Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:38, доклад
Идеологи современной буржуазии, прежде всего американской, давно активно пропагандируют и внедряют в сознание человечества принцип толерантности, обеспечивающий, как они утверждают, взаимопонимание и взаимоуважение представителей разных этнических и социальных групп по всем проблемам общественной жизни, в том числе, и в сфере религиозной.
Идеологи современной буржуазии,
прежде всего американской, давно активно
пропагандируют и внедряют в сознание
человечества принцип толерантности,
обеспечивающий, как они утверждают, взаимопонимание
и взаимоуважение представителей разных
этнических и социальных групп по всем
проблемам общественной жизни, в том числе,
и в сфере религиозной.
Примером в этом плане выступает, США,
в которых представлены почти все религии
мира. В стране функционирует более 2000
различных вероисповедных объединений,
но наиболее многочисленным является
христианство (около 86%), два направления
из которых является доминирующим – это
протестантизм(53%) и католицизм (23%). Среди
протестантов наиболее распространенным
является баптизм (22%). Католицизм исповедуют
в основном потомки иммигрантов из католических
стран Европы - это преимущественно жители
крупных индустриальных центров. Среди
нехристианских религий наиболее распространены
иудаизм и мусульманство.
Протестанты, таким образом, составляют
абсолютное большинство по религоисповеданию
среди населения США, что и очень сильно
сказывается на внешнеполитическом и
внутриполитическом курсах США. Однако,
мирное сосуществование разных конфессий
в США стало возможно не сразу, этому предшествовало
резкое противостояние протестантов и
католиков в XIX веке.
К моменту обретения независимости,
в США действовали 17 религиозных конфессий,
большинство из которых (исключая католиков и иудеев) были протестантскими. Отметим,
что протестантизм оказал значительное
влияние как на историю Соединенных Штатов
Америки, так и на мировую историю в целом.
Первое протестантское богослужение на
территории современных США было проведено
по англиканскому обряду 13 августа1587 года в колонии Роанок. А с 1607 года в Джеймстауне представители англиканской
церкви уже проводили регулярные службы.
Американское лютеранство возво
В 1638 году община английских пуритан в Провиденс
После 1760 года в Новой Англии распространяется методизм. В 1784 году Чарльз Уэсли рукополагает в Англии Томаса Кука суперинтендантом (главой) методистской церкви США — именно это рукоположение, не согласованное с англиканской церковью, окончательно обозначит разрыв методизма и англиканства.
Большинство течений протестантства
формировалось под идеей религиозного
возрождения в виде ривайвелизма (движения
духовного возрождения). Стремление вернуться
к истинным христианским ценностям и незамутненному
сознанию отцов церкви получило весьма
противоречивое оформление: протестанты
сохранили основные догматы христианства,
в том числе представление о бытии Бога,
о бессмертии души, рае и аде (отвергая
при этом католическое учение о чистилище),
об Откровении и др., но почти полностью
изменили обрядовую часть.
Протестантизм создал культуру
— мирскую и церковную, которая отличается
от католической и православной: особый
интерес к Библии (включая Ветхий Завет),
библейские чтения в семейном кругу, перенос
акцента с церковных таинств на проповедь,
а с личного послушания духовным «предстоятелям»
и практики регулярной церковной исповеди
— на индивидуальную ответственность
перед Богом, новая деловая этика, оценивающая
бережливость, порядок в делах и уверенность
в себе как род аскезы, а успех как знак
Божьего благоволения; бытовая респектабельность,
равно удаленная от монашеской суровости
и аристократического великолепия. Такая
культура воспитывала людей волевых, инициативных,
внутренне уединенных — человеческий
тип, сыгравший важную роль в становлении
раннего капитализма и вообще цивилизации
Нового времени.
