Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:03, монография
Цель данной работы – характеристика работы С.М. Соловьева «Публичные чтение о Петре Первом» и определение ее значения в историографии.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
Сделать реферативный обзор научных трудов С.М. Соловьева;
Определить основные положение работы «Публичные чтение о Петре Первом»;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………….… 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ОЦЕНКА С.М. СОЛОВЬЕВА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ В «ПУБЛИЧНЫХ ЧТЕНИЯХ О ПЕТРЕ ПЕТРВОМ» .................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................…………………….…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………
Взгляды С.М. Соловьва в монографическом исследовании
«Публичные чтение о Петре Первом»
Реферат
г.
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ОЦЕНКА С.М. СОЛОВЬЕВА
ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ В «ПУБЛИЧНЫХ ЧТЕНИЯХ О ПЕТРЕ ПЕТРВОМ» ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………
Тема данного реферата «Взгляды С.М. Соловьва в монографическом исследовании «Публичные чтение о Петре Первом» связана с проблемой исследования специфики научных трудов С.М. Соловьева в историографии.
С.М. Соловьев внес существенный вклад в изучение одного из важных периодов истории нашей страны - эпохи преобразований первой четверти XVIII века. Написанные в 1872 году к 200-летнему юбилею Петра I, в пору расцвета творческих сил ученого - Соловьев был уже не только ректором Московского университета, но и признанным главой московской школы историков, автором уникального в своем роде многотомного труда «История России с древнейших времен» - «Публичные чтения...» сразу стали заметным явлением в общественной жизни России.
Предметом исследования является лекции С.М. Соловьева «Публичные чтение о Петре Первом».
Объектом исследования – взгляды историка на петровскую эпоху.
Цель данной работы – характеристика работы С.М. Соловьева «Публичные чтение о Петре Первом» и определение ее значения в историографии.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
Поставленные задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении обосновываются выбор темы работы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи.
Основная часть («Оценка С.М. Соловьева Петровской эпохи в «Публичных чтениях о Петре Первом») посвящена характеристике основных работ С.М. Соловьева по истории России. В ней мы также определяем взгляды С.М. Соловьева на эпоху петровских реформ.
Заключение курсовой работы содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования. Список литературы составлен в алфавитной последовательности.
ОЦЕНКА С.М. СОЛОВЬЕВА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ В «ПУБЛИЧНЫХ ЧТЕНИЯХ О ПЕТРЕ ПЕТРВОМ»
Труды С. М. Соловьева по историографии разных лет («Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого» (1851), «Исторические письма» (1858), «Публичные чтения о Петре Великом» (1872), а также автобиографические «Мои записки для детей моих, а если можно, и для других» и др.) имеют теоретический, программный характер. По мнению А.Л. Шапиро, у Соловьева рано сложились твердые взгляды на задачи исторического исследования, на место истории в системе наук, на роль историка в жизни общества, на движущие силы исторического развития1. В своей научной деятельности историк не раз обращался к этим вопросам. Однако манера изложения материала у Соловьева такова, что читатель, даже хорошо знакомый с главным его трудом — «Историей России с древнейших времен», «за обилием имен, дат, событий, за пространным пересказом источников далеко не сразу и не всегда может проследить его общеисторическую концепцию»2;
Вершиной научного
творчества Соловьева, высшим достижением
всей русской дореволюционной
Исследователи3 справедливо называют Соловьева педагогом, популяризатором исторических знаний, лектором, который свыше трех десятилетий читал курс русской истории в Московском университете. Читая «Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого», «Публичные чтения о Петре Великом», Н.И. Цимбаев призывает помнить, что перед нами лекционные курсы, обращенные к слушателям, которые специально не изучали историю России4.
Двухсотлетие со дня рождения Петра I (1872) - один из первых в истории России широко отмеченных юбилеев - стало важным общественным событием, которому придавалось общегосударственное значение.
В рамках петровского праздника
Обществом любителей
Материалы Политехнической выставки легли в основу созданного в том же 1872 году Политехнического музея. Соловьев был председателем исторического отдела выставки, экспонаты которого стали фондом организованного в 1873 году в Москве Исторического музея.
Организаторы юбилейных торжеств обратились к Соловьеву с предложением выступить перед широкой аудиторией с лекциями об эпохе Петра I. Их обращение к знаменитому историку было вполне естественным. В 1870-е годы Соловьев - общепризнанный глава русской исторической науки, крупнейший специалист в области новой русской истории, знаток деятельности Петра I и петровских преобразований. К этому его авторитет в официальных, правительственных кругах был высок.
Главная мысль «Публичных чтений о Петре Великом» - утверждение созидательной, творческой роли государственного начала в русском прошлом к настоящему. Соловьев верил в возможность существования в России «народного» государства, крепость которого определяется силой государственной власти. Для него Петр I - «народный царь», «великий учитель народный», «царь-работник», его преобразования - «народное дело». Исторический материал служил Соловьеву для иллюстрации тезиса о единстве интересов народа и государства, о благодетельности для России сильной самодержавной власти, понимаемой как явление общенародное. Слушатели историка не только знакомились с эпохой Петра I, но и подводились к убеждению в необходимости и в современной России крепкой центральной власти.
