Развитие образования. Виленский учебный округ. Белорусский учебный округ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:14, реферат

Краткое описание

Ви́ленский уче́бный о́круг — территориальная единица управления учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения, охватывавшая несколько губерний на в западе Российской империи (на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, а также Латвии) в 1803—1832 и 1850—1917 годах. Административный центр — Вильно.

Оглавление

Виленский учебный округ
1. История
1. 1. 1803—1832 годы
1. 2. 1850—1917 годы
2. Состав учебного округа
Белорусский учебный округ
История
Попечители Белорусского учебного округа
Образование в Белоруссии
Высшее профессиональное образование
Литература

Файлы: 1 файл

111.docx

— 27.38 Кб (Скачать)

   На  территории нынешней Белоруссии также  стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось  сблизить белоруссов с "природными русскими", притесняя белорусские школы и пресекая преподавание в них на белорусском (хотя преподавания на белорусском не было и до вхождения этих земель в Российскую империю) и польском языках.

   После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также  первое высшее учебное заведение  на территории современной Белоруссии - Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства  местного дворянства об образовании  в белорусских губерниях университета отклонялись - царизм не желал создавать  возможный "рассадник вольнодумства". 

   Высшее  профессиональное образование

     История

   Начальный период

   Долгое  время на территории современной  Белоруссии не было высших учебных  заведений. Только в конце XVIII века при  участии приглашённого из Франции  Жана Эммануэля Жилибера в Гродно была открыта медицинская академия, которая, однако просуществовала всего несколько лет. В первой половине XIX века некоторое время действовали иезуитский коллегиум в Полоцке и земледельческий институт в Горках, но они просуществовали недолго из-за содействия преподавателей и студентов коллегиума армии Наполеона и участия студентов земледельческого института в восстании 1863 года. Был также закрыт Виленский университет, и в результате Северо-Западный край остался без высшего образования.

   Ещё в апреле 1863 года князь А. П. Ширинский-Шихматов предложил создать в Виленском  округе две учительские семинарии, в Виленской и Ковенской губерниях. В каждой из них должно было заниматься по 30 человек из числа детей православных белорусских и литовских крестьян. Министерство народного просвещения согласилось финансировать эти заведения, но граф М. Н. Муравьёв Муравьёв-Виленский, бывший в 1863–1865 годах генерал-губернатором, проект в представленном ему виде не поддержал. Прозванный «Муравьёвым-вешателем» граф хотел, чтобы в этих заведениях работали в основном православные священнослужители и воспитанники духовных семинарий, причём не местные, которые «ополячились», а вызванные из Центральной России.

   В результате политических и бюрократических  проволочек первым учительским институтом, открытым в Вильно, оказался еврейский  Учительский институт, который начал  работать 1873 года. Однако он не был государственным  учебным заведением. Поступление  в него для белорусов, русских, литовцев и других христиан было закрыто по конфессиональному признаку. Открыть  же государственный, «христианский» Виленский  учительский институт, удалось только в 1876 году. Помимо него в начале XX века были также открыты учительские  институты в Витебске и Могилёве.

   В начале XX века ставился вопрос о создании университета в других губерниях  с белорусским населением, помимо Виленской, но решить его так и  не удалось. С началом Первой мировой войны деятельность учительских институтов была прервана; Виленский был эвакуирован в Самару.

     БССР: в ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов —

   Белорусский государственный университет,

   Белорусский национальный технический университет,

   Белорусский государственный экономический  университет,

   Белорусский государственный медицинский университет,

   Белорусский государственный педагогический университет,

   Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

   После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс  создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально  там открывались учительские  институты. В 1940/41 учебном году в  БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней.

   После Великой Отечественной войны  и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа технических вузов и к увеличению приёма в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности. В конце 40-х — начале 50-х также создавались специализированные гуманитарные вузы, а учительские институты (прежде всего в западных областях БССР преобразовывались в педагогические институты). Отчасти благодаря этому, а также благодаря развитию заочного образования, к 1958 году БССР превзошла западноевропейские страны по количеству студентов на 10 000 человек. В 1958/59 учебном году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс. студентов и свыше 3 тысяч человек профессорско-преподавательского состава.

   В конце 50-х — начале 60-х годов  в образовании в БССР наблюдается  направленность к увеличению внимания к фундаментальной науке. Значительно  увеличивается приём в аспирантуру, перед учёными ставятся наиболее перспективные научные задачи и  отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет  вскоре включается в число 25 ведущих  учреждений СССР по развития науки. Увеличивается  и приём студентов на наиболее перспективные специальности (например, за 1958—1965 количество студентов на химическом факультете БГУ увеличилось с 300 до 1000, что было обусловлено, в частности, значительным развитием химической промышленности БССР в годы семилетки). Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 году был открыт Минский государственный радиотехнический институт (сегодня — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). В 1969 году Гомельский государственный педагогический институт был преобразован в Гомельский государственный университет и стал, таким образом, вторым университетом в БССР. В 1978 году Гродненский государственный педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. 

   Литература

Кузнецова А. В. Создание Белорусского учебного округа. // Працы гістарычнага факультэта БДУ: Навук. зб. Вып. 2. — Мн: БДУ, 2007. — С. 135—139.

Ильюшин И. М., Умрейко С. А. Народное образование в БССР. — Мн., 1961.

Сборник материалов для истории просвещения. — Вильна, 1893.

Сборник сведений о средних учебных заведениях Виленского учебного округа. — Вильна: Типография Ф. М. Ромма, 1873. — 376 с.

Русское дело в Северо-Западном крае. Материалы  для истории Виленского учебного округа, преимущественно в Муравьевскую эпоху. — СПб., 1901.

История Вильнюсского университета, 1579—1979. — Вильнюс, 1979.

Красовский, Н. И. — Высшая школа советской  Белоруссии. 2-е изд. — Минск: «Вышэйшая школа», 1972

Информация о работе Развитие образования. Виленский учебный округ. Белорусский учебный округ