Промышленный переворот в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:26, реферат

Краткое описание

История человечества – это история экономики. Войны, составляющие лишь часть истории, являются следствием развития экономики, защиты экономических интересов народов и государств. Поэтому историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, завоевали чужих территорий, а в том, что они внесли в цивилизацию, что построили, изобрели.

Оглавление

Введение 3
1. Общие условия возникновения промышленного переворота в Англии в конце XVIII – первой половине XIX вв. 5
2. Сущность промышленного переворота в Англии и его характеристика 10
3. Результаты промышленного переворота в Англии в конце XVIII – первой половине XIX вв. 15
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Экономика текст (2).docx

— 58.26 Кб (Скачать)

Технический переворот в хлопчатобумажной промышленности начался с того, что английский механик Кей в 1733 г. изобрел оригинальное механическое устройство — летучий челнок, позволивший увеличить производительность труда ткача вдвое. Его широкое распространение привело к отставанию прядильного производства, заставившему предпринимателей, работавших в этой сфере, активизировать свои усилия по внедрению новой техники в прядение. Был задействован механизм материального стимулирования технического прогресса. В 1761 г. общество поощрения искусства и промышленности выпустило воззвание, обещавшее значительное вознаграждение за создание прядильной машины. Результаты превзошли все ожидания: появившаяся в 1765 г. механическая прялка (известная под названием «Дженни») дала возможность заменить труд 16-18 прядильщиков. Изобретенный в 1785 г. ткацкий станок давал возможность заменить труд 40 ткачей.

Главный итог технического переворота в хлопчатобумажной промышленности — создание машин, применение которых решило принципиальные вопросы  механизации прядения и ткачества. Дальнейшее движение технического прогресса в отрасли шло по пути их усовершенствования.

Активный  процесс механизации хлопчатобумажной промышленности в 60-80-е гг. XVIII в. стимулировал технический прогресс и в других отраслях. Механизация распространилась, прежде всего, на близкие отрасли - суконную, шерстяную, бумажную, полиграфическую. Расширение сферы применения машин требовало технической реконструкции энергетической, металлургической базы, создания машиностроения. Использование в качестве источника энергии силы падающей воды тормозило процесс индустриализации, так как размещение механизированной промышленности было ограничено районами, имевшими гидроресурсы. Ключевым вопросом технического переворота стало создание в 1784 г. универсального парового двигателя, который мог применяться во всех крупных производствах. Его изобретение способствовало расширению территориальных границ их размещения, механизации водного транспорта, созданию совершенно новых видов транспорта — пароходного и железнодорожного. Паровые машины вплоть до конца XIX в. оставались энергетической базой хозяйства страны. Узким местом промышленного переворота была металлургия. Спрос на ее продукцию возрастал, однако производство металла сокращалось. Затяжной кризис этой отрасли объяснялся тем, что в процессе выплавки металла использовался древесный уголь, цены на который росли по мере вырубки громадных лесных массивов, импорт же леса обходился дорого. Производство чугуна становилось малоприбыльным и резко сокращалось; 60% потребностей в металле удовлетворялось за счет ввоза из России, Швеции. Технический прогресс в этой отрасли тормозился сложностью перехода на новое топливо - каменный уголь. В 1735 г. предпринимателю Дерби удалось, применяя в качестве топлива каменный уголь, получить чистый, без примесей металл путем добавления в железную руду негашеной извести. По мере роста спроса на металл этот способ получил широкое применение. Изобретение пудлинговой печи (1784) позволило получить высококачественное железо из чугуна. Новые технологии помогли преодолеть длительный кризис металлургии и избавиться к началу XIX в. от импорта металла. За сравнительно короткий период (1788—1804) выплавка чугуна возросла в три раза. Изменения в металлургии привели к развитию каменноугольной промышленности.

Изготовление  на мануфактурах машин не позволяло  обеспечить растущий спрос на них. Они  были дороги и не имели должного качества. Хозяйственная практика требовала  механизации производства машин. Технический прогресс в этой области выражался в создании металлообрабатывающей техники; в 1798 г. был изобретен токарный станок, затем сконструированы сверлильный, фрезерные станки. Таким образом, формировалась техническая база новой отрасли промышленности — машиностроительной.

В ходе промышленного  переворота осуществлялся переход  к фабричной форме организации. Использование в прядильном производстве машин с водяным двигателем способствовало внедрению машин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях — фабриках. Первая прядильная фабрика была построена Аркрайтом в 1769 г. В 1790 г. в Англии насчитывалось уже 150 прядильных фабрик. Массовое строительство ткацких фабрик относится к 20—30-м гг. XIX в.

Организация крупного машинного производства в  хлопчатобумажной промышленности вызвала резкий рост выпуска продукции. С конца XVIII в. на основе паровой энергетики создавались фабрики во многих отраслях промышленности. Даже в типографии газеты «Тайме», популярного уже в то время массового издания, в 1814 г. был установлен паровой печатный станок, позволивший увеличить выпуск газеты с 400 до 1100 экземпляров в час.

