Противостояние протестантов и католиков в США в XVII-XIX веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:38, доклад

Краткое описание

Идеологи современной буржуазии, прежде всего американской, давно активно пропагандируют и внедряют в сознание человечества принцип толерантности, обеспечивающий, как они утверждают, взаимопонимание и взаимоуважение представителей разных этнических и социальных групп по всем проблемам общественной жизни, в том числе, и в сфере религиозной.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

Идеологи современной буржуазии, прежде всего американской, давно активно пропагандируют и внедряют в сознание человечества принцип толерантности, обеспечивающий, как они утверждают, взаимопонимание и взаимоуважение представителей разных этнических и социальных групп по всем проблемам общественной жизни, в том числе, и в сфере религиозной.  
Примером в этом плане выступает, США, в которых представлены почти все религии мира. В стране функционирует более 2000 различных вероисповедных объединений, но наиболее многочисленным является христианство (около 86%), два направления из которых является доминирующим – это  протестантизм(53%) и католицизм (23%). Среди протестантов наиболее распространенным является баптизм (22%). Католицизм исповедуют в основном потомки иммигрантов из католических стран Европы - это преимущественно жители крупных индустриальных центров. Среди нехристианских религий наиболее распространены иудаизм и мусульманство. 
Протестанты, таким образом, составляют абсолютное большинство по религоисповеданию среди населения США, что и очень сильно сказывается на внешнеполитическом и внутриполитическом курсах США. Однако, мирное сосуществование разных конфессий в США стало возможно не сразу, этому предшествовало резкое противостояние протестантов и католиков в XIX веке. 
 

 

К моменту обретения независимости, в США действовали 17 религиозных конфессий, большинство из которых (исключая католиков и иудеев) были протестантскими. Отметим, что протестантизм оказал значительное влияние как на историю Соединенных Штатов Америки, так и на мировую историю в целом.  
 
Первое протестантское богослужение на территории современных США было проведено по англиканскому обряду 13 августа1587 года в колонии Роанок. А  с 1607 года в Джеймстауне представители англиканской церкви уже проводили регулярные службы.

Американское лютеранство возводит своё начало к голландской колонии Новый Амстердам (1624) и шведской колонии на берегах реки Делавер Новая Швеция (1638).

В 1638 году община английских пуритан в Провиденсе, руководимая Роджером Уильямсом, самостоятельно перекрестила себя по баптистскому образцу, став первой баптистской церковью в Америке. В 1656 году в Бостоне появились квакеры. Впоследствии усилиями Уильяма Пенна главным прибежищем квакеров стала Пенсильвания. Вскоре, колония Пенсильвания превратилась в убежище и для других гонимых в Европе протестантских групп — в 1683 году сюда переселяются немецкие меннониты, в 1740 году — моравские братья.

После 1760 года в Новой Англии распространяется методизм. В 1784 году Чарльз Уэсли рукополагает в Англии Томаса Кука суперинтендантом (главой) методистской церкви США — именно это рукоположение, не согласованное с англиканской церковью, окончательно обозначит разрыв методизма и англиканства.

 
Большинство течений протестантства формировалось под идеей религиозного возрождения в виде ривайвелизма (движения духовного возрождения). Стремление вернуться к истинным христианским ценностям и незамутненному сознанию отцов церкви получило весьма противоречивое оформление: протестанты сохранили основные догматы христианства, в том числе представление о бытии Бога, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и др., но почти полностью изменили обрядовую часть.  
Протестантизм создал культуру — мирскую и церковную, которая отличается от католической и православной: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу, перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом, новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.  
 
Протестантизм отказался от противопоставления духовенства мирянам и сложной церковной иерархии, монашества и целибата, присущих католицизму, выступив за упрощение религиозного культа. Обмирщая церковь, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Каждый христианин, будучи избранным и крещеным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церкви и духовенства).  
Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма.  
 
Результатом этого будут являться высокие темпы развития промышленности в протестантских странах)( в частности США) По мнению Вебера, изменение экономической структуры в Англии, переход от феодализма к капитализму и частному предпринимательству произошло благодаря  специфической  протестантской этики.  
 
  Протестанты на протяжении практически всей истории США имели небольшое численно преимущество по количеству своих сторонников, однако количество протестантов в качестве президента страны было более чем подавляющем: 43 из 44 президентов были протестантами. (Единственный католик – Джон Кеннеди) По данным энциклопедии Facts About the Presidents, 12 были прихожанами Епископальной церкви, 8 – Пресвитерианской. Четверо президентов были баптистами, столько же – методистами и унитарианами, двое – квакерами, один – конгрегационалистом. Также по два главы США были прихожанами Голландской реформированной церкви и Церкви последователей Христа. Остальные хозяева Белого дома называли себя христианами-протестантами, не причисляя себя к определенной церкви. Последний пример такого рода – Барак Обама. 

