Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 20:25, реферат
Семнадцатое столетие в истории нашей страны — переломное, бурное время заката Средневековья. Современники называли его «бунташным». Россия переживет крестьянскую войну — первую в своей истории, череду городских восстаний, «медный» и «соляной» бунты, выступления стрельцов, конфликт церкви и светской власти, церковный раскол. Да и начнется век необычно — с событий, получивших в истории название Смутного времени (1598—1613).
1. Причины Смутного времени и его начало
2. Разгар Смуты
3. Основные итоги Смутного времени
4. Закрепощение крестьян.
Используемая литература
«И тих-де крестьян в прошлом 91-м году в мясное заговенье вывез ис того его поместия… сильно».
Вопросник дьяка:
«В прошлом в 91-м году… крестьян насильством…
в заповедные годы вывез ли? И будет вывез,
и сколь давно, и в каком году…?»
Отметим, что термин «заповедные годы»
полностью отсутствует в изложении челобитной
помещика Пестрикова, зато фигурирует
в упомянутом вопроснике новгородского
дьяка Семена Емельянова.
Наиболее точно вопросник из наказа Емельянова
воспроизводится в книгах обыска поместья
князя Б. И. Кропоткина. Его полный текст
гласит: «Из-за княже Богдана княж Иванова
сына Кропоткина крестьяне его в заповедные
годы за детей боярских вышли ли, и будет
вышли, и в котором году, и (хто) именем
вышол, и с которые деревни, и за кого который
крестьянин (вышол)?»
Приведенный текст не оставляет сомнений
в том, что именно наказ дьяка Емельянова,
точно формулировавший вопросы и программу
обыска, послужил тем источником, из которого
термин «заповедные годы» попал в едровские
грамоты 1588–1589 гг.
Вопросник Емельянова конца 80-х годов
существенным образом отличался от обыскных
вопросников начала 70-х годов по поводу
своза и выхода крестьян.
«Хто имены дети боярские ис того Юрьевского поместья из деревень крестьян за себя в свои поместные деревни вывез, и о кою пору, о сроци ли о Урьеви дни, с отказом ли или без отказу после сроку сильно…»
«Крестьяне его в заповедные годы за детей боярских вышли ли, и будет вышли, и в котором году, и хто именем вышел, и с которые деревни, и за кого который крестьянин вышел» .
Различие приведенных текстов имеет
кардинальное значение. Если вопросник
70-х годов уделяет основное внимание выяснению
таких обстоятельств, как соблюдение (или
нарушение) норм выхода в Юрьев день, то
вопросник конца 80-х годов полностью игнорирует
эти нормы. Изменение вопросника было
вызвано, очевидно, тем, что едровские
помещики получили право возвращать крестьян,
вышедших в заповедные годы, независимо
от того, ушли ли они «по сроку» и с «отказом»
или нарушили нормы Юрьева дня.
Определенно известно, что трое деревских
помещиков: Непейцын, Кропоткин и Пестриков
– добивались возвращения крестьян, но,
чем закончились их тяжбы, неизвестно.
Однако имеется вполне аналогичное дело
о возврате крестьян деревского помещика
Д. И. Языкова. Языков затеял тяжбу в то
же самое время, что и трое названных выше
помещиков. После долгих проволочек Новгородская
приказная изба 31 марта 1591 г. постановила
беглых крестьян «вывести з женами и з
детми и со всеми их животы за Дружину
за Языкова… в деревню Язиху в старыи
их дворы, где хто жил наперед того» .
Дело Языкова позволяет установить, что
деревские помещики обладали реальной
возможностью вернуть крестьян, ушедших
от них в предыдущие годы. Подобное правило
действовало не только в Деревской пятине,
но и в других землях, например в Шелонской
пятине.
Шелонский помещик В. Г. Скобельцын добился
в 1591–1592 (7100) гг. возвращения четырех крестьян,
свезенных из его поместья в дворцовую
волость Вышгородского погоста. Скобельцын
бил челом царю Федору, и тот «пожаловал»
его и «велел тех крестьян отдать» .
Очевидно, в Шелонской пятине применялись
те же меры по возвращению крестьян старым
землевладельцам, что и в Деревской пятине.
Следует заметить, что в делах Языкова
и Скобельцына термин «заповедные годы»
не фигурирует. Этот факт нельзя рассматривать
как случайный. В самом деле, в решении
дела Языкова участвовал уже известный
по делу Пестрикова новгородский дьяк
С. Емельянов. По его распоряжению едровский
губной староста В. Мусин, ездивший ранее
в поместья И. Непейцына и Б. Кропоткина,
обыскал поместье Языкова и установил,
что крестьяне «выбежали» из него в 1586–1587 гг.
Эти годы были в Едровском стане, бесспорно,
заповедными. Но обширная документация
судного дела Языкова, включая окончательное
постановление суда, не содержит ни одной
ссылки на нормы заповедных лет.
Пропуск термина «заповедные годы» в судных
решениях служит аргументом против традиционного
представления о том, что заповедный режим
был введен специальным законодательным
актом. Если бы норма заповедных лет стала
формулой закона, судьи не преминули бы
употребить ее в своих постановлениях.
Традиционная теория заповедных лет опирается
на положение о том, что основное содержание
заповедного указа сводится к формальной
отмене права выхода крестьян в Юрьев
день. Обращение к источнику, впервые четко
сформулировавшему нормы «заповеди»,
а именно к жалованной грамоте городу
Торопцу, составленной в московском Четвертном
приказе, колеблет такое представление.
В отличие от деревских грамот она представляет
собой документ удостоверительного характера.
Знаменательно, что термин «заповедные
годы» употреблен здесь в контексте точно
сформулированной юридической нормы.
