Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:00, реферат
Второй в истории независимой Белоруссии референдум был проведён 24 ноября 1996. Из 7 вопросов 4 были инициированы президентом, 3 парламентом. По официальным результатам референдума были поддержаны два предложения президента и отклонены все предложения парламента. Многие государства и международные органы, включая ОБСЕ, Совет Европы и Европейский союз, официально не признали результаты референдума и объявили их незаконными по причине того, что референдум проводился с серьёзными процедурными нарушениями.
Референдум в Белоруссии 1996
Второй
в истории независимой
Предпосылки
К 1996 году в Белоруссии обострились противоречия между президентом и парламентом и страна вступила в полосу политического кризиса. В августе 1996 году президент Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, существенно расширяющих права президента и превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую, а также по ряду других вопросов, имевших большой общественный резонанс.
Верховный Совет назначил проведение референдума на 24 ноября 1996 года и также вынес вопрос о внесении изменений в конституцию, превращающих республику в чисто парламентскую (т.е. упразднение поста Президента) и ряд других вопросов.
Вопросы
Вопросы, инициированные президентом:
О переносе Дня независимости на 3 июля — День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.
О внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных президентом).
О введении свободной без ограничений купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.
Об
отмене смертной казни.
Вопросы, инициированные Верховным Советом:
О внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных парламентом).
О выборности глав администраций регионов.
О финансировании всех ветвей власти открыто и только из бюджета.
Политическая обстановка в период подготовки к референдуму
Предыдущий референдум в Белоруссии прошёл в мае 1995 года. Четыре президентских вопроса (о союзе с Россией, об официальном статусе русского языка, о советской государственной символике и о праве Президента распускать парламент) получили по официальным данным 75-80 % поддержки, хотя депутаты Верховного Совета отклонили три последних вопроса.
В том же году в Белоруссии прошли и парламентские выборы. В новом составе парламента относительное большинство (47,5 %) получили коммунисты и Аграрная партия, лидер которой Семён Шарецкий стал спикером. Он сразу заявил, что выступает за рыночные реформы, сохранение суверенитета и неприкосновенность демократической Конституции, а белорусское общество должно консолидироваться вокруг национальной идеи. С этого момента начались постоянные конфликты Александра Лукашенко с парламентом. Одним из ключевых вопросов стала интеграция с Россией. В ответ на подписание 2 апреля 1996 Россией и Белоруссией Договора о создании Союза Суверенных Республик, оппозиция организовала 26 апреля акцию «Чернобыльский шлях», в которой приняло участие более 50 тысяч человек, которые вышли на улицы Минска для демонстрации несогласия с политикой Лукашенко[3].
В августе 1996 Лукашенко выступил с инициативой проведения нового референдума: по вопросам введения формы президентской республики, отношения к смертной казни, частной собственности на землю и переноса Дня независимости с 27 июля (Принятие декларации о суверенитете Республики Беларусь (БССР)) на 3 июля (День освобождения Минска от немецких захватчиков). Парламент перенёс дату референдума на 24 ноября.
9
октября на республиканском
«Безуспешные попытки наладить конструктивное сотрудничество с Верховным Советом… только в результате конституционной реформы мы сможем уйти, наконец, от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики… При слабом Президенте наши доморощенные либералы и дерьмократы, под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране».
— А. Г. Лукашенко
19
октября Всебелорусский
Руководство
парламента категорически отвергло
предложения Лукашенко о
Заявив о своём нежелании работать дальше с парламентом, Президент Лукашенко становится на путь дальнейшего раскола страны.
— Госдеп США
Группа депутатов Верховного совета включила в повестку дня вопрос об импичменте Лукашенко. Затем в результате посреднических действий руководства России в ночь на 22 ноября в Минске прошли переговоры Председателя Госдумы РФ Геннадия Селезнёва, премьер-министра Виктора Черномырдина, председателя Совета Федерации Егора Строева, Президента Белоруссии Александра Лукашенко и Председателя Верховного Совета Семёна Шарецкого, по итогам которых было подписано «Соглашение об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь».
Фактически это был «нулевой вариант» — Лукашенко отменял свои указы, декларировавшие юридическую обязательность результатов референдума, соглашаясь на их совещательный характер, а Верховный Совет отзывал из Конституционного Суда и прекращал дело о нарушении Президентом Конституции. Предусматривалось формирование на паритетных началах Конституционного Собрания для выработки новой редакции Основного Закона.
Однако во время рассмотрения Соглашения в парламенте по инициативе фракции «Гражданское действие» его оценили как «капитуляцию» и Парламент его не ратифицировал. В ответ Лукашенко 23 ноября заявил об обязательности решений референдума.
После проведения референдума был распущен Верховный Совет 13 созыва, а из числа пропрезидентских депутатов сформирован новый двухпалатный парламент, состоящих из Совета Республики и Палаты Представителей под председательством Анатолия Малофеева. Многие представители Европы и США не признавали легитимности нового Парламента, депутаты в который были не избраны народом, а назначены президентом. Многие члены Верховного Совета 13 созыва не попавшие в новый, сформированный Лукашенко Парламент во главе с Шарецким продолжали считать единственным легитимным Парламентом себя и продолжали представлять Беларусь на международном уровне; до 2001 года их делегация признавалась представителями Белоруссии в Парламентской ассамблее ОБСЕ, а с 2001 по 2003 год приглашалась в ПА ОБСЕ наравне с представителями Национального собрания.[7][8]
Результаты