 
 И неудивительно, что на протяжении  истории США у сторонников  двух противоположных ветвей христианства случались разногласия, которые порой чуть не выливались в Гражданские войны.  
 
Максимальный накал религиозного противостояния в США пришелся на середину XIX века. Тогда обстановка в американских городах напоминала Украину наших дней, где средь бела дня на улицах крупных городов происходят побоища на религиозной почве, а наэлектризованные проповедями толпы погромщиков сжигают храмы и монастыри. 
 
 
В первой четверти XIX века США, относительно незадолго до этого добившиеся независимости от Великобритании, представляли собой вполне монолитное в национальном и религиозном отношении англо-протестантское общество. Однако в 1830-е годы ситуация меняется. С одной стороны, внутри США появляется и начинает быстро увеличиваться численно религиозная организация мормонов. Созданная в 1830 году, в 1844 году она насчитывала уже 20 тыс., а в 1877 году – 150 тыс. последователей. С другой стороны, растет иммиграция из Европы, состоящая в основном из католиков. До 1820 года каждое десятилетие в Штаты перебиралось всего по 60 тыс. человек, в 1821–1830 годах иммиграция возросла до 143 тыс., но пик ее был впереди. В 1831–1840 годах в США (где проживали 17 млн. человек) перебралось 599 тыс. иммигрантов, более 80% из которых составляли католики (207 тыс. ирландцев, 152 тыс. немцев из Южной Германии и 46 тыс. французов). В 1841–1850 годах в США приехали уже 1,71 млн. иммигрантов, более 80% из которых также составляли католики (781 тыс. ирландцев, 435 тыс. южных немцев и 77 тыс. французов). В американских городах образовались целые кварталы, населенные католиками (например, немецкий квартал «За Рейном» в городе Цинциннати в Огайо), началось активное строительство католических соборов и монастырей, создание приходов и епархий Римско-Католической Церкви. В 1850 году Католическая Церковь стала крупнейшей по числу прихожан религиозной организацией в США. 
 
Среди американцев, предки которых бежали в Новый Свет от религиозных гонений в Европе со стороны католиков в XVI–XVII веках, эта тенденция воспринималась крайне отрицательно. Была популярна точка зрения на происходящее как на тихо идущий захват страны римскими Понтификами, покушающимися на самое святое для американца – его свободу, как в мирском, так и религиозном плане. Позже известный карикатурист Томас Наст (1840–1902) изобразил католиков на своих рисунках в популярных изданиях как чудовищных монстров-крокодилов, подбирающихся к вашингтонскому Капитолию. Раздвоенная митра, которую носят католические иерархи, под пером карикатуриста превратилась в оскаленную зубастую пасть. На некоторых карикатурах рядом с Католической Церковью в образе крокодила к Капитолию подбирались и мормоны в образе чудовищной черепахи (очевидно, намек на восточные регионы США, где жили мормоны и где водятся черепахи). Впрочем, антикатолическая тема волновала американских ультрапатриотов тогда куда сильнее мормонской – все-таки католиков было во много раз больше. Стоит добавить, что католики США этих карикатур XIX века не забыли. В декабре 2011 года ряд ирландских организаций штата Нью-Джерси выступил против номинации (уже 100 с лишним лет как умершего) Томаса Наста в Зал Славы штата. 
 
 
Первая волна насилия против ирландских иммигрантов прокатилась в США – преимущественно в крупных портовых городах на восточном побережье, куда в основном прибывали беженцы из Европы, – уже в начале 1830-х годов. Первой ласточкой стало сожжение 11 августа 1834 года монастыря урсулинок (женского католического монашеского монастыря) в Чарльстоне близ Бостона в штате Массачусетс. Четырехэтажное здание монастыря было построено в 1826 году на участке в 26 акров земли, приобретенной на горе Бенедикт, с которой открывался вид на бостонскую гавань. Непосредственным поводом к погрому монастыря стали появившиеся в конце июля 1834 года слухи о том, что там насильно удерживается одна из горожанок – сестра Мэри Джон (до пострига – Элизабет Харрисон). 28 июля она в большом волнении посетила дом одного из бостонцев, который на следующий день узнал (и сообщил об этом прочим гражданам), что монахиню вернули в монастырь в сопровождении настоятельницы и местного католического епископа. В воскресенье, 10 августа, в Бостоне появились плакаты, призывавшие разобраться с тем, что происходит в монастыре. Ходили слухи, что удерживаемых в монастыре девушек замуровали в подземелье. Горячие антикатолические проповеди перед паствой по очереди в трех городских церквах произнес пресвитерианский пастор Лиман Бичер (отец автора «Хижины дяди Тома» Генриетты Бичер-Стоу). Вечером 11 августа толпа в несколько тысяч человек, многие в которой раскрасили свои лица по-индейски (как во время знаменитого «бостонского чаепития»), выбила двери в монастыре, обыскала его и в завершение всего подожгла изнутри. По счастью, насельницы монастыря не пострадали. 
 