Примерно в конце 1590 г. торопецкий посад
добился окончательной отмены архаической
формы управления – «кормления». По этому
случаю городу Торопцу были пожалованы
некоторые льготы. В частности, власти
разрешили горожанам вернуть на посад
старинных тяглых людей, покинувших свои
дворы в заповедные годы: «И на пустые
им места старинных своих тяглецов из-за
князей, и из-за детей боярских, и из-за
монастырей и из волостей, которые у них
с посаду разошлись в заповедные леты,
вывозить назад, на старинные их места,
где хто жил наперед того, безоброчно и
беспошлинно» .
Правильность чтения приведенного текста
вызвала полемику в литературе. Издатель
грамоты И. Побойнин внес искажение в текст
вследствие неверной расстановки знаков
препинания. Вставив запятую перед словами
«в заповедные годы», он изменил смысл
постановления. Другой вариант чтения
текста грамоты предложил С. Б. Веселовский .
Сопоставление грамоты с деревскими документами
подтверждает правоту С. Б. Веселовского:
«… крестьяне его в заповедные годы вышли ли?»
[Посадские люди], «которые у них с посаду разошлись в заповедные леты…»
Текст Торопецкой грамоты имеет исключительное значение для интерпретации понятия «заповедные годы». У В. И. Корецкого возникли сомнения относительно достоверности некоторых ее терминов. Поскольку грамота 7099 г. сохранилась в поздней копии конца XVII в., В. И. Корецкий предположил, что при копировании в ее текст вкралась ошибка . По аналогии с Важской уставной грамотой 1552 г. он предложил «исправить» Торопецкую грамоту следующим образом:
«… вывозить назад на старинные их места… безоброчно и беспошлинно».
«… вывозить назад на старинные их места… бессрочно и беспошлинно».
Вводя в текст понятие «бессрочно», В.
И. Корецкий сообщает источнику свою трактовку
термина «заповедные годы», связанную
исключительно с отменой норм и «сроков»
Юрьева дня. Но предложенное исправление
текста едва ли можно признать основательным.
Торопецкая грамота сформулировала нормы
заповедных лет применительно к посадскому
населению города Торопца. «Заповедь»
затрагивала, очевидно, не только сельское,
крестьянское, но и городское, посадское
население. К горожанам Юрьев день никакого
отношения не имел. Следовательно, содержание
заповедных лет вовсе не сводилось к отмене
Юрьева дня. Под их действие подпало все
тяглое население страны – и крестьяне,
и черные посадские люди. Общей целью введения
режима заповедных лет было, по-видимому,
возвращение тяглого населения в тягло.
И в Торопецкой грамоте 7099 г., и в едровских
грамотах 7096–7098 гг. можно проследить эту
связь между «заповедью» и запрещением
выхода из тягла.
Знаменательно, что и в деревских поместных
грамотах есть указания на то, что возврат
крестьян прежним владельцам в рамках
заповедных лет был связан не с общей отменой
Юрьева дня, а с упорядочением тягла. Вопросник
дьяка Емельянова (1588–1589 гг.) прямо предписывал
губным старостам производить на месте
дознание, «с которые деревни» (с каких
тяглых участков) вышли крестьяне в заповедные
годы. В соответствии с наказом старосты
старались в первую очередь выяснить,
какой ущерб с точки зрения тягла причинил
выход крестьян и к каким выгодам для тягла
приведет возврат их на старые наделы.
Так, в поместье князя Б. И. Кропоткина
старосты определенно зафиксировали тот
факт, что его крестьяне «вышли в государевы
заповедные годы с тяглые пашни, а у тех
детей боярских, которые в сем обыску писаны,
живут на пустых деревнях, а не на тяглых
землях» .
Аналогичная ситуация сложилась в поместье
Т. Г. Пестрикова. Получив владение, помещик
не досчитался трех крестьян, вывезенных
прежним помещиком Кропоткиным в заповедном
7091 (1582–1583) г. Пестриков пытался отсудить
крестьян на том основании, что старый
помещик сначала укрыл их от тягла, не
записав в писцовые книги, а потом променял
их вместе с землей зятю Борису Белеутову,
за которым они также живут «не на тяглой
земле, в захребетникех и в книгах за Борисом
(помещиком. – Р. С.) не написаны» .
По-видимому, главным аргументом челобитной
Пестрикова была необходимость вернуть
крестьян в тягло.
Деревский помещик Д. И. Языков, решив вернуть
крестьян, бежавших от него в 1587–1590 гг.,
подал на имя царя челобитную грамоту,
которую закончил указанием на то, что
в тех беглых его «крестьянех учинилось
убытка и волокиты… во всяких твоих государевых
податях в три года десять рублев московская
с пол тиною» .
Приведенные факты дают основание для
иной трактовки проблемы заповедных лет.
Заповедный режим, по-видимому, опирался
не на специальное узаконение об отмене
Юрьева дня, а на распоряжения об упорядочении
системы тяглого обложения крестьян и
посадских людей. Меры по возрождению
тягла проводились с первых лет царствования
Федора. Самые ранние сведения о них обнаружил
Н. С. Чаев. В расходных книгах Антониево-Сийского
монастыря имеется следующая запись за
1585 г.: «Месяца генваря в 6 день приезжал
с Москвы в монастырь по царскому наказу
и по росписи за приписью дьяка Ондрея
Щелкалова государской посланник Тимофей
Кузьмин сын Шокуров из-за монастырей
крестьян возити». Шокуров произвел тщательный
обыск о черносошных крестьянах, вышедших
в монастырские вотчины и заложившихся
за монастырь, а затем стал вывозить их
из-за монастыря и сажать на старые места
в тягло. А. И. Копаневу удалось разыскать
поручную запись крестьян Емецкого стана,
составленную в связи с возвращением в
1585 г. «на государеву землю на тяглое место»
трех крестьян, ранее заложившихся за
Антониево-Сийский монастырь .
Имеются сведения, что 25 февраля 1586 г. посадские
люди города Свияжска получили разрешение,
«сыскав… вывести назад» и посадить в
тягло всех посадских «жильцов», которые
покинули тягло и заложились за монастыри
и дворян .
