейшин и 5 пасторов, которая  ведала не только церковными делами, но и подчиняла всю светскую власть. В Женеве, куда Кальвин прибыл в 1536 г., практически была установлена  теократия. Это вызвало недовольство влиятельных буржуазных кругов, заставивших  его покинуть город. В 1541 г. Кальвин  с триумфом возвратился в Женеву, и кальвинистская Реформация победила окончательно. До конца своей жизни  Кальвин пользовался неограниченной властью над городом и всей кальвинистской церковью, распространившейся в городских кантонах Швейцарии. Не без основания его называли «женевским папой».

 

Кальвин был таким же нетерпимым к инаковерию и инакомыслию, как  и глава католической церкви. По его настоянию в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый-гуманист Мигель Сервет, отвергавший учение о троичности бога (антитринитаризм). Столь же жестоко Кальвин расправлялся и с анабаптистами, требовавшими упразднения насильственной власти и установления имущественного равенства [3, с. 426–428]. По вопросам этики Кальвин  разработал такой новый и неподражаемый  кодекс поведения, который позволяет  сразу же узнать его последователей. Семья добрых кальвинистов воздерживается от любых удовольствий и вольностей: танцев, песен, выпивки, азартных игр, флирта, яркой одежды, легкомысленного чтения, громкой речи, даже от выразительных  жестов. Они должны проводить жизнь  в суровом самоотвержении, упорном  труде, бережливости, но главное, в  набожности. К старому грузу католиков  – воздерживаться от греха –  они добавили новый: поддерживать внешний вид. В искусстве они избегали прямого изображения Бога, всяческих мифических символов и аллегорий. Единственным удовольствием   и   наставлением   для   них   было   ежедневно   читать  Библию.  В англоязычном  мире  это  явление  известно  под  именем  пуритан.

 

В 1529 г. король Генрих VIII Английский начал проводить политику, в результате которой Церковь Англии отделилась от Рима. Первопричиной этого стало  настойчивое желание Генриха  иметь наследника и отказ папы разрешить ему развод. Генрих, до того получивший прозвание Defensor Fidei(Защитник веры) за осуждение Лютера, на самом  деле религией вовсе не интересовался; при этом за свои нападки на привилегии  и собственность Церкви он получил  решительную поддержку парламента и громадные материальные блага. Акт апелляций (1533 г.) положил конец  юрисдикции Рима в Англии. Акт превосходства (1534 г.) совершенно упразднил власть папы, даровав королю звание верховного главы Церкви Англии.  Те подданные, которые, подобно Томасу Мору и кардиналу  Джону Фишеру, отказались подчиниться, были казнены по обвинению в измене. Десять статей (1536 г.) и Шесть статей (1539 г.) утверждали неприкосновенность римской мессы и традиционного  учения. Прямое сотрудничество Церкви и государства – позднее названное  эрастианизмом – сближает англиканство скорее с православием, чем с католичеством.    Продолжение в Шотландии  благодаря  усилиям  Джона  Нокса  (1513–1572)  кальвинизм стал в 1560 г. единственной признанной религией, где он известен как пресвитерианство.  Несмотря  на  ощутимое  влияние  англиканства, шотландской  церкви  удалось  сохранить  свою  обособленность.

 

Во  Франции  кальвинистов  называли  гугенотами:  это  направление  быстро  распространилось  на  бывшие  земли  альбигойцев  на  юге  из ападе  и  в среде  городского населения всех провинций. Гугеноты составляли большинство  в  партии  Бурбонов  во  время  религиозных войн  и  были решающей силой в религиозной жизни  во Франции до окончательного их изгнания в 1685 г.

 

В Нидерландах подъем кальвинизма (среди бюргеров Амстердама, Роттердама  и  Лейдена)  стал  главным  фактором  разделения  на  католические провинции  на  западе  и  Соединенные  провинции  на  востоке.  Голландская  реформированная  церковь  стала  играть  в  стране  ведущую  роль  с  тех  пор, как  кальвинизм  был  признан  государственной  религией  в  1622 г.

 

В Польско-Литовском королевстве, Богемии и Венгрии к кальвинизму  склонялись во множестве мелкопоместные дворяне. В некоторых районах, например в Трансильвании или в княжестве  Тешинском, кальвинизм утвердился надолго. Венгерский город Дебрецен стал с  тех пор навсегда «Римом кальвинистов». В Литве к кальвинизму обратились многие магнаты, включая крупнейших землевладельцев Европы – Радзивилов [2, с. 357–362].       

 Контрреформация и  ее результаты

В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, Шотландии  и Скандинавских государствах. Она  проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Это заставило католическую церковь  и поддерживавшие ее реакционные  феодальные силы перестроиться и  перейти в наступление против Реформации и еретического движения. С этой целью был созван Тридентский  собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г. Он провел некоторые незначительные реформы: запретил плюрализм – сосредоточение в одних руках нескольких церковных  бенефициев – и абсентеизм –  получение доходов с церковных  должностей лицами, не выполняющими должностных  функций. Был несколько сокращен аппарат папской курии. На последних  заседаниях собора взяли верх «ультрамонтане»  – наиболее реакционные прелаты  и иезуиты, выступающие против любых  изменений в догматике и организации  католической церкви. Под их влиянием собор подтвердил все догматы  католицизма, в том числе и  принцип папского верховенства. Но попытки вернуть курии прежнее  господство над епископатом и  светской властью встретили сопротивление  ряда католических государей и закончились  провалом.

