Проекты экономических реформ Н. С. Мордвинова и М. М. Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

История либерализма в России во многом противоречива. Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия и интеллигенция. Как отмечает большинство историков, эти усилия не имели в своей основе политической программы и потому часто страдали от копирования западных решений без должного учёта российских реалий, приводили к непредвиденным результатам и дискредитировали себя в глазах общества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Преобразования Александра I. «Негласный комитет» 5
Глава 2. Сперанский Михаил Михайлович 7
Глава 2.1. Карьера 8
Глава 2.2. Экономические взгляды 9
Глава 3. Мордвинов Николай Семенович 14
Глава 3.1. Карьера 15
Глава 3.2. Экономические взгляды 17
Заключение 20
Список литературы: 21

Файлы: 1 файл

Реферат Постнов Данил.docx

— 80.92 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  государственный

Политехнический университет

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра национальной экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по истории экономических учений на тему:

«Проекты экономических реформ Н. С. Мордвинова и М. М. Сперанского» 
 
 
 

      Работу  выполнил: студент гр.1076/2

Постнов Данил Александрович

Преподаватель:

Рытова  Е.В.  
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Преобразования Александра I. «Негласный комитет» 5

Глава 2. Сперанский Михаил Михайлович 7

Глава 2.1. Карьера 8

Глава 2.2. Экономические взгляды 9

Глава 3. Мордвинов Николай Семенович 14

Глава 3.1. Карьера 15

Глава 3.2. Экономические взгляды 17

Заключение 20

Список литературы: 21

Введение

 

      История либерализма в России во многом противоречива. Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные  периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия и интеллигенция. Как отмечает большинство  историков, эти усилия не имели в  своей основе политической программы  и потому часто страдали от копирования  западных решений без должного учёта  российских реалий, приводили к непредвиденным результатам и дискредитировали себя в глазах общества. Тем не менее, они оказали значительное влияние  на страну, и их последствия включали важные положительные сдвиги. В прошлом, за каждым либеральным подъёмом следовал период реакции, в течение которого многие достижения уничтожались.

      Те  годы, годы царствования Екатерины ІІ считаются благоприятным периодом для России. Присоединение областей Северного Причерноморья, Крыма и Предкавказья способствовало значительному расширению территории государства; на 3/4 возросло количество населения, продолжали интенсивно развиваться промышленность и торговля. Могущество России в сфере международных отношений было признано всеми ведущими европейскими державами.

      Однако  постепенно набирали силу иные тенденции, явственно проявившиеся к концу XVIII в. Темпы развития экономики неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее отставание России от Запада, ослабление ее в хозяйственном, поенном и политическом отношении. В социальной области политика самодержавия строилась, прежде всего, на принципах исключительности привилегий дворянства, составлявшего незначительную часть населения страны, без учета интересов других классов и сословий. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество, бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы.

      К. началу XIX в. вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная потребность. Невозможность управления страной старыми методами, необходимость общественных преобразований начали осознаваться самой верхней властью.

      Важную  роль здесь сыграли просветительские идеи французских материалистов XVIII в. (Вольтера, Дидро, Монтескье и др.). Французское просветительство продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части русского общества реформаторских настроений. Именно в этой среде формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований.

Глава 1. Преобразования Александра I. «Негласный комитет»

 

      Александр 1 (1777—1825), воспитанный в духе просветительства, по своему стремился к осуществлению этих идей (реформаторских настроений в необходимости общественных преобразований) применительно к условиям российской действительности. Уже в первых его указах заметно стремление руководствоваться в государственной деятельности принципом законности. По мнению Александра 1, основной недостаток государственного порядка в России заключается в «произволе правления». Поэтому «обуздать деспотизм правительства» он считал главной целью преобразований, добиться которой намеревался с помощью основных законов, закреплявших новые принципы государственной власти и являвшихся своего рода залогом внутреннего спокойствия и динамичною развития государства*. Слово «закон» по указанию Александра 1 было высечено на обороте медали) выпущенной 110 случаю его коронования.

      В первые годы царствования Александр разрабатывал и проводил преобразования с помощью своих близких друзей, составивших «Негласный комитет» (П. Строганов, В. Кочубей, А. Чарторыйский, Н. Новосильцев). Деятельность «Негласного комитета» продолжалась немногим более двух лет. За это время было улучшено положение крепостных крестьян в Прибалтике. Однако на проведение сколько-нибудь серьезных перемен в положении крестьянства в целом Комитет так и не решился. По существу, единственным мероприятием в этой области стал Указ о «свободных хлебопашцах» (февраль 1803 г.), предоставлявший помещикам право отпускать своих крестьян на волю с земельным наделом, однако этот Указ не был реализован.

      Наиболее  значительным мероприятием Негласного комитета была реформа центрального управления. В сентябре 1801 г. Был издан манифест об учреждении министерств, заменявших действовавшую ранее систему петровских коллегий. Министерства были построены на началах единоличной власти и ответственности. Для объединения их деятельности и для обсуждения вопросов, касающихся нескольких министерств или всего государства, собирался Комитет министров. 

      Стремительная бюрократизация госаппарата, происходившая  в России в конце XVIII в. — начале XIX в., содержала в себе угрозу полного подчинения и общества, и самого императора власти чиновников. Устранить эту угрозу Александр рассчитывал упорядочением всех звеньев управленческого аппарата, рационализацией политического устройства на основе принципов законности и гражданственности.

Глава 2. Сперанский Михаил Михайлович                          

 
      Проект государственных  реформ Александр поручил подготовить своему ближайшему помощнику М.М. Сперанскому. Для такого выбора были серьезные основания.