Сохранилась подписанная губными старостами
Бежецкой пятины грамота от 1 марта 1587 г.
об отказе «старых Березовских рядович
на ряд на Березовской в старые их дворы
з женами, з детми и со всими их животы,
где хто жил наперед сего». На основании
наказа новгородских дьяков С. Фролова
и С. Емельянова губные старосты разыскали
и вернули 48 тяглецов-рядовичей на их старые
тяглые места .
В середине 90-х годов аналогичные меры
проводились на посаде Соли Галицкой.
Власти распорядились разыскать вышедших
с посада тяглецов и «вывести на посад
в старые их тяглые дворы, где хто наперед
того жил» .
Описанные случаи «посадского строения»
в Свияжске, Бежецкой пятине, Торопце и
Соли Галицкой опирались как будто на
одни и те же юридические нормы. Но понятие
«заповедные годы» употреблено только
в одном документе – в Торопецкой грамоте
1590 г. Следовательно, употребление термина
«заповедные годы» в документах «посадского
строения» носило такой же случайный характер,
как и в документах по крестьянским делам.
Как видно, понятие «заповедные годы»
не приобрело устойчивого и всеобщего
значения. Приказы редко и неохотно пользовались
этим термином и чаще всего обходились
без него. Объяснить это можно, по-видимому,
тем, что нормы заповедных лет не стали
формулой закона, иначе говоря, никакого
специального указа о заповедных летах
в виде мотивированного закона не существовало.
Прикрепление к тяглу осуществлялось
путем практических распоряжений.
Уже первые постановления правительства
царя Федора о «тарханах» предвещали важные
перемены в отношении тяглого населения
посадов и деревень. Торговые посады служили
одним из главных источников денежных
поступлений в казну. В годы разорения
они пострадали в значительно большей
степени, чем сельские местности. Власти
задались целью возродить платежеспособную
посадскую общину с помощью мер, стеснявших
выход из тягла. Приговор об отмене «тарханов»
1584 г. содержал статью, предписывавшую
мирянам и духовенству «в закладчиках
за собою торговых людей, с которых идет
царские дани, как от священных, так и от
мирских царского синклита, не держати» .
Интересы фиска продиктовали самую крупную
акцию, проведенную правительством Годунова
после отмены «тарханов», – общее описание
земель. В поместной справке 1607 г. о ходе
закрепощения крестьян сказано, что «при
царе Иоанне Васильевиче… крестьяне выход
имели вольный, а царь Федор Иоаннович,
по наговору Бориса Годунова, не слушая
совета старейших бояр, выход крестьяном
заказал и, у кого колико тогда крестьян
было, книги учинил…» .
Свидетельство справки 1607 г. по поводу
составления писцовых книг при Федоре
хорошо согласуется с фактами. В самом
деле, в последние годы жизни Грозного
в стране не проводилось общее описание
земель. Посылка писцов в новгородские
пятины носила характер частной меры.
Правительство задалось целью выяснить
состояние окраины, наиболее пострадавшей
от едва закончившейся войны.
Только при царе Федоре было произведено
общее описание всех основных уездов страны.
В течение 7093–7097 (1584–1588) гг. перепись охватила
уезды центральные (Московский, Владимирский,
Костромской, Суздальский, Нижегородский
и т. д.), южные (Тульский, Алексинский, Белевский
и др.), северные (Вологда, Белоозеро, Соль
Вычегодская) и западные (Великие Луки,
позже Псков) .
Утверждение Поместного приказа по поводу
«книг», закрепивших крестьян («у кого
колико тогда крестьян было») за землевладельцами,
обычно понимают в буквальном смысле –
как воспрещение крестьянских выходов
одновременно с проведением описи. В действительности
ход закрепощения крестьян отличался,
по-видимому, более сложным характером
по сравнению с тем, как изображал дело
Поместный приказ. Прежде всего приказ
не мог подтвердить свою схему точным
указанием на законодательство Федора
по поводу крестьянского выхода. Не следует
ли отсюда, что запрет выхода не был одномоментным
актом, сопутствовавшим общей переписи?
В XVI в. правительство, преследуя фискальные
цели, периодически проводило описание
земель. В описании 80-х годов интересы
фиска проступили еще резче, чем в предыдущих
валовых описаниях. Поместный приказ исключил
из программы переписи много сведений,
не имевших прямого отношения к податному
обложению. Общая перепись, предпринятая
после завершения 25-летней разорительной
войны, имела целью учесть все тяглое платежеспособное
население, без чего невозможно было восстановить
налоговую систему и привести в порядок
расстроенные войной и разрухой государственные
финансы. Цель оказалась труднодостижимой.
Введенные в годы военного поражения чрезвычайные
поборы оказались непосильными для обнищавших
крестьян. Спасаясь от государевых податей,
тяглецы либо укрывались на «тарханных»
землях за спиной крупных землевладельцев,
либо покидали старые поместья и садились
у новых землевладельцев на неполные,
дробные наделы. Традиционная тяглая единица
– выть, или обжа, – подверглась в ходе
разорения многократному дроблению. Если
прежде на выть приходились один, реже
два-три двора, то теперь – от трех до восьми
и более дворов .
Переход крестьян от владельца к владельцу
на более мелкие тяглые наделы и сокращение
их запашки вели к резкому падению податных
поступлений в казну.
Из-за массового бегства крестьян с тяглых
земель писцовые книги устаревали еще
до того, как Поместный приказ успевал
их исправить и утвердить. Чтобы не допустить
обесценения поземельных кадастров и
стабилизировать доходы казны, власти
старались воспрепятствовать бегству
крестьян от тягла и предотвратить бесконечное
дробление тяглых наделов. Аналогичные
цели выдвигались в отношении тяглого
населения посадов. Каким образом достигались
подобные цели?