Куда более кровавыми оказались столкновения в Филадельфии в мае 1844 года, получившие у современников название «Библейского бунта». Филадельфия – один из крупнейших городов США с большой ирландской диаспорой – стал в 1830–1840-е годы одним из центров американского католицизма. В период с 1830 по 1850 год число католиков в Филадельфии увеличилось с 35 до 170 тыс., число католических храмов – с 22 до 92, началось строительство кафедрального католического собора. 10 ноября 1842 года новый католический епископ города Фрэнсис Кенрик обратился к властям с просьбой о том, чтобы дети католиков не использовали в школах протестантскую Библию. Это вызвало бурю возмущения у местных жителей. Стоит добавить, что в том же 1842 году католические священники устроили публичное сожжение протестантских Библий в Шамплейне (штат Нью-Йорк), так что антипатия к папистам росла на Восточном побережье США как на дрожжах. 
 
В Филадельфии весной 1844 года активисты из числа местных протестантов выдвинули лозунги «Протестантская Библия должна быть в основе образования во всех школах» и «Католическая религия опасна для страны». 6 мая 1844 года они организовали митинг в заселенных ирландцами районах Кенгсингтон и Саутварк в Филадельфии, переросший в продолжавшиеся три дня полномасштабные бои с применением холодного и огнестрельного оружия. В ход против ирландцев пошли даже две пушки, снятые со стоявших в гавани Филадельфии кораблей. 8 мая при поддержке огня из орудий и таранов были разбиты стены католического монастыря и храмов Святого Михаила и Святого Августина, которые затем были осквернены и сожжены. Беспорядки на улицах Филадельфии с большим трудом были подавлены частями регулярной армии, вынужденными вступить в бой с толпами погромщиков. 
 
 
  Наибольший накал антикатолических страстей пришелся на середину 1850-х годов. К тому времени антииммигрантские и антикатолические движения США объединились в 1854 году в «Американский орден», насчитывавший около миллиона членов, а в 1855 году – в «Американскую партию», также известную как «Нативистская» (от латинского native – «туземец», «местный»). Партия принимала активное и небезуспешное участие в политической деятельности. Так, в Конгресс США 34-го созыва, собравшийся в 1855 году, прошел 51 нативист (21,8% состава депутатов нижней палаты законодательного органа США). Депутаты от антикатолической партии заняли практически все места в Конгрессе от штатов Восточного побережья США – Делавера, Род-Айленда, Нью-Гемпшира, Коннектикута, Массачусетса и Мэриленда. В трех из этих штатов в том же 1855 году нативисты провели своих кандидатов и в губернаторы. Сильные позиции нативисты имели и в штатах Юга – они получили половину мест в Конгрессе от штатов Джорджия, Кентукки, Северная Каролина, Теннесси, Алабама, Техас. 
 

Во время посещения в 1853 году Соединенных Штатов папским нунцием из Бразилии Гаэтано Бедини в Бостоне, Балтиморе, Вилинге (штат Западная Вирджиния), Сент-Луисе и Цинциннати прошли многочисленные демонстрации протеста нативистов. Апогея они достигли 8 декабря 1853 года в Цинциннати, когда вооруженная толпа в 600 человек с зажженными факелами двинулась к собору, где нунций совершал богослужение. Погромщики намеревались повесить посланника Папы. Нунций уцелел благодаря полиции, разогнавшей нативистов выстрелами в воздух. 
 
Утром 4 июля 1854 года на воздух взлетели католические храмы в Дорчестере (штат Массачусетс) и Сиднее (штате Огайо). Нативисты заложили под пол храмов бочонки с порохом и взорвали их в День независимости США. В тот же день была разгромлена католическая церковь Святой Анны в Манчестере (штат Нью-Гемпшир). Священника и паству избили и выгнали из храма, выбили в нем окна и уничтожили всю мебель. 
 