 

Используя решение собора и опираясь на иезуитов, папство  смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить  позиции католицизма даже в тех  странах, где ранее имела успех  Реформация. Значительно усилились  репрессивные средства католической церкви. В Риме был создан центральный  инквизиционный трибунал, возглавлявший  борьбу с ересями во всем католическом мире. Жертвами инквизиции стали многие тысячи инаковерующих и инакомыслящих. Был составлен «индекс запрещенных  книг», в который, кроме сочинений  реформаторов, заносились все сочинения, подрывающие устои религии и  пропагандирующие вольнодумство.

 

Боевым органом католической реакции стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лайолой (1491–1556). Этот воинственный испанский идальго, лишившись после  тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, посвятил себя «служению  Иисусу» и борьбе с ересями. Он изучил богословие в Сорбонне и создал там «Общество Иисуса». В 1540 г. папа утвердил устав нового ордена и взял его под свое покровительство. Орден  получил строго централизованное устройство. Его генерал (первым генералом был  избран пожизненно Лойола) вместе с  совещательным советом находился  в Риме и руководил «провинциями»  ордена Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая в «провинции»  не католические и даже не христианские страны.

 

Члены иезуитского ордена в отличие от других монашеских орденов  жили в миру и были людьми чисто  светскими, выступая в роли ловких политиков  и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. Ради торжества «дела Христова», выполняя задания ордена, они пускали в  ход любые средства: лесть, интриги, клевету, яд, организацию заговоров  и убийств по принципу: цель оправдывает  средства. Иезуитские начальники заранее  давали прощение содеянных при этом грехов. Воспитанию подобных деятелей была посвящена вся иезуитская педагогика. В своем трактате «Духовные упражнения» Лойола наставлял: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны, как палка, подчиняющаяся всякому движению, как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить в свои руки все школьное образование. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры. Под влиянием иезуитов находились богословские факультеты многих католических университетов.

 

Бесцеремонные действия иезуитов, их причастность к заговорам и  дворцовым интригам нередко вызывали ответные меры – изгнание и запрет деятельности ордена в отдельных  странах. После временного закрытия ордена (1773–1814), он действует до настоящего времени. Слово «иезуит» давно приобрело  нарицательный смысл, ассоциируясь с коварством, предательством, неразборчивостью в средствах [3, с. 428–429].

 

Трагично вошла в историю  Варфоломеевская ночь кровопролитная расправа (погибло порядка 30 тысяч  человек), учиненная католиками над  реформаторами-гугенотами в Париже и других городах Франции в  ночь на 24 августа 1572 г. (во время праздника  св. Варфоломея). Вдохновителями террора  выступили королева-мать Екатерина  Медичи и лидеры католической партии, представители аристократического семейства Гизов, планировавшие  уничтожить лидеров этой ветви протестантства.  Приурочена Варфоломеевская ночь была к свадьбе тогдашнего лидера протестантов – Генриха Наваррского  [4, с. 315–316].

 

Таким образом, католическая контрреформация имела известный  успех. Она упрочила пошатнувшиеся  позиции папства и католицизма  и укрепила на время силы феодальной реакции в Европе. Однако полностью  искоренить реформационное движение ей так и не удалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе изученного материала, автор исследования пришел к выводу, что Реформация в Европе была очень  сложным и многогранным процессом. Реформы церкви неизбежно сочетались с общественными силами, политикой  и растущим чувством национализма. Все это приводило к конфликтам, иногда длительным и ожесточенным. В обществе происходила радикальная  смена взглядов. Реформация выразила чувства многих людей, разочарованных в Церкви, которая преграждала  им путь к радостной и освобождающей  вере в Бога. 

 

Реформационное движение повлияло на все стороны жизни  Европы. Утверждая необходимость  постоянного чтения Библии, оно повлияло на систему образования в протестантских странах и, следовательно, на народную грамотность. В экономику оно  внесло огромный вклад в культуру предпринимательства и повлияло на развитие капитализма. В политике протестантизм стал яблоком раздора  между государствами и соперничающими группировками внутри государства. Он разделил надвое католический мир  и таким образом ускорил реформирование Римской церкви, которое до того постоянно откладывалось. Но главное, он нанес окончательный удар по идее единого христианского мира. До 1530-х  гг. христианский мир был разделен на две части: православие и католичество. С 1530-х  гг. он уже делится натрое: православие, католичество и протестантизм. Сами же протестанты были разделены  между собой на еще более непримиримые фракции. Скандальное разделение так  разрослось, что люди вообще перестали  говорить о христианском мире и стали  вместо этого говорить о Европе.  

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Советская  Историческая  Энциклопедия / Е.М. Жуков (гл. ред.) [и др.] – Москва: Советская энциклопедия, 1969. – Т. 12 Репарации – Славяне

 

2. История Европы / Н. Дэвис,  Пер. с англ. Т.Б. Менской, –  Москва: Транзисткнига, 2004 – 943 с. 

 

3. История средних веков:  Учеб. для студентов ист. фак.  пед. ин-тов / М.Л. Абрамсон, А.А.  Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и  др.: Под ред. Н.Ф Колесницкого. – 2-е изд. испр. и доп. –  Москва: Просвещение, 1986. – 575 с. 

 

4. Католичество / Автор-сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный  дом, 2006. 384 с. – (Религии мира). 


Информация о работе Реформация в Европе