История «посадского строения» 80–90-х
годов XVI в. свидетельствует, что инициатива
обычно исходила от самих посадов, точнее,
от влиятельных торгово-промышленных
верхов, представлявших тяглую посадскую
общину. Города обращались к правительству
с ходатайством о возвращении «разошедшихся»
тяглецов в старые тяглые дворы. А власти,
преследуя фискальные цели, удовлетворяли
их требования путем специальных распоряжений
и пожалований. Меры подобного рода рассматривались
как чрезвычайные, временные и имели вполне
конкретный адрес.
Правительственная политика в крестьянском
вопросе формировалась, по-видимому, точно
так же. Правительство не осмелилось круто
ломать освященную веками традицию. Но
помещики давно перестали признавать
нормы Юрьева дня в качестве регулятора
крестьянских переходов. Власти осторожно,
исподволь санкционировали складывавшийся
новый порядок и использовали его в интересах
фиска. Общие законодательные установления
о прикреплении крестьян к тяглу не издавались,
вероятно, потому, что соответствующие
распоряжения рассматривались как преходящие
и временные. Однако отсутствие законодательства
не мешало суду на практике удовлетворять
дворянские иски о возвращении тяглых
крестьян на старые наделы – сначала в
единичных случаях, а затем и в массовом
порядке.)
В условиях, когда традиционный порядок
крестьянских переходов разладился, общее
валовое описание неизбежно приобрело
ряд новых черт. Для правительства кадастр
по-прежнему оставался главным образом
фискальным документом. Помещики же усмотрели
в нем аргумент, позволявший им «законно»
удерживать крестьян, записанных за ними
писцами: «у кого колико тогда крестьян
было». Так можно интерпретировать справку
Поместного приказа 1607 г. о закрепощении
крестьян и описании земель. При этом следует
учесть ее полемическую направленность.
Составление писцовых книг ускорило закрепощение
крестьян не по причине «наговоров» Бориса
Годунова, якобы повлекших за собой специальный
указ царя Федора, а в силу того что феодальные
землевладельцы нашли в поземельном описании
удобную юридическую форму, санкционировавшую
их крепостнические устремления.
Англичанин Д. Флетчер при посещении Москвы
в конце 80-х годов обратил внимание на
угнетенное положение низших сословий.
Как правоведа, Флетчера интересовало
юридическое положение крестьян. Ему удалось
собрать сведения о законе, или, точнее,
порядке, устанавливавшем принадлежность
каждого человека к сословию, «в котором
состояли до него его предки». По утверждению
Флетчера, как крестьян, так и горожан
«держат в границах их сословия законами
страны, так что сын мужика, ремесленника
или земледельца всегда мужик, ремесленник
и земледелец» . В типичной для Флетчера тираде по поводу
порабощенного положения народа в России,
возможно, отразились сведения о мерах,
с помощью которых русские власти возвращали
в прежнее состояние вышедших из тягла
ремесленников – горожан и мужиков .
Следует подчеркнуть, что меры по ограничению
выходов тяглых крестьян носили характер
временного урегулирования вплоть до
начала 90-х годов. Можно указать на ряд
случаев, когда крестьяне «выходили» из-за
своих землевладельцев, невзирая на существование
режима заповедных лет. Два таких случая
зафиксировали писцы в ходе описания Романовского
уезда в 1593–1594 гг. Так, пометив заброшенные
крестьянские дворы, они записали: «Двор
пуст Русинко Черново, вышел за Неупокоя
за Ушакова в 7099 году»; «Двор пуст Завьялки
Семенова, вышел за Давида Ушакова в деревню
в Кириловскую в 7100 году» .
Аналогичный случай был зафиксирован
новгородскими писцами, дозорщиками Бежецкой
пятины, не позднее лета 1594 г. При описании
поместья Ю. Лупандина писцы установили
следующий факт: «Дрв. Туемля, а в ней крестьян:
дв. Рудачко Степанов, дв. Терешко Данилов,
дв. Сенка Григорьев, дв. бобыль Сенка Олтуфьев,
да два двора пустых, а в них жили Якушка
Микифоров да Петрушка Васильев, а вывезены
в сто во втором году Лисья монастыря в
вотчину, в деревню в Заполик». Явившись
в деревню Заполик, дозорщики нашли там
свезенных крестьян: «Дрв. Заполик, что
была пустошь Заполик, а стала та деревня
в сто во втором году, а в ней крестьян:
дв. Якушка Микифоров, дв. Петрушка Васильев,
а вывезены те крестьяне из-за Юрья Лупандина
в сто во втором году по старине, пашни
паханые крестьянские восмь чети с осминою
в живущем обжа без полутрети обжи…» Записав
свезенных крестьян за Лисьим монастырем,
дозорщики тем самым признали de facto возможность
своза крестьян «по старине» в 1594 (7102) г.
Несмотря на действие заповедных лет,
крестьяне смогли перейти «по старине»
от помещика к монастырю, а писцы (с должной
оговоркой) записали их за новым землевладельцем.
Не подтверждает ли этот факт вывод о том,
что режим заповедных лет вплоть до начала
90-х годов не был подкреплен законодательной
отменой Юрьева дня?
Большой комплекс документов Разрядного
и Посольского приказов по городу Ельцу
за 1592–1593 гг. свидетельствует, что ограничения
выхода крестьян в южных уездах были связаны
не с гипотетическим заповедным указом,
а с податными мерами властей. В начале
90-х годов правительство пыталось привлечь
крестьянское население южных уездов
на казачью службу во вновь построенную
крепость Елец. Сохранилась обширная переписка
между Посольским приказом и елецкими
воеводами по поводу весеннего набора
1592 г. Из нее следует, что на казачью службу
привлекали крестьян, не обрабатывавших
тяглого надела, а сидевших на оброке,
крестьянских «захребетников»– взрослых
сыновей, племянников, зятьев дворовладельца,
а изредка и самих тяглых крестьян. Последние
случаи особенно интересны.