      Михаил  Михайлович Сперанский (1772—1839) родился в с. Черкутине Владимирской губернии в семье сельского священника и получил типичное для детей сельских священнослужителей образование, обучаясь во Владимирской, а затем Суздальской семинарии.

Сперанский  был направлен для продолжения  обучения в     созданную     тогда      в      Петербурге Александро-Невскую «главную семинарию» (преобразованную затем в академию), которую блестяще окончил в 1791 г. и был оставлен в ней в качестве преподавателя.

     Сперанский  вел занятия по различным учебным  дисциплинам: математике, физике, философии  и др., демонстрируя глубокие знания, соединенные с преподавательским  талантом. Он успешно занимался самообразованием, а так же публиковал научные и  литературные труды.

 

                                                          

Глава 2.1. Карьера

 

      По  рекомендации одного из влиятельных  церковных деятелей Сперанскому была предложена должность секретаря генерал-прокурора Сената князя А.Б. Куракина, а в январе 1797 г. он был зачислен в штат канцелярии генерал-прокурора с чином титулярного советника.

      С приходом к власти Александра 1 Сперанский был назначен статс-секретарем «Негласного комитета», получив высокий чин действительного статского советника. Затем его пригласил в свое ведомство министр внутренних дел граф В.П. Кочубей. В качестве управляющего делами министерства Сперанский редактировал все важнейшие проекты законов, принятых в те годы. В тот же период им был подготовлен ряд записок о государственном устройстве Российской империи, привлекший внимание Александра 1. Окончательно он заслужил расположение императора в 1806 г., когда делал доклад по делам министерства вместо заболевшего Кочубея, произведя на Александра самое благоприятное впечатление. Началось восхождение Сперанского к вершинам власти.

      В качестве советника по гражданским делам осенью 1808 г. он принимал участие во встрече в Эфурте Александра 1 с Наполеоном, который в знак особого уважения к Сперанскому подарил ему усыпанную бриллиантами табакерку с собственным изображением.

      По  возвращении в Россию Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и одновременно стал главным  советником Александра 1 в делах государства. Тогда же по поручению императора он приступил к составлению общего плана преобразования общественно-политического строя России.

Глава 2.2. Экономические взгляды

 

      Работа  над планом государственных преобразований была завершена Сперанским к октябрю 1809 г., получив название «Введение к Уложению государственных законов». Основные положения и идеи плана были предварительно обсуждены в ходе многочисленных бесед Александра 1 со Сперанским.

      Исходя  из представления о тесной взаимосвязи  и взаимозависимости различных  сфер общественной жизни, Сперанский увязывал перемену в политическом строе с преобразованиями в области экономики и «народного воспитания». Решение проблем экономического развития он видел в целенаправленной политике правительства по созданию экономически независимого сословия. Гарантией его экономической независимости должно было стать всемерное расширение института частной собственности. Независимость этого сословия, по мысли Сперанского, обеспечивалась бы также формированием соответствующего общественного мнения, что и ставило вопрос о «народном воспитании». Задача правительства состояла в создании сети учебных заведений и библиотек, а также в воспитании «побуждений» и некоторой «моральной необходимости общего образования».

      Последнему  Сперанский придавал особое значение. По его инициативе в августе 1809 г. Сенат принял Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Главным принципом продвижения по служебной лестнице Указ устанавливал нс выслугу лет, а «действительные заслуги и отличные познания». Причем право претендовать на получение чина коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й — 6-й классы) могли лишь чиновники, окончившие курс обучения в одном из российских университетов или выдержавшие экзамен по специальной программе.

      Сперанскому принадлежала идея создания недалеко от Петербурга специального закрытого лицея для ограниченного числа дворянских детей знатных фамилий, где они получали бы самое лучшее образование, для дальнейшей службы в центральных учреждениях. В 1811 г. первые 30 воспитанников приступили к занятиям в Царскосельском лицее. Как истинный реформатор Сперанский связывал проблему народного просвещения с ликвидацией в России системы угнетения и рабства. Однако твердого положения о необходимости ликвидации в России крепостничества план Сперанского не содержал — крепостной строй, по мнению Сперанского, отменится постепенно, под влиянием развития промышленности, торговли и просвещения.

      Участие в деятельности государственного аппарата людей просвещенных, специально подготовленных к добросовестному исполнению гражданский службы должно было, по мысли Сперанского, обеспечить введение преобразований без революционных взрывов и потрясений, которые он отвергал, считая, что разрушение старого порядка революционным путем само по себе не обеспечивает коренного переустройства общества.

      Путь  преобразования он видел в эволюционном, последовательном совершенствовании всех сфер общественной жизни при активном участии в этом процессе государственной власти. Просвещенные чиновники и должны были обеспечить создание и поддержание условий для раскрытия потенциала каждой отдельной личности. Успешность и прочность преобразований определялись наличием подготовленных кадров государственного аппарата и политической волей монарха. 
 

     Серьезным реформаторским шагом М.М. Сперанского  стало упорядочение государственных  финансов. В финансовых и экономических  вопросах он также проявил себя как  мыслитель и теоретик. Методологической основой его взглядов была теория трудовой стоимости и работы классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Книга А. Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" оказала большое влияние на М.М. Сперанского. Другим английским мыслителем, вызвавшим его интерес, был И. Бентам, чьи произведения появились в России в начале XIX века. Глубокие и разносторонние знания М.М. Сперанского позволяли ему вести обширную переписку с европейскими учеными, а в своих трудах выступать теоретиком и историком финансов и денежного обращения в России.

Информация о работе Проекты экономических реформ Н. С. Мордвинова и М. М. Сперанского