Протестантизм отказался от
противопоставления духовенства мирянам
и сложной церковной иерархии, монашества
и целибата, присущих католицизму, выступив
за упрощение религиозного культа. Обмирщая
церковь, протестантизм упразднил монастыри
и монашество. Каждый христианин, будучи
избранным и крещеным, получает «посвящение»
на общение с Богом, право проповедовать
и совершать богослужение без посредников
(церкви и духовенства).
Протестантизм активно прокладывал
дорогу капитализму, а католицизм и православие
все еще отражали эпоху феодализма.
Результатом этого будут являться высокие
темпы развития промышленности в протестантских
странах)( в частности США) По мнению Вебера,
изменение экономической структуры в
Англии, переход от феодализма к капитализму
и частному предпринимательству произошло
благодаря специфической протестантской
этики.
Протестанты на протяжении
практически всей истории США имели небольшое
численно преимущество по количеству
своих сторонников, однако количество
протестантов в качестве президента страны
было более чем подавляющем: 43 из 44
президентов были протестантами. (Единственный
католик – Джон Кеннеди) По данным энциклопедии
Facts About the Presidents, 12 были прихожанами Епископальной
церкви, 8 – Пресвитерианской. Четверо
президентов были баптистами, столько
же – методистами и унитарианами, двое
– квакерами, один – конгрегационалистом.
Также по два главы США были прихожанами
Голландской реформированной церкви и
Церкви последователей Христа. Остальные
хозяева Белого дома называли себя христианами-протестантами,
не причисляя себя к определенной церкви.
Последний пример такого рода – Барак
Обама.
И неудивительно, что на протяжении
истории США у сторонников
двух противоположных ветвей христианства
случались разногласия, которые порой
чуть не выливались в Гражданские войны.
Максимальный накал религиозного противостояния
в США пришелся на середину XIX века. Тогда
обстановка в американских городах напоминала
Украину наших дней, где средь бела дня
на улицах крупных городов происходят
побоища на религиозной почве, а наэлектризованные
проповедями толпы погромщиков сжигают
храмы и монастыри.
В первой четверти XIX века США, относительно
незадолго до этого добившиеся независимости
от Великобритании, представляли собой
вполне монолитное в национальном и религиозном
отношении англо-протестантское общество.
Однако в 1830-е годы ситуация меняется.
С одной стороны, внутри США появляется
и начинает быстро увеличиваться численно
религиозная организация мормонов. Созданная
в 1830 году, в 1844 году она насчитывала уже
20 тыс., а в 1877 году – 150 тыс. последователей.
С другой стороны, растет иммиграция из
Европы, состоящая в основном из католиков.
До 1820 года каждое десятилетие в Штаты
перебиралось всего по 60 тыс. человек,
в 1821–1830 годах иммиграция возросла до
143 тыс., но пик ее был впереди. В 1831–1840
годах в США (где проживали 17 млн. человек)
перебралось 599 тыс. иммигрантов, более
80% из которых составляли католики (207 тыс.
ирландцев, 152 тыс. немцев из Южной Германии
и 46 тыс. французов). В 1841–1850 годах в США
приехали уже 1,71 млн. иммигрантов, более
80% из которых также составляли католики
(781 тыс. ирландцев, 435 тыс. южных немцев
и 77 тыс. французов). В американских городах
образовались целые кварталы, населенные
католиками (например, немецкий квартал
«За Рейном» в городе Цинциннати в Огайо),
началось активное строительство католических
соборов и монастырей, создание приходов
и епархий Римско-Католической Церкви.
В 1850 году Католическая Церковь стала
крупнейшей по числу прихожан религиозной
организацией в США.