Тяглый крестьянин П. Д. Путятин вышел
из-за тульского помещика В. Антонова с
«отказом». Крестьянин М. Подольный ушел
из поместья князя И. Хворостинина, заплатив
его приказчику 40 алтын «за пожилое». Сама
возможность выхода с «отказом» и «пожилым»
доказывает, что правила Судебника о крестьянских
переходах формально не были упразднены.
Помещики, добиваясь возврата вышедших
крестьян, не ссылались на законы, упразднившие
Юрьев день. Судя по документам, действовавшие
тогда нормы права предоставляли помещикам
единственную мотивировку возврата крестьян
с казачьей службы на законном основании
– запустение тяглого надела. Так, помещик
В. Антонов утверждал, будто ушедший от
него крестьянин П. Д. Путятин не оставил
«жильца» на «своем жеребье», отчего земля
(тяглый надел) и двор его запустели. Со
своей стороны крестьянин доказывал, что
он оставил «в свое место» на тяглом «жеребье»
замену – С. Ильина с двумя сыновьями.
Крестьянин Хворостинина Подольный смог
уйти в казаки только потому, что он «в
свое… место… на тягло посадил Агутку
Васильева, сына Шюбина» .
Представляется принципиально важным
вывод, что власти рассматривали выход
крестьян на казачью службу как вполне
законный только в тех случаях, когда он
не наносил ущерба тяглу.
Правительственные распоряжения о наборе
казаков из крестьянской среды вызвали
сопротивление южных помещиков. Они пускали
в ход любые средства, чтобы вернуть себе
крестьян. Служилые люди буквально завалили
Посольский приказ исками о возвращении
беглецов. Ведомство А. Я. Щелкалова в ответ
на требования служилых людей с наступлением
осени направило елецким воеводам инструкцию,
разъяснявшую предыдущий указ. «И впредь
бы есте, – писал приказ, – из-за детей боярских
и ни из-за кого крестьян на Ельце в казаки…
не имали, а прибирали бы есте на Елец…
в казаки захребетников: от отцов – детей,
[от] дядь – племянников, чтоб в их место
на дворех и на пашне люди оставались,
чтоб в том вперед смуты не было». Спустя
пять месяцев дьяки направили в Елец новое
предписание, согласно которому можно
было набирать казаков «из вольн[ых] людей,
а не из холопства и не с пашни» .
Возглавляемый канцлером Щелкаловым приказ
обладал большими полномочиями, но он
не мог игнорировать интересы землевладельцев-дворян.
Распоряжение не брать в казаки крестьян,
а брать людей «не с пашни» окончательно
лишило тяглецов права «выхода» в казаки
даже при условии замены.
Помещики южных уездов решительно отказывались
повиноваться правительственным распоряжениям
насчет крестьян. Они силой утверждали
свое право на личность крестьянина и
его имущество. Переписка Посольского
приказа не оставляет сомнения в том, что
насилия над крестьянами совершались
повсеместно и в массовом порядке. Крестьянские
челобитные рисуют картину подлинного
феодального разбоя землевладельцев.
Помещики били и мучили крестьян, сажали
их в «чепи» и в «железа» «на смерть», свозили
к себе на двор, прятали крестьянских жен
и детей, отбирали лошадей и коров, сошники
и косы, хлеб в клетях и «земляной», грабили
домашнюю рухлядь. Попытки крестьян найти
управу у Щелкалова, как правило, оказывались
безуспешными . Показательно, что в своих распоряжениях
и инструкциях Посольский приказ четко
разграничивал и противопоставлял понятия
«вольные люди» и «крестьяне с пашни».
При этом констатация «вольности» и «невольности»
крестьян определялась исключительно
интересами фиска. Сыновья тяглецов вольны
были уходить в казаки без всяких формальностей,
тогда как тяглецы не могли покинуть тяглый
«жеребей».
Помещики усвоили все выгоды, вытекавшие
для них из временного прикрепления крестьян
к тяглу, но они рассматривали крестьянскую
крепость не только и не столько с точки
зрения тягла и интересов казны, сколько
с точки зрения собственных интересов.
Южные помещики поступали в отношении
крестьян так, как если бы они были «крепки»
земле.
Под напором дворянства Посольский приказ
распорядился сыскать среди казаков и
вернуть помещикам беглых крестьян. Подчиненные
Щелкалова выражали беспокойство, как
бы из-за набора крестьян в казаки «вперед
смуты не было». Эти опасения имели веские
основания .
В первой половине 90-х годов крепостническая
политика вступила в новую фазу своего
развития, свидетельством чего служит
указная грамота 14 апреля 1592 г. Она исходила
из московского приказа и была адресована
на Двину. На грамоте стоит подпись А. Я.
Щелкалова. Двинский акт замечателен тем,
что он отразил не отдельный, и притом
не второстепенный (как в деревских документах),
момент тяжбы из-за крестьян, а все основные
ее стадии – от исковой челобитной до
решения московских судей.
Власти Никольского Корельского монастыря
на Двине просили возвратить на старые
тяглые наделы двух крестьян, «выбежавших»
из монастырских деревень .
Свой иск старцы мотивировали, с одной
стороны, тем, что беглые крестьяне, записанные
за монастырем последними писцами, сбежали
«без отказу беспошлинно», а с другой –
необходимостью вернуть их в тягло, поскольку
запустение двух тяглых деревень принесет
казне (и монастырю) более 20 руб. убытка
в год .
Исходя из исковой челобитной, московские
судьи, казалось бы, должны были выяснить,
в самом ли деле крестьяне сбежали «без
отказу беспошлинно». Однако они обошли
этот вопрос молчанием и предписали путем
обыска установить на месте следующее:
«Те крестьяне наперед того за… монастырем
живали ли?», «Крестьяне без отпуску выбежали
ли?»
Очевидно, истцы и судьи подходили к делу
с разных позиций. Монастырь не знал никакого
общего закона об отмене Юрьева дня и обосновал
свое требование о возвращении крестьян
прежде всего ссылкой на нарушение беглецами
правил выхода по царскому Судебнику («отказ»
и выплата пожилого). Московские же дьяки
проявили полное безразличие к факту нарушения
норм Судебника. Они как будто забыли саму
терминологию старого Судебника («отказ»,
«пошлины») и решительно заменили ее новой
(«отпуск») – крепостнического характера.
