Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:14, реферат
Ви́ленский уче́бный о́круг — территориальная единица управления учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения, охватывавшая несколько губерний на в западе Российской империи (на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, а также Латвии) в 1803—1832 и 1850—1917 годах. Административный центр — Вильно.
Виленский учебный округ
1. История
1. 1. 1803—1832 годы
1. 2. 1850—1917 годы
2. Состав учебного округа
Белорусский учебный округ
История
Попечители Белорусского учебного округа
Образование в Белоруссии
Высшее профессиональное образование
Литература
На территории нынешней Белоруссии также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось сблизить белоруссов с "природными русскими", притесняя белорусские школы и пресекая преподавание в них на белорусском (хотя преподавания на белорусском не было и до вхождения этих земель в Российскую империю) и польском языках.
После
восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский
язык в преподавании был запрещён
и заменён русским, обучению за границей
ставились преграды. Был закрыт знаменитый
Виленский университет, а также
первое высшее учебное заведение
на территории современной Белоруссии
- Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства
местного дворянства об образовании
в белорусских губерниях
Высшее профессиональное образование
История
Начальный период
Долгое время на территории современной Белоруссии не было высших учебных заведений. Только в конце XVIII века при участии приглашённого из Франции Жана Эммануэля Жилибера в Гродно была открыта медицинская академия, которая, однако просуществовала всего несколько лет. В первой половине XIX века некоторое время действовали иезуитский коллегиум в Полоцке и земледельческий институт в Горках, но они просуществовали недолго из-за содействия преподавателей и студентов коллегиума армии Наполеона и участия студентов земледельческого института в восстании 1863 года. Был также закрыт Виленский университет, и в результате Северо-Западный край остался без высшего образования.
Ещё
в апреле 1863 года князь А. П. Ширинский-Шихматов
предложил создать в Виленском
округе две учительские семинарии,
в Виленской и Ковенской
В результате политических и бюрократических проволочек первым учительским институтом, открытым в Вильно, оказался еврейский Учительский институт, который начал работать 1873 года. Однако он не был государственным учебным заведением. Поступление в него для белорусов, русских, литовцев и других христиан было закрыто по конфессиональному признаку. Открыть же государственный, «христианский» Виленский учительский институт, удалось только в 1876 году. Помимо него в начале XX века были также открыты учительские институты в Витебске и Могилёве.
В начале XX века ставился вопрос о создании университета в других губерниях с белорусским населением, помимо Виленской, но решить его так и не удалось. С началом Первой мировой войны деятельность учительских институтов была прервана; Виленский был эвакуирован в Самару.
БССР: в ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов —
Белорусский государственный университет,
Белорусский национальный технический университет,
Белорусский государственный экономический университет,
Белорусский
государственный медицинский
Белорусский государственный педагогический университет,
Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.
После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней.
После
Великой Отечественной войны
и восстановления нормальной работы
существовавших ранее вузов стала наблюдаться
направленность к увеличению числа технических
вузов и к увеличению приёма в них, что
было вызвано потребностями экономики
БССР в квалифицированных кадрах для промышленности.
В конце 40-х — начале 50-х также создавались
специализированные гуманитарные вузы,
а учительские институты (прежде всего
в западных областях БССР преобразовывались
в педагогические институты). Отчасти
благодаря этому, а также благодаря развитию
заочного образования, к 1958 году БССР превзошла
западноевропейские страны по количеству
студентов на 10 000 человек. В 1958/59 учебном
году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс.
студентов и свыше 3 тысяч человек профессорско-
В
конце 50-х — начале 60-х годов
в образовании в БССР наблюдается
направленность к увеличению внимания
к фундаментальной науке. Значительно
увеличивается приём в
Литература
Кузнецова А. В. Создание Белорусского учебного округа. // Працы гістарычнага факультэта БДУ: Навук. зб. Вып. 2. — Мн: БДУ, 2007. — С. 135—139.
Ильюшин И. М., Умрейко С. А. Народное образование в БССР. — Мн., 1961.
Сборник материалов для истории просвещения. — Вильна, 1893.
Сборник сведений о средних учебных заведениях Виленского учебного округа. — Вильна: Типография Ф. М. Ромма, 1873. — 376 с.
Русское дело в Северо-Западном крае. Материалы для истории Виленского учебного округа, преимущественно в Муравьевскую эпоху. — СПб., 1901.
История Вильнюсского университета, 1579—1979. — Вильнюс, 1979.
Красовский, Н. И. — Высшая школа советской Белоруссии. 2-е изд. — Минск: «Вышэйшая школа», 1972
Информация о работе Развитие образования. Виленский учебный округ. Белорусский учебный округ