Промышленный  переворот вступил в первой трети  XIX в. в заключительную стадию — создание принципиально нового вида транспорта, соответствовавшего индустриальной структуре промышленного производства.

Паровой двигатель сначала нашел применение на водном транспорте. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Открытие железнодорожной линии хозяйственного значения (от крупного порта Ливерпуль до центра хлопчатобумажной промышленности Манчестера) состоялось в 1829 г. Строительство железных дорог, получившее размах в 40-е гг. XIX в., вызвало резкий спрос на продукцию отраслей тяжелой промышленности. Оно стало одним из ведущих факторов последовавшего за промышленным переворотом мощного экономического подъема. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение товаров, удешевить стоимость их перевозок, способствовало развитию внутреннего и внешнего рынков.

 

  1. Результаты  промышленного переворота в Англии в конце XVIII – первой половине XIX вв.

К началу 30-х гг. XIX в. промышленный переворот в Англии завершился. Крупное машинное производство одержало победу над ремеслом и мануфактурой с их низкой производительностью труда и ручной техникой. В стране произошли серьезные социально-экономические изменения. К середине XIX в. Англия стала страной городов и рабочих поселков, где проживало до 86% всего населения. Интенсивный процесс урбанизации был связан с бурным ростом новых промышленных центров на севере страны (Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем и др.) Доля занятых в промышленности и строительстве повысилась до 50 %, а в сельском хозяйстве снизилась до 15%. Торжество свободной конкуренции вызывало стремление к расширению производства. В итоге это приводило к значительному экономическому подъему страны. А усиление технической базы производства способствовало превращению Англии в мощную индустриальную державу – «фабрику мира».

Лидером индустриального развития оставалась хлопчатобумажная промышленность. Выросло  число фабрик, оснащенных ткацкими станками. Выпуск хлопчатобумажных тканей за 1800-1850 гг. увеличился примерно в 19 раз, потребление хлопка – примерно в 1000 раз. К середине XIX в. в текстильной и швейной промышленности было занято свыше трети всех работающих. Дешевые и качественные ткани и изделия из них оставались главными статьями английского экспорта.

Заметно набирала темпы тяжелая промышленность. С использованием в металлургическом процессе горячего дутья значительно  возросло производство стали и чугуна. Возросла добыча угля. На долю Англии приходилась половина производства чугуна, более половины добываемого каменного угля в мире.

Успехи  индустриального развития во многом были обусловлены внедрением паровых  двигателей, мощность которых за первую половину XIX в. выросла более чем в 120 раз. На дальнейшее ускорение обращения товаров, расширение и удешевление экономических связей между разными районами страны и заморскими территориями, осуществление внутренней и внешней торговли направлено было развитие парового транспорта. Островное положение Англии стимулировало судостроение и судоходство. С 1811 г. в стране получил развитие пароходный транспорт, с 40-50-х годов стало осуществляться строительство больших океанских судов.

Изобретение в 1814 г. Дж. Стефенсоном паровоза и  строительство в 1825 г. Первой железной дороги стимулировало дальнейшее железнодорожное строительство. Страна постепенно начала покрываться сетью железных дорог, ускорилась циркуляция товаров.

Формировавшийся  в результате промышленного переворота  новый, индустриальный тип производства обеспечивал выпуск конкурентоспособной продукции, масштабы которого намного превосходили емкость внутреннего рынка.

В этих условиях государственная экономическая  политика, построенная на принципах  протекционизма, сдерживала свободу  предпринимательства. В 1823—1827 гг. наиболее радикально настроенные члены правительства приступили к разработке принципов политики свободной торговли. Дополнительные денежные поступления, достигнутые благодаря хорошим урожаям, росту предприимчивости, дали возможность погасить часть государственного долга и уменьшить таможенные пошлины на сырье и некоторые готовые изделия с 50 до 20%.

Важная  роль в построении этой политики отводилась принципам взаимности в отношениях с иностранными государствами. Смягчение навигационного акта коснулось ряда стран, получивших льготы при использовании своего флота в торговле с Британской империей. Введение подоходного налога на богатых в 1842 г. позволило увеличить поступления в казну, что способствовало освобождению 430 видов товаров, ввозимых в Англию, от таможенных пошлин (в 1842-1845).

Выработка новой политики происходила в  условиях острейшей борьбы между  протекционистами и сторонниками свободной  торговли. Отстаиванию принципов экономического либерализма посвятил свою парламентскую деятельность в 1819—1823 гг. великий английский экономист Д. Рикардо. Серьезным препятствием для свободной торговли являлся аграрный протекционизм. В 1814 г. в связи с заключением кратковременного мира в Англию хлынул поток иностранного зерна, вызвавший снижение внутренних цен на хлеб на одну треть, что привело к уменьшению земельной ренты. В ответ на это крупные землевладельцы добились от парламента отмены вывозных пошлин на хлеб, принятия в 1815 г. закона, согласно которому импорт хлеба разрешался только в случае установления на внутреннем рынке чрезвычайно высоких цен на него.