(С «отпуском» могли покинуть своего землевладельца
и крепостные в XVII в.) Примечательно, что
ни старцы в исковой челобитной, ни судьи
в своем постановлении вовсе не упоминают
о заповедных годах. В частности, судьи
не требовали выяснить на месте, «выбежали
ли» крестьяне в заповедном году.
Указная грамота на Двину была посвящена
конкретному казусу – делу о двух беглых
крестьянах – и заканчивалась судным
решением по этому поводу. Но решение было
дополнено особой статьей о свозе крестьян,
формально не имевшей отношения к делу
о бегстве крестьян .
Вслед за предписанием о возвращении беглецов
на монастырскую землю приказ оградил
права монастыря на его крестьян такой
формулой, обращенной к властям окрестных
черносошных двинских волостей: «Да и
вперед бы есте из Никольские вотчины
крестьян в заповедные лета до нашего
указу в наши в черные деревни не волозили,
тем их Никольские вотчины не пустошили» .
В Двинской грамоте 1592 г. фигурируют те
же самые заповедные годы, что и в деревских
обысках 1588–1589 гг., и в Торопецкой грамоте
1590 г. Но в грамоте 1592 г появляется один
существенно новый момент. Старые заповедные
лета имели в виду возрождение и поддержание
тягла, каким оно было зафиксировано в
документах второй половины 80-х годов
(писцовых книгах и т. д.). Судя по Двинской
грамоте, правительство признало необходимым
распространить действие заповедных лет
на неопределенно длительное время –
«до государева указу».
Из меры временной заповедные годы стали
превращаться в 90-х годах в меру постоянную.
Но как это ни удивительно, правосознание
90-х годов не только не усвоило выработанное
приказной практикой 80-х годов понятие
«заповедные годы», но и окончательно
отбросило его. Двинская грамота 1592 г. –
последний источник, упоминающий о заповедных
летах. Источники последующего периода
вовсе не знают этого термина. Как объяснить
отмеченный факт? По-видимому, система
временных мер по прикреплению крестьян
к тяглу оказалась недостаточно гибкой.
Прежде всего она перестала соответствовать
той цели, для которой была создана. Эта
цель сводилась к поддержанию фискальной
системы. Многие крестьяне, вышедшие в
заповедные годы, успели отсидеть льготы
у новых землевладельцев и превратились
в исправных налогоплательщиков. Вторично
срывать их с тяглого надела и переселять
на прежнее местожительство значило нанести
ущерб регулярным податным поступлениям.
Чем продолжительнее оказывались сроки
заповедных лет, тем менее способен был
приказной аппарат распутать непрерывно
разраставшийся клубок помещичьих тяжб
из-за тяглецов. На деле правительственные
распоряжения не могли прекратить начавшееся
в годы разорения передвижение сельского
населения.
Землевладельцы пускались во все тяжкие,
чтобы заполучить в свои пустующие деревни
соседских крестьян. Не удивительно, что
приказы были завалены исками о крестьянах.
При тогдашней волоките тяжбы между помещиками
тянулись по многу лет. Они не только порождали
глубокий разлад в господствующих сословиях,
но и грозили дезорганизовать бюрократический
аппарат управления. Чтобы разом покончить
с нараставшими трудностями, правительство
царя Федора было вынуждено ограничить
давность исков о крестьянах пятилетним
сроком. Самая ранняя по времени ссылка
на новое законодательство содержится
в государевой грамоте за приписью А. Я.
Щелкалова от 3 мая 1594 г., фигурирующей в
судном деле по Обонежской пятине.
Названный источник чрезвычайно интересен
сам по себе, так как позволяет наглядно
представить приемы и формы издания важнейших
постановлений по крестьянскому вопросу
в правление Бориса Годунова.
В 1594 г. Новгородская съезжая изба разрешила
тяжбу между помещиками А. Ф. Бухариным
и П. Т. Арцыбашевым, использовав прецедент
– решение московского судьи А. Я. Щелкалова
по аналогичному делу между помещиками
С. Зиновьевым и С. Молевановым. В деле
А. Ф. Бухарина содержится следующая справка
о решении А. Я. Щелкалова: «Будет в Степанове
челобитье Зиновьева написано, что ищет
крестьян Остратка Иванова с товарыщи
на Степане на Молеванове за десять лет,
и тем крестьянам велено жити за Степаном
за Молевановым по-прежнему, а Степану
Зиновьеву о тех крестьянах велено отказати,
да и вперед бы всяким челобитчиком о крестьянском
владенье и в вывозе давати суд и управу
за пять лет, а старее пяти лет суда и управы
в крестьянском вывозе и во владенье челобитчиком
не давати и им отказывати по таким челобитьям» .
В. И. Корецкий усмотрел в приведенном
отрывке ссылку на специальный указ царя
Федора или по крайней мере на особую статью
Уложения о крестьянах царя Федора, посвященную
урочным годам. Однако сам факт ссылки
в деле А. Ф. Бухарина на прецедент (решение
по делу С. Зиновьева) показывает, что Новгородская
съезжая изба не получила из Москвы «памяти»
с изложением закона о пятилетнем сроке
подачи челобитных. Формула указной грамоты
А. Я. Щелкалова: «…да и вперед бы всяким
челобитчиком… давати суд и управу…»
– свидетельствует, что новая юридическая
норма возникла в текущей судебной практике
московских приказов из обобщения вполне
конкретных прецедентов. Она, по-видимому,
первоначально не была облечена в форму
законодательного акта, прошедшего обязательное
утверждение в Боярской думе.
Время издания первого распоряжения об
урочных годах можно установить лишь предположительно.