Среди американцев, предки которых бежали
в Новый Свет от религиозных гонений в
Европе со стороны католиков в XVI–XVII веках,
эта тенденция воспринималась крайне
отрицательно. Была популярна точка зрения
на происходящее как на тихо идущий захват
страны римскими Понтификами, покушающимися
на самое святое для американца – его
свободу, как в мирском, так и религиозном
плане. Позже известный карикатурист Томас
Наст (1840–1902) изобразил католиков на своих
рисунках в популярных изданиях как чудовищных
монстров-крокодилов, подбирающихся к
вашингтонскому Капитолию. Раздвоенная
митра, которую носят католические иерархи,
под пером карикатуриста превратилась
в оскаленную зубастую пасть. На некоторых
карикатурах рядом с Католической Церковью
в образе крокодила к Капитолию подбирались
и мормоны в образе чудовищной черепахи
(очевидно, намек на восточные регионы
США, где жили мормоны и где водятся черепахи).
Впрочем, антикатолическая тема волновала
американских ультрапатриотов тогда куда
сильнее мормонской – все-таки католиков
было во много раз больше. Стоит добавить,
что католики США этих карикатур XIX века
не забыли. В декабре 2011 года ряд ирландских
организаций штата Нью-Джерси выступил
против номинации (уже 100 с лишним лет как
умершего) Томаса Наста в Зал Славы штата.
Первая волна насилия против ирландских
иммигрантов прокатилась в США – преимущественно
в крупных портовых городах на восточном
побережье, куда в основном прибывали
беженцы из Европы, – уже в начале 1830-х
годов. Первой ласточкой стало сожжение
11 августа 1834 года монастыря урсулинок
(женского католического монашеского
монастыря) в Чарльстоне близ Бостона
в штате Массачусетс. Четырехэтажное здание
монастыря было построено в 1826 году на
участке в 26 акров земли, приобретенной
на горе Бенедикт, с которой открывался
вид на бостонскую гавань. Непосредственным
поводом к погрому монастыря стали появившиеся
в конце июля 1834 года слухи о том, что там
насильно удерживается одна из горожанок
– сестра Мэри Джон (до пострига – Элизабет
Харрисон). 28 июля она в большом волнении
посетила дом одного из бостонцев, который
на следующий день узнал (и сообщил об
этом прочим гражданам), что монахиню вернули
в монастырь в сопровождении настоятельницы
и местного католического епископа. В
воскресенье, 10 августа, в Бостоне появились
плакаты, призывавшие разобраться с тем,
что происходит в монастыре. Ходили слухи,
что удерживаемых в монастыре девушек
замуровали в подземелье. Горячие антикатолические
проповеди перед паствой по очереди в
трех городских церквах произнес пресвитерианский
пастор Лиман Бичер (отец автора «Хижины
дяди Тома» Генриетты Бичер-Стоу). Вечером
11 августа толпа в несколько тысяч человек,
многие в которой раскрасили свои лица
по-индейски (как во время знаменитого
«бостонского чаепития»), выбила двери
в монастыре, обыскала его и в завершение
всего подожгла изнутри. По счастью, насельницы
монастыря не пострадали.
Куда более кровавыми оказались столкновения
в Филадельфии в мае 1844 года, получившие
у современников название «Библейского
бунта». Филадельфия – один из крупнейших
городов США с большой ирландской диаспорой
– стал в 1830–1840-е годы одним из центров
американского католицизма. В период с
1830 по 1850 год число католиков в Филадельфии
увеличилось с 35 до 170 тыс., число католических
храмов – с 22 до 92, началось строительство
кафедрального католического собора.
10 ноября 1842 года новый католический епископ
города Фрэнсис Кенрик обратился к властям
с просьбой о том, чтобы дети католиков
не использовали в школах протестантскую
Библию. Это вызвало бурю возмущения у
местных жителей. Стоит добавить, что в
том же 1842 году католические священники
устроили публичное сожжение протестантских
Библий в Шамплейне (штат Нью-Йорк), так
что антипатия к папистам росла на Восточном
побережье США как на дрожжах.
В Филадельфии весной 1844 года активисты
из числа местных протестантов выдвинули
лозунги «Протестантская Библия должна
быть в основе образования во всех школах»
и «Католическая религия опасна для страны».