Хлебные законы, обеспечивая крупным землевладельцам, увеличение доходов, противоречили интересам остального населения. Ограничение ввоза зерна, во-первых, тормозило развитие внешней торговли, поскольку на товары, экспортируемые Англией, повышались таможенные пошлины; во-вторых, способствовало сохранению высоких цен на хлеб внутри страны, что вызывало повышение цен и на другие товары (как сельскохозяйственные, так и промышленные). Предприниматели были вынуждены платить более высокую денежную заработную плату своим рабочим. Поэтому в Англии в течение всей первой половины XIX в. росло движение, объединившее различные слои населения — производителей, потребителей, лиц наемного труда, предпринимателей, направленное против хлебных законов;.

Критическая ситуация, сложившаяся в стране в  1845 г. — неурожай и, как следствие, голод, — заставила парламент пойти на отмену хлебного законодательства. Вслед за этим знаменательным событием, которое современники, сторонники свободной торговли, характеризовали как самую значительную реформу в истории Англии, последовала отмена (1849) Навигационного акта, открывшая английские порты кораблям всех стран.

В середине XIX в. были отменены все пошлины на сырье и полуфабрикаты, значительно снижена ставка обложения готовых изделий, что дало возможность Англии добиться от многих стран соответствующего снижения пошлин на собственные товары.

Под давлением  входящей в силу промышленной буржуазии, выступавшей в защиту более выгодной для нее свободной торговли, государство было вынуждено пойти на ограничения монопольных прав колониальных торговых компаний. В 1833 г. самая крупная из них — Ост-Индская лишилась всех торговых привилегий, в 1858 г. произошла ее ликвидация.

Переход к свободной торговле оказал многостороннее влияние на экономику страны. Повысилась конкурентоспособность английских товаров за счет снижения стоимости сырья, расширились возможности сбыта промышленной продукции.

Таможенное  «разоружение» поставило аграрный сектор в условия свободной конкуренции с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции. В связи с этим в зерновом хозяйстве Англии стали происходить прогрессивные сдвиги, выражавшиеся в механизации, мелиорации, химизации , что в конечном счете способствовало резкому сокращению занятых в этой сфере, повышению производительности труда, увеличению урожайности зерновых.

Утверждение в Англии хозяйственной системы  промышленного капитализма включало в себя изменения в организации  различных рынков, денежного обращения, налоговой системы.

В области  организации товарных рынков происходил дальнейший процесс специализации. Биржи теряли универсальный характер. Каждая из них распадалась на специализированные биржевые союзы, действовавшие в крупнейших промышленных и торговых центрах. В Лондоне они осуществляли оптовую торговлю зерном, металлами, мехами; в Ливерпуле — зерном, пищевыми продуктами, хлопком. Процесс специализации охватил и фондовые биржи. Например, сделки с ценными бумагами были разделены между двумя лондонскими биржами. Одна из них предназначалась для операций с векселями, государственными ценными бумагами, другая — с остальными видами ценных бумаг. Все виды английских бирж являлись частнопредпринимательскими учреждениями, в их уставах отсутствовали положения о взаимоотношениях общественно-правового характера с государством. Деятельность бирж подлежала определенному правительственному контролю лишь в таких же пределах, как и деятельность любых союзов частных лиц, созданных для достижения дозволенных законом целей. Организация английских бирж была основана на правах товариществ, личным качествам членов биржевого сообщества придавалось огромное значение. Лондонская фондовая биржа, например, отличалась весьма жесткими правилами, практически исключавшими ненадежность ее членов в финансовом отношении.

Бурное  развитие крупного промышленного производства, строительство железных дорог, торговля и колониальная экспансия Англии предъявляли постоянно возраставший спрос на капитал, что, в свою очередь, диктовало необходимость поиска новых путей и форм организации банковского дела.

В 1833 г. было разрешено организовывать депозитные акционерные банки (без права выпуска банкнот) в Лондоне. Следствием принятия этого постановления стало создание значительного числа средних и более крупных акционерных депозитных банков. Первый был организован в 1834 г. в Лондоне.

Следующим шагом в организации кредитно-денежной системы стал акт Р. Пилля (1844), определивший правила деятельности Центрального банка, за которым закреплялась привилегия эмиссии на всей территории страны. Выпуск банкнот производился специальным Эмиссионным департаментом в размерах, обеспеченных государственными облигациями. Дополнительный выпуск разрешался правительством только при условии обеспечения наличностью.

Информация о работе Промышленный переворот в Англии