Новгородская съезжая изба, ежегодно разбиравшая
множество тяжб из-за крестьян на основании
московских указных грамот, впервые узнала
о нем из грамоты от 3 мая 1594 г., на которую
была вынуждена ссылаться в последующих
своих решениях по аналогичным делам.
Можно полагать, что разъяснения насчет
нового закона были получены в Новгороде
вскоре после издания самого закона.
Указ о пятилетних урочных годах покончил
со старой системой заповедных лет. Напомним,
что деревские помещики еще в конце 80-х
годов имели возможность требовать возвращения
крестьян, ушедших от них за семь-восемь
лет до подачи иска. К середине 90-х годов
в Новгороде накопилось 13 заповедных лет,
причем помещик имел право искать своих
тяглых крестьян до выходных лет, а практически
неопределенно длительное время. С 1594 г.
помещики могли возбуждать дела лишь о
крестьянах, свезенных из их поместий
после 1588–1589 гг. Предыдущие заповедные
годы (1581–1587) практически аннулировались.
Вместе с ними было изъято из употребления
и само понятие «заповедные лета», так
и не успевшее приобрести универсальное
значение.
Введение пятилетнего срока сыска крестьян
знаменовало решительный поворот в ходе
закрепощения. Чрезвычайные и временные
меры стали превращаться в постоянно действующие
установления. Сознание современников
четко уловило и зафиксировало этот рубеж.
Никольские монахи в 1592 г. жаловались, что
их крестьяне сбежали от них «без отказу
беспошлинно». Они не могли сослаться
ни на какие новые законы царя Федора,
воспрещавшие выход, и по старинке апеллировали
к отжившим нормам царского Судебника.
Прошло три года, и старцы Пантелеймонова
монастыря в Деревской пятине смогли сослаться
на «указ» Федора: «Ныне по нашему (царскому. –
Я. С.) указу крестьяном и бобылем выходу
нет» . На основании приведенных слов В. И.
Корецкий попытался реконструировать
неразысканное Уложение царя Федора 1592 г.,
состоявшее, по его мнению, из многих пунктов
и формально отменившее Юрьев день .
Однако имеющаяся фактическая база слишком
узка для широких реконструкций.
Возможно, слова пантелеймоновских старцев
не были цитатой из «указа» Федора, а носили
обобщенный характер. Иначе говоря, они
отразили тот перелом, который произошел
в правосознании современников в связи
с длительной практикой возвращения тяглых
крестьян на их старые наделы в рамках
общих финансовых мероприятий правительства
Годунова, а также в связи с ограничением
в 1594 г. срока подачи исков о крестьянах
четырьмя годами (урочные годы). Как бы
то ни было, челобитная старцев 1595 г. обнаружила
тот факт, что меры правительства по временному
урегулированию тягла переросли первоначальные
узкие рамки и вылились в общий запрет
выхода и для крестьян, и для бобылей, которые
не принадлежали к разряду тяглого населения.
Бобыли не могли теперь покинуть землевладельца,
потому что стали «крепки» земле. Таким
образом, прикрепление сельского населения
утратило исключительно фискальный характер.
Открытие В. И. Корецким новых документов
по истории крестьянства положило конец
давней полемике по вопросу об участии
государства в прикреплении крестьян
к земле. Можно считать окончательно установленным,
что правительство царя Федора принимало
самое непосредственное участие в отмене
Юрьева дня. По мнению В. И. Корецкого, «указ
царя Федора о запрещении крестьянского
выхода, видимо, представлял собой настоящее
уложение, регулирующее различные стороны
взаимоотношений крестьян и феодалов,
обобщающее и развивающее в новых условиях
предшествующее законодательство по крестьянскому
вопросу» . В. И. Корецкий как бы предлагает продолжить
поиски утерянного текста, которые начаты
были полтора века назад и пока не увенчались
успехом.
Уложение царя Федора едва ли когда-либо
будет разыскано. Опираясь на строго проверенные
показания источников, можно лишь высказать
предположение, что и запрет крестьянских
переходов в рамках заповедных лет, и пятилетние
урочные годы были введены в жизнь посредством
временных правительственных распоряжений,
не облеченных в форму развернутого, мотивированного
законодательного акта.
При Лжедмитрии I власти предприняли попытку
систематизировать законы, изданные с
начала 50-х годов XVI в. до 1 февраля 1606 г. В
этих целях и был составлен Сводный Судебник
1606–1607 гг., включавший подробные разделы
(грани) о крестьянах. Составители Судебника
имели в своем распоряжении фонды Поместного
приказа, из стен которого вышли все важнейшие
постановления по крестьянскому вопросу.
Тем не менее компетентные приказные правоведы
не смогли найти никаких законодательных
памятников царя Федора о крестьянах,
за исключением одного лишь указа 1597 г.
Если московские правоведы, систематизировавшие
законодательство царя Федора, не обнаружили
этот указ или уложение о крестьянах через
13 лет после его издания, имея под руками
сохранные архивы, то это может иметь только
одно объяснение: безуспешно разыскиваемый
указ, по-видимому, никогда не был издан.
Отмена долгих заповедных лет и осуществление
на практике норм пятилетних урочных лет
первоначально не изменили взгляда на
запрещение крестьянских выходов как
на меру временную. Своеобразным свидетельством
тому служит приговор старца Иосифо-Волоколамского
монастыря Мисаила о монастырских крестьянах.
Мисаил, в миру Михаил Андреевич Безнин,
был человеком широко известным в тогдашнем
русском обществе. Бывший воспитатель
царевича Федора, он многие годы сидел
в Боярской думе и лишь в 1586 г. вынужден
был уйти в монастырь из-за происков Годунова.
Очень скоро энергичный старец взял в
свои руки дела одного из крупнейших монастырей
страны. В 1595 г. Мисаил предписал приказчикам
Иосифо-Волоколамского монастыря по «кабалам
денег на крестьянех не имати, которые
учнут за монастырем жити, а будет государь
изволит крестьяном выходу быть, и которые
крестьяня пойдут из-за монастыря, и на
тех крестьянех по тем кабалам деньги
имати… в казну в монастырскую» .
