Раскол Русской православной церкви в XVII в. Патриарх Никон. Старообрядчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 23:14, контрольная работа

Краткое описание

Крещение Руси в 988 г. при князе Владимире было крупнейшим событием в истории России, - с этого времени русская церковь в течение более шестисот лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа и его не смогли сломить многочисленные нашествия врагов иной веры, например, католиков. Даже продолжавшееся столь длительное время татаро-монгольское иго не смогло уничтожить православие. Сначала русская православная церковь была в подчинении греческой церкви, но постепенно она приобрела независимость и на северо-востоке России с центром в Москве стала церковью независимого, сильного, крепнущего государства, сохранив чистоту православия. Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Церковь и государство в 17 веке…………………………………… 5
2. Возвышение Никона…………………………………………………. 9
3. Церковные реформы патриарха Никона…………………………..12
4. Падение Никона……………………………………………………….16
5. Раскол…………………………………………………………………..18
6. Старообрядчество……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список источников и литературы……………………………………..26

Файлы: 1 файл

Отечественная история.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

        Жесточайшие 12 статей государственного указа 1685 г., предписывающие жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих  в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей, окончательно показали отношения государства к староверам. Подчиниться они не могли, выход был один – уйти.

        Главным убежищем ревнителей древнего благочестия  стали северные районы России, тогда ещё совершенно безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В1694 г. на реке Выг обосновалась поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей и Семён, известные во всём старообрядческом мире. Позднее в этих местах на реек Лексне, появилась женская обитель. Так сложился знаменитый центр древнего благочестия – Выголексинское общежительство.

        Другим  местом укрытия старообрядцев стала  Новгородо-Северская земля. Ещё в 70-е годы XVII в. бежали в эти места  из Москвы, спасая свою старую веру, поп  Кузьма и его 20 последователей. Здесь, под Стародубом, основали они небольшой скит. Но не прошло и двух десятков лет, как из этого скита выросло 17 слобод. Когда волны государственных преследователей докатились до стародубских беглецов, то многие из них ушли за польскую границу и поселились на острове Ветка, образуемом рукавом реки Сожи. Поселение стало быстро возвышаться и разрастаться: вокруг него также появилось более 14 многолюдных слобод.

        Знаменитым  местом старообрядчества конца XVII столетия был и Керженец, названный по одноимённой  речке. Множество скитов было построено в чернораменских лесах. Здесь велась полемика по догматическим вопросам, к которой присушивался весь старообрядческий мир. Донские и Уральские казаки тоже оказались последовательными сторонниками древнего благочестия.

        Строгое и бескомпромиссное отношение старообрядцев к себе и другим, стремление выживать и побеждать, Вера и Терпение - все это помогло православным старообрядцам не только сохранить свою самобытную культуру, но и очень благотворно повлияло на экономическое и политическое развитие России.

        К концу XVII в. наметились основные направления  в старообрядчестве- поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств. Основные районы распространения поповщины — Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины — в основном на Севере государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств.

            Для подавления движения были использованы различные средства, в том числе идеологические, В частности, были опубликованы антираскольничьи полемические сочинения («Жезл правления» Симеона Полоцкого в 1667 г., «Увет духовный» патриарха Иоакима» в 1682 г. и др.), а для повышения «учительности» церковных служб начался выпуск книг, содержавших проповеди (например, «Обед душевный» и «Вечеря душевная» Симеона Полоцкого).

         Новое выступление раскольников было в дни Московского восстания 1682 г. Неудача «мятежа» сторонников старой веры» повлекла за собой казнь их вождей. Ненависть господствовавшего класса и официальной церкви к расколу и раскольникам получила выражение в законодательстве. Согласно указу 1684 г., раскольников надлежало пытать и далее, если они не покорятся официальной церкви, казнить. Тех из раскольников, кто, желая спастись, покорится церкви, а потом вновь вернется к расколу, надлежало «казнить смертию без испытания». Это положило начало массовым гонениям.

                Исторически справедливым и совершенно закономерным стало решение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. (подтвержденное Соборами 1988г., 2000г.. 2004г.) «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», когда старые русские обряды (а следовательно и сами старообрядцы) были признаны спасительными и равночестными новым!

    Слово «старовер» олицетворяет собой признак  благочестия, почитания устоев, которых так не хватает современному Российскому обществу. История Руси берет начало от истоков старой веры, именно она составляет основу русской культуры.

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В России XVII века объективно ощущалась необходимость церковной реформы, но ее проведение было сопряжено со многими трудностями.

         Истоки назревания церковных  реформ прослеживаются уже с  XV века, когда произошел разрыв между константинопольской православной церкви и русской православной церковью. Большую роль в назревании раскола сыграли многочисленные отступления, ошибки и недосмотры, допущенные переводчиками и переписчиками церковных книг. Все эти упущения в своей совокупности и послужили формальным расколом русской православной церкви;

        Политическими  силами, посодействовавшие осуществлению церковных реформ были: царь, царское окружение, и кружок «ревнителей благочестия», в который входили влиятельные священнослужители.

          Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на внутреннюю жизнь страны и положила начало социально-религиозному движению XVII в. как раскол(старообрядчество). Но нельзя также отрицать и ее определенную роль во внешней политике Российского государства. Церковная реформа была призвана упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала возможности для новых, более крепких союзов в политике. И поддержка православных церквей других государств также была очень важна для России.

         Глубоко религиозный русский народ не мог в одно мгновение отказаться от церковных традиций и обрядов, которые существовали исстари. Это, а также нежелание некоторой части духовенства переучивать тексты старых церковных книг на новые, привело к церковному расколу русского общества. Тех, кто отказывался принимать обновленную веру, стали называть раскольниками и подвергли жесточайшим гонениям. Раскольники считали, что их заставляют принять новую «иноземную» веру. Массовые гонения старообрядцев начались уже после лишения Никона патриаршеского сана и продолжались не одно столетие. Старообрядческие поселения стали возникать в Сибири, где до них не могла дотянуться новая церковная и царская власть.

          Церковные реформы, которые провел Никон, безусловно, были необходимы. Но необходимо было постепенное реформирование церкви, для того чтобы верующие люди могли бы «привыкнуть» к переменам  и не было таких страшных репрессий, которым подвергся русский народ в то  время…

            

         СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М.: Молодая гвардия, 1989.
  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»,1995.
  3. История Отечества. Справочник школьника/ Под  редакцией. С. В. Новикова. М.:  филологическое общество «Слово», 1996.
  4. История старообрядческой церкви: Краткий очерк. М.: Изд-во старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси, 1991.
  5. Мельников Ф.Е. Краткая история древнеправославной церкви, 1999.
  6. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект,2004.
  7. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Часть 1. М.: ВЛАДОС, 1994.
  8. Энциклопедия для детей. Т.9, Русская литература. Часть 1, М.: Аванта+, 1998.
 
 

     

         .

Информация о работе Раскол Русской православной церкви в XVII в. Патриарх Никон. Старообрядчество