6 мая 1844 года они организовали митинг
в заселенных ирландцами районах Кенгсингтон
и Саутварк в Филадельфии, переросший
в продолжавшиеся три дня полномасштабные
бои с применением холодного и огнестрельного
оружия. В ход против ирландцев пошли даже
две пушки, снятые со стоявших в гавани
Филадельфии кораблей. 8 мая при поддержке
огня из орудий и таранов были разбиты
стены католического монастыря и храмов
Святого Михаила и Святого Августина,
которые затем были осквернены и сожжены.
Беспорядки на улицах Филадельфии с большим
трудом были подавлены частями регулярной
армии, вынужденными вступить в бой с толпами
погромщиков.
Наибольший накал антикатолических
страстей пришелся на середину 1850-х годов.
К тому времени антииммигрантские и антикатолические
движения США объединились в 1854 году в
«Американский орден», насчитывавший
около миллиона членов, а в 1855 году – в
«Американскую партию», также известную
как «Нативистская» (от латинского native
– «туземец», «местный»). Партия принимала
активное и небезуспешное участие в политической
деятельности. Так, в Конгресс США 34-го
созыва, собравшийся в 1855 году, прошел
51 нативист (21,8% состава депутатов нижней
палаты законодательного органа США).
Депутаты от антикатолической партии
заняли практически все места в Конгрессе
от штатов Восточного побережья США –
Делавера, Род-Айленда, Нью-Гемпшира, Коннектикута,
Массачусетса и Мэриленда. В трех из этих
штатов в том же 1855 году нативисты провели
своих кандидатов и в губернаторы. Сильные
позиции нативисты имели и в штатах Юга
– они получили половину мест в Конгрессе
от штатов Джорджия, Кентукки, Северная
Каролина, Теннесси, Алабама, Техас.
Во время посещения в 1853 году
Соединенных Штатов папским нунцием из
Бразилии Гаэтано Бедини в Бостоне, Балтиморе,
Вилинге (штат Западная Вирджиния), Сент-Луисе
и Цинциннати прошли многочисленные демонстрации
протеста нативистов. Апогея они достигли
8 декабря 1853 года в Цинциннати, когда вооруженная
толпа в 600 человек с зажженными факелами
двинулась к собору, где нунций совершал
богослужение. Погромщики намеревались
повесить посланника Папы. Нунций уцелел
благодаря полиции, разогнавшей нативистов
выстрелами в воздух.
Утром 4 июля 1854 года на воздух взлетели
католические храмы в Дорчестере (штат
Массачусетс) и Сиднее (штате Огайо). Нативисты
заложили под пол храмов бочонки с порохом
и взорвали их в День независимости США.
В тот же день была разгромлена католическая
церковь Святой Анны в Манчестере (штат
Нью-Гемпшир). Священника и паству избили
и выгнали из храма, выбили в нем окна и
уничтожили всю мебель.
8 июля 1854 года в городе Бат (штат Мэн) толпа
числом более тысячи человек, организованная
на торговой улице города уличным протестантским
проповедником Джеймсом Орром, ворвалась
в городской католический храм, разгромила
и сожгла его дотла. Спустя год с лишним,
18 ноября 1855 года, местный католический
епископ попытался заложить на том же
месте новый католический храм, но был
избит жителями и отбыл, не достигнув своей
цели.
5 сентября 1854 года в Ньюарке (штат Нью-Джерси)
нативисты, участники Американской протестантской
ассоциации и местного отделения протестантского
Ордена оранжистов после демонстрации
у католического храма Святой Марии ворвались
в него, разбив окна и храмовые скульптуры,
при этом был застрелен один из прихожан,
ирландец-католик.
14 октября 1854 года в Элисворте (штат Мэн)
переведенный туда на служение год назад
католический священник Иоанн Бапст был
схвачен толпой, избит, извалян в смоле
и перьях и в таком виде выпущен на улицу.