Свое решение о невзыскании денег по кабалам
старец Мисаил поставил в прямую зависимость
от продления или отмены закона о запрещении
выхода. Очевидно, он считал названный
закон временным нововведением .
Поскольку Безнин был практическим дельцом
и знал настроения в правительственных
кругах, его слова приобретают особое
значение.
Трудно составить точное представление
о тех политических разногласиях, которые
возникли в думе в связи с подготовкой
и изданием крепостнических законов. При
Василии Шуйском руководители Поместного
приказа утверждали, будто царь Федор
запретил крестьянам переходы «по наговору
Бориса Годунова, не слушая советов старейших
бояр» . В подобном утверждении, вероятно, была
доля истины.
Пока Годунов не стал полновластным правителем
государства, меры в отношении крестьян
носили половинчатый характер. Слабое,
раздираемое внутренними противоречиями
правительство царя Федора поначалу не
обладало ни решимостью, ни средствами
для радикального и окончательного разрешения
крестьянского вопроса. Оно не могло ни
отменить одним ударом нормы Судебника,
ни восстановить Юрьев день в качестве
регулятора крестьянских переходов. Только
к середине 90-х годов Годунов добился более
прочной политической стабилизации и
под давлением дворянства приступил к
окончательной ликвидации Юрьева дня.
Можно ли доверять утверждению Поместного
приказа, будто старейшие бояре противодействовали
крепостнической инициативе Бориса Годунова?
Это утверждение носило явно полемический
характер. Поместная справка была составлена
при Шуйском в разгар Крестьянской войны,
когда рискованность такой меры, как закрепощение
крестьян, была слишком очевидной. Поместный
приказ, одобряя действия старейших бояр,
имел в виду вполне определенных лиц. При
Федоре первыми боярами были будущий царь
Василий Шуйский и его братья. Поместные
дьяки не упустили случая похвалить их
за прозорливость.
Отношение различных прослоек феодального
класса к крестьянскому выходу было неодинаковым.
Крупные землевладельцы обладали неизмеримо
большими возможностями для того, чтобы
удерживать своих крестьян и перезывать
чужих с помощью подмоги и льгот. Для мелких
помещиков невозможность сохранить крестьян
грозила скорым разорением. Не удивительно,
что идеи немедленного закрепощения крестьян
встречали в их среде наиболее энергичную
поддержку.
Но различия в отношении феодальных землевладельцев
к Юрьеву дню нельзя преувеличивать. Противодействие
старейших бояр Годунову носило главным
образом политический характер. В действительности
не советы старейших бояр, а позиция крестьянства,
составлявшего громадное большинство
населения страны, тормозила утверждение
крепостнических законов. Настроения
и действия крестьянских масс оказывали
самое непосредственное влияние на развитие
крепостного права.
Советские исследователи критически преодолели
господствовавшую в буржуазной историографии
концепцию «безуказного» закрепощения
крестьян и пришли к важному выводу, что
дворянское государство сыграло активную
роль в установлении крепостного права.
В настоящее время этот основополагающий
тезис исследователями не оспаривается.
Однако остается дискуссионным вопрос,
в какие формы вылились первые крепостнические
мероприятия государства.
Приведенный выше материал позволяет
высказать предположение, что мероприятия,
сформировавшие в общих контурах крепостнический
режим, первоначально носили фискальный
характер и потому не были и не могли быть
облечены в форму развернутого законодательного
акта. Запрет крестьянского выхода и фактическая
отмена правил Судебника о Юрьеве дне
явились не целью, а скорее косвенным результатом
этих распоряжений.
Режим заповедных лет стал складываться
во второй половине 80-х годов как система
практических мер по возвращению крестьян
и посадских людей в тягло. Решительный
шаг в сторону закрепощения крестьян был
сделан спустя десятилетие, когда дворяне
усвоили все выгоды, вытекавшие из правительственных
мер по упорядочению тягла, и добились
законодательного подтверждения нового
порядка. Под давлением феодальных землевладельцев
временная система прикрепления к тяглу
стала перерастать в постоянную систему
прикрепления к земле. Дворянская концепция
прикрепления взяла верх над фискальной.
24 ноября 1597 г. правительство издало первый
развернутый закон о закрепощении крестьян.
По времени закон был приурочен к Юрьеву
дню: он был издан за два дня до его наступления.
Но пункт о формальном упразднении Юрьева
дня в указе отсутствует. Старый порядок
крестьянских переходов давно утратил
практическую силу, и законодатели молчаливо
исходили из этого факта. Закон 1597 г. утвердил
реальность возникшего крепостного режима.
В основу закона 1597 г. была положена норма
о пятилетнем сыске крестьян, разработанная
приказным ведомством Щелкалова и применявшаяся
на практике в течение нескольких лет.
Указ лишь дополнил распоряжения предыдущих
лет подробно разработанным положением
о сыске и возвращении крестьян. Отныне
возвращению подлежали все вышедшие и
свезенные крестьяне. Без такого детального
положения отмена Юрьева дня не могла
быть осуществлена на практике в полном
объеме. Вплоть до середины 90-х годов постановления
по делам о крестьянах нередко содержали
указание на то, что новые меры будут осуществляться
«до государева указа», который возродит
традиционный порядок вещей. Закон 1597 г.
впервые санкционировал отмену Юрьева
дня без ссылки на временный характер
меры и возможные перемены.
Уложение 1597 г. значительно расширило крепостническую
практику. Оно прикрепило к земле не только
тяглых дворовладельцев, но и их детей
и жен, ранее не подпадавших под действие
заповедных лет. Любой переход крестьянина
рассматривался отныне как бегство. Беглый
подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
Таким образом, годуновский указ стал
крупнейшей вехой в развитии крепостного
режима, отразив момент превращения чрезвычайных
и временных мер в постоянно действующие
нормы по всей стране.