Протестанизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:09, реферат

Краткое описание

Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом. Человек может спасти душу только посредством веры,которая непосредственно даруется Богом,без помощи церкви.Это учение Лютера о спасении или оправдании верой в искупительную жертву Христа,стало одним из центральных догматов протестантизма.

Оглавление

Введение 1
Возникновение протестантизма 2
Распространение протестантизма 4
Религиозное содержание 5
Направления современного протестантизма 8
Экуменическое движение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Протестантизм.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

6

Среди разных ответвлений  протестантизма не было единства в  некоторых вопросах, связанных с  культом, внешней обстановкой церквей  и т.д. Лютеране, например, сохранили в своих церквах распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты же от всего этого отказались.

Месса была отвергнута протестантами почти всех направлений. Богослужение стало вестись ими  на национальных языках; оно состояло из проповеди, пения молитвенных  гимнов и чтения тех или иных глав Библии, преимущественно Нового завета.

Наиболее важные обряды, считавшиеся в католицизме  ядром богослужения - таинства подверглись  в протестантизме решительному пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств  лишь два - крещение и причащение, кальвинизм - одно лишь крещение. При этом трактовка  таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена.Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения. Оно заняло среднюю позицию между католицизмом, с одной стороны, и цвинглианством и кальвинизмом - с другой, в решении вопроса о том, происходит ли при совершении обряда чудо превращения хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию анабаптистов, оставив в силе крещение младенцев. В виде компромисса он ввел " второе крещение " - конфискацию подростков.

Особое значение имел отказ протестантизма от таинства священства. Протестантизм отверг деление  общества на духовенство и мирян. Учение о том, что любой человек  может непосредственно общаться с Богом, давало основание у утверждению " всеобщего священства " .

Все эти принципы были направлены против могущественного  аппарата католической церкви.

Протестантизм переносит  центр тяжести религиозной жизни  с церкви на отдельную личность.

Протестантизм с  самого начала разбился на целый ряд  течений, церквей,толков и до сих пор на его почве продолжается отделение сект.  

7

Направления современного протестантизма

Организационная и  вероисповедно - доктринальная картина протестанского лагеря христианства осталась в ХХв. примерно такой же, какой она была и в предыдущем столетии : шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и соединения, те же папки единственно истинного вероучения.

Организационные формы  современного протестантизма очень  разнообразны - от церкви как государственного учреждения ( в Швеции, например ) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации ( например, у квакеров ); от больших конфессиональных ( например, Всемирный союз баптистов ) и даже межконфессиональных объединений (экуменическое движение ) до мелких изолированных сект.

Лютеранство — крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм.

Кальвинизм — одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Англиканство  — одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении

8

личной верой и  католицизма о спасаюшей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви — архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов.

Старокатолицизм — течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869—1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. В этом старокатолики особенно близки к англиканам.

Меннониты — христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление.

Баптизм — одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крешение совершают над взрослыми.

Квакеры — протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношении друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Методизм — одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

9

Мормоны, или «Святые последнего дня» — религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения — • Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) — включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек — «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха — не неповиновение Богу, а восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

Адвентисты — протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступления на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Иеговисты, или -Общество свидетелей Иеговы* — протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа — порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир — царство сатаны, в близкой битве (армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на земле установится царство Божье.

«Армия  спасения» — международная религиозно—филантропическая организация, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 по военному образцу методистским проповедником У.Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религиозной пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. Ныне действу во многих странах мира. Возникнув на почве методизма, «Армия спасения» разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причастие не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Полагается, что следует заботиться не только о спасении души и

10

потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. С этой целью созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи алкоголикам, заключенным, проводятся кампании против проституции и т.д.

«Христианская наука» — религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол — в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.

Пятидесятники — протестантское течение, основой вероучения которого является миф о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествования» — «говорения на иноязыках». В вероучении пятидесятничества большое место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопрел о мления, большое значение придают мистическому общению с Богом. Для пятидесятничества характерны мистическая обстановка молений, вера в явления и видения, культ пророков и пророчиц.

Перфекционисты К пятидесятникам примыкают перфекционисты. Как и пятидесятники, они считают возможным достигнуть и поддерживать состояние личной святости, верят во второе пришествие. В отличие от пятидесятников, они не признают говорения на иных языках - глоссолалий. Основные догматы перфекционистов - обращение, освящение и дотысячелетний приход Христа. Нынешние перфекционистские церкви обычно именуются церквами святости. Они склонны к признанию Библии буквально и целиком. Для них главное - духовное совершенство, святость.

Вальденсы. Несколько в стороне от трех основных течений протестантизма стоит секта вальденсов, появившаяся еще задолго до Реформации - в ХIIв. Она возникла на юге Франции. Как и протестанты, вальденсы требовали

11

возвращения к принципам  раннего христианства. Отрицали сословие духовенства, католического таинства,поклонение иконам и почитание креста, догмат о чистилище и т.д., призывали к востановлению принципов первоначального христианства сего требованием равенства всех членов религиозных общин. Они установили принцип выборности духовенства, выступали против частной собственности. Эта секта существует в плоть до настоящего времени в Италии, Уругвае, Аргентине.

Моравские братья. В ХVв. появилась секта моравских ( богемских ) братьев. Она возникла среди бедноты средневековой Чехии. Важнейшие положения секты восходили к раннехристианским принципам. Основное содержание христианства моравские братья видят в вере в искупительную жертву Христа. Большое значение придается обрядовой стороне религиозной жизни - литургии, именам и молитвам, омовению ног и т.д. У моравских братьев сохраняется церковная иерархия, местный церковные организации возглавляются епископами. Активная миссионерская деятельность способствовала распространению секты по земному шару. В настоящее время ее общины имеются в США, Никарагуа, в Суринаме, ЮАР, ФРГ и других странах.

Экуменическое движение

Возникшее еще в  начале ХХ в. среди ряда протестанских организаций движение за всемирное ( экуменистическое ) объединение христианских церквей привело к образованию в 1948г. Всемирного Совета церквей. В 1968г. во Всемирный Совет церквей входила 231 церковь из 80 стран. Среди них - протестанские ( евангелическо-лютеранские церкви, реформистские, меннониты, баптисты, квакеры, методисты и др. ), а также старокатолическая и некоторые православные церкви. В чисто религиозных вопросах экуместическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями "единой церкви христовой" и должны путем переговоров преодолевать исторически возникшие различия в учениях и в устройстве. Мероприятия, проводимые руководящими органами экуменического движения, представляют собой одну из попыток преодолевать кризис религии. Это движение не ограничивается чисто религиозными проблемами. Оно

12

вынуждено также  дать ответ на основные вопросы, волнующие  современного человека.

В настоящее время  экуменическое движение выступает  за разрядку международной напряженности, поддерживает усилия миролюбивых государств в защиту мира на земле.

Таким образом, политическая ориентация протестанских церквей весьма пестра и противоречива. Протестанские конфессии в разных странах находят в современной международно-политической обстановке новый материал для своей пропаганды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13 

Cписок литературы

Анисимов С.Ф., Аширов Н.А.,Беленький М.С. и др. Настольная книга атеиста.-М.:Политиздат,1985.-460 С.

Информация о работе Протестанизм