«Публичные чтения о Петре Великом» - работа, где в наибольшей степени проявилась связь Соловьева с фундаментальными положениями государственной школы. «Будучи достаточно цельным явлением в русской историографии, государственная школа в плане общественно-политическом претерпела с годами серьезные изменения. Если в 1840-1850-е годы представители государственной школы выделяли созидательную роль государства в прошлом России и в предстоящих буржуазных преобразованиях, то в пореформенное время они все большее внимание обращали на охранительные функции государства».
Как мы писали ранее, эпоха Петра I - центральная тема всего научного творчества Соловьева. «Публичные чтения о Петре Великом» подводили итог тридцатилетним размышлениям историка.
Признавая необходимость, историческую обусловленность реформ Петра, Соловьев, равно как и остальные западники, принимал и оправдывал насилие как средство осуществления преобразований.
Идеал сильной власти, вера в благодетельность «самодержавной инициативы» при проведении реформ были присущи либералам 1860-х годов. Соловьев разделял эти убеждения и последовательно выражал их в своих исторических исследованиях.
Главным образом, Соловьев безоглядно следует за О. Контом, сравнивавшим развитие общества с развитием отдельного человеческого организма. Что касается реформ Петра I, то свои аргументы в их пользу Соловьев сводит к аксиоме: только централизованное государство могло спасти Россию. Эта позиция Соловьева известна и из его многотомной «Истории», но в «Чтениях» изумляет то, как историк ее отстаивает. Сначала (во втором чтении) он говорит о том, что русское государство (княжества Киевской Руси) было вынуждено вести изнурительную борьбу с «жителями степей». Но Соловьев аргументирует свою мысль и приводит пример: «Вскоре после основания государства четвертый русский князь (Святослав), самый храбрый, погибает от кочевых хищников...».
В «Публичных чтениях о Петре Великом» Соловьев сохранил идею исторической обусловленности петровских преобразований, выразил ее ясно и аргументированно. Он раскрыл свое понимание причин, хода, следствий реформ Петра I, их связи с борьбой за выход к Балтийскому морю, их значения на деле европеизации России. Ученый затронул такие сложные проблемы исторической науки, как вопрос о роли личности в истории, о месте России во всемирно-историческом развитии, о роли русского народа в создании и укреплении русской государственности. Постановка этих вопросов, стремление к их научному осмыслению - несомненная заслуга Соловьева перед исторической наукой. В этом научное, историографическое значение «Публичных чтений о Петре Великом».
В концентрированном виде Соловьев сформулировал концепцию происхождения крепостного права в России во втором «Чтении» о Петре Великом: «Государство бедное, малонаселенное и должно содержать большое войско для защиты растянутых на длиннейшем протяжении и открытых границ... Бедное государство, но обязанное содержать большое войско, не имея денег вследствие промышленной и торговой неразвитости, раздает
военным служилым людям земли. Но земля для землевладельца не имеет значения без земледельца, без работника, а его-то и недостает; рабочие руки дороги, за них идет борьба между землевладельцами: работников переманивают землевладельцы, которые побогаче... И вот единственным средством удовлетворения главной потребности страны найдено -прикрепление крестьян». И общий вывод: «Прикрепление крестьян - это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении».
В 1872 году Соловьев несколько иначе оценивал петровские преобразования, чем в 1860-е годы. Он понимал реформы как результат «органического» развития России, подчеркивал их эволюционный характер. Утверждая, что преобразования Петра I - «народное дело», он заявлял, что «народы в своей истории не делают прыжков». В «Публичных чтениях о Петре Великом» нет сравнений с Великой Французской революцией (ср. в «Истории Росси» это сравнение присутствует). В юбилейные дни Соловьев говорил не о «нашей революции начала XVIII века», а о «переходе народа из одного возраста в другой», эпоха Петра I сравнивалась с эпохою западноевропейского Возрождения XV-XVI веков. «Теория «органического» развития народов свидетельствовала о воздействии на ученого идей позитивизма»; общественно-политическое направление историка сопровождалось его отказом от прежних научных достижений.
Избрав тему реферативной работы «Взгляды С.М. Соловьева в монографическом исследовании «Публичные чтение о Петре Первом» и определив ее цель – характеристика «чтений» Соловьева и определение их значения в историографии, мы пришли к следующим выводам.
Рассматривая эпоху петровских преобразований, Соловьев связывал внутреннюю политику Русского государства со стремлениями России добиться выхода к морю. С позиции исторического реализма Соловьев делал попытки решить проблему взаимодействия географической среды и общества, подчеркивая обратное воздействие общества на природу. Хотя в некоторых моментах своих исследований Соловьев и поднимался над идеализмом, но в целом при определении конечных основ исторического процесса идеализм всегда был присущ ученому.
«Публичные чтения..» - законченное монографическое исследование5. Оно может служить образцом композиции исторического труда. Блестяще владея материалом, Соловьев привлекал его в той мере, в какой это было необходимо для уяснения основных положений.
Интерес к трудам Сергея Михайловича Соловьева не ослабевает, его сочинения продолжают издаваться, изучаться в вузах и пользуются неизменным спросом у самого широкого круга читателей.