Американские католические издания называют
еще немало сожженных или разоренных в
том году храмов: Святой Марии в Норволке
(штат Коннектикут), Святых Петра и Павла
в Бруклине и Святой Марии в Саугертисе
(штат Нью-Йорк). В Лоуренсе (штат Массачусетс)
во время марша нативистов по ирландскому
кварталу камнями были выбиты окна в католическом
монастыре и церкви Святого Патрика, где
забаррикадировались иммигранты.
В начале 1855 года закончилось длительное
противостояние в Нью-Йорке, где боролись
вооруженные нативисты, связанные с бандой
«Парни Бовери», и ирландские «Дохлые
кролики» (этот сюжет показан в известном
фильме Мартина Скорцезе «Банды Нью-Йорка»).
Нативистов возглавлял Уильям Пулл по
кличке Билл Мясник, ирландцев – итальянский
иммигрант Джим Моррисси. 25 февраля 1855
года Пулл был ранен на улице из пистолета
и скончался спустя две недели со словами:
«Я умираю как истинный американец», оставшись
в памяти ньюйоркцев как своего рода местный
Голиаф.
23 марта 1855 года в Провиденсе (Род-Айленд)
около 2 тыс. местных протестантов собрались
у женского католического монастыря, намереваясь
его разгромить, но наткнулись на укрепившихся
в его стенах несколько сотен вооруженных
ирландцев во главе с местным епископом
О’Рейли. Кровавой бойни удалось избежать
лишь благодаря вмешательству мэра.
Кульминацией нативистской кампании стал
«кровавый понедельник» 5 августа 1855 года
в Луисвилле (штат Кентукки). В этом крупнейшем
городе штата по состоянию на 1850 год проживали
43 194 человека, из них 13 782 (почти треть всех
жителей) родившихся вне США, в основном
это были немцы и ирландцы, жившие в своих
кварталах. Нативисты поддержали на проходивших
в городе выборах одного из кандидатов
в мэры и вели активную агитацию на улицах.
В какой-то момент ультрапатриоты оказались
обстреляны в районах проживания немцев
и ирландцев, после чего в иммигрантские
кварталы ворвались отряды нативистов
и началась настоящая бойня. Как писал
позже в письме к своему коллеге из Филадельфии
луисвиллский архиепископ Джон Сполдинг:
«Террор в городе превзошел даже беспорядки
в Филадельфии. Около ста ирландцев были
убиты или сожжены, сгорело около двадцати
домов». Католический собор Луисвилла,
захваченный нативистами (они искали там
оружие) уцелел лишь благодаря красноречию
католического епископа. Стоит добавить,
что в итоге кандидат от нативистов победил
на выборах, после чего около 10 тыс. жителей
Луисвилла (судя по всему, почти все иммигрантское
население) бежали из него в соседние города.
Однако во второй половине 1850-х годов Нативистская
партия утеряла свои позиции. Жители США
оказались вовлечены в противостояние
за и против отмены рабства, антикатолическая
борьба оказалась уже менее актуальна.
В какой-то степени возродил традиции
нативизма Ку-Клукс-Клан – не столько
первый, действовавший на Юге в 1865–1871
годы и состоявший из бывших солдат и офицеров
армии Конфедерации, сколько второй, лютовавший
в 1910–1920-е годы по всей стране (включая
Север) и видевший врагов не только в неграх,
но и в иммигрантах и католиках. (как доказательство
лишь один президент за всю историю США
являлся католиком Д. Кеннеди)
Естественно, возникает вопрос: будет ли толерантным американское общество и впредь? На мой взгляд, ответить однозначно на него нельзя. Многое зависит не столько осознания гражданами США значимости, религиозных основ своей жизни, сколько от экономических и политических успехов государства, от его способности предвидеть и нейтрализовать экстремистские религиозные выступления.
Информация о работе Противостояние протестантов и католиков в США в XVII-XIX веках