8 июля 1854 года в городе Бат (штат Мэн) толпа числом более тысячи человек, организованная на торговой улице города уличным протестантским проповедником Джеймсом Орром, ворвалась в городской католический храм, разгромила и сожгла его дотла. Спустя год с лишним, 18 ноября 1855 года, местный католический епископ попытался заложить на том же месте новый католический храм, но был избит жителями и отбыл, не достигнув своей цели. 
 
5 сентября 1854 года в Ньюарке (штат Нью-Джерси) нативисты, участники Американской протестантской ассоциации и местного отделения протестантского Ордена оранжистов после демонстрации у католического храма Святой Марии ворвались в него, разбив окна и храмовые скульптуры, при этом был застрелен один из прихожан, ирландец-католик. 
 
14 октября 1854 года в Элисворте (штат Мэн) переведенный туда на служение год назад католический священник Иоанн Бапст был схвачен толпой, избит, извалян в смоле и перьях и в таком виде выпущен на улицу. 
 
Американские католические издания называют еще немало сожженных или разоренных в том году храмов: Святой Марии в Норволке (штат Коннектикут), Святых Петра и Павла в Бруклине и Святой Марии в Саугертисе (штат Нью-Йорк). В Лоуренсе (штат Массачусетс) во время марша нативистов по ирландскому кварталу камнями были выбиты окна в католическом монастыре и церкви Святого Патрика, где забаррикадировались иммигранты. 
 
В начале 1855 года закончилось длительное противостояние в Нью-Йорке, где боролись вооруженные нативисты, связанные с бандой «Парни Бовери», и ирландские «Дохлые кролики» (этот сюжет показан в известном фильме Мартина Скорцезе «Банды Нью-Йорка»). Нативистов возглавлял Уильям Пулл по кличке Билл Мясник, ирландцев – итальянский иммигрант Джим Моррисси. 25 февраля 1855 года Пулл был ранен на улице из пистолета и скончался спустя две недели со словами: «Я умираю как истинный американец», оставшись в памяти ньюйоркцев как своего рода местный Голиаф. 
 
 
23 марта 1855 года в Провиденсе (Род-Айленд) около 2 тыс. местных протестантов собрались у женского католического монастыря, намереваясь его разгромить, но наткнулись на укрепившихся в его стенах несколько сотен вооруженных ирландцев во главе с местным епископом О’Рейли. Кровавой бойни удалось избежать лишь благодаря вмешательству мэра. 
 
Кульминацией нативистской кампании стал «кровавый понедельник» 5 августа 1855 года в Луисвилле (штат Кентукки). В этом крупнейшем городе штата по состоянию на 1850 год проживали 43 194 человека, из них 13 782 (почти треть всех жителей) родившихся вне США, в основном это были немцы и ирландцы, жившие в своих кварталах. Нативисты поддержали на проходивших в городе выборах одного из кандидатов в мэры и вели активную агитацию на улицах. В какой-то момент ультрапатриоты оказались обстреляны в районах проживания немцев и ирландцев, после чего в иммигрантские кварталы ворвались отряды нативистов и началась настоящая бойня. Как писал позже в письме к своему коллеге из Филадельфии луисвиллский архиепископ Джон Сполдинг: «Террор в городе превзошел даже беспорядки в Филадельфии. Около ста ирландцев были убиты или сожжены, сгорело около двадцати домов». Католический собор Луисвилла, захваченный нативистами (они искали там оружие) уцелел лишь благодаря красноречию католического епископа. Стоит добавить, что в итоге кандидат от нативистов победил на выборах, после чего около 10 тыс. жителей Луисвилла (судя по всему, почти все иммигрантское население) бежали из него в соседние города. 
 
 
Однако во второй половине 1850-х годов Нативистская партия утеряла свои позиции. Жители США оказались вовлечены в противостояние за и против отмены рабства, антикатолическая борьба оказалась уже менее актуальна. В какой-то степени возродил традиции нативизма Ку-Клукс-Клан – не столько первый, действовавший на Юге в 1865–1871 годы и состоявший из бывших солдат и офицеров армии Конфедерации, сколько второй, лютовавший в 1910–1920-е годы по всей стране (включая Север) и видевший врагов не только в неграх, но и в иммигрантах и католиках. (как доказательство лишь один президент за всю историю США являлся католиком Д. Кеннеди)

Естественно, возникает вопрос: будет ли толерантным американское общество и впредь? На мой взгляд, ответить однозначно на него нельзя. Многое зависит не столько осознания гражданами США значимости, религиозных основ своей жизни, сколько от экономических и политических успехов государства, от его способности предвидеть и нейтрализовать экстремистские религиозные  выступления.

 

 


Информация о работе Противостояние протестантов и католиков в США в XVII-XIX веках