Преобразования в эпоху Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:30, реферат

Краткое описание

Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они соответственно будут искать в Петре то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы, "государственники" и анархисты, монархисты и социалисты... Причем каждая сторона по-своему права, но права односторонне, наполовину относительно истины. Истина же в противоречивости самого царя и его реформ, неоднозначности его дела, сочетания доброго и злого, государственного блага и народного страдания.

Петровское время относительно хорошо изучено русскими историками. Вряд ли есть такая тема русской истории XVIII века, освященная лучше. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого привлекали внимание и историографов.

Оглавление

Введение 3

Глава I. Личность Петра I и борьба за власть. 4

Глава II. Начало преобразований. 7

Глава III. Петровские преобразования в искусстве. 10

3.1. Архитектура, скульптура. 10

3.2. Живопись. 14

3.3. Ювелирное искусство. 17

Заключение 21

Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Петр 1.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     С портретов, которые он написал, смотрят  сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны ( предположительно 1714 г.).

     К петровской эпохе по духу принадлежит  и творчество другого русского живописца - Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины - «Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное произведение Матвеева - « Автопортрет с женой» (1729 г.). Произведение Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.

     Особое  место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это  был наиболее доступный широким  массам вид искусства, быстро откликающийся  на события времени. Виды морских  сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

     Живописные  миниатюрные портреты на эмали появились  в России в начале XVIII века, первыми  мастерами были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах писали в основном портреты царствующих особ и членов их семей. В дальнейшем спрос на миниатюрные портреты был так велик, что в последней четверти столетия в Академии художеств был учрежден специальный класс миниатюрной живописи на эмали. 

3.3. Ювелирное искусство

     Преобразования  и приобщение России к европейским  традициям, культуре, быту в конце XVII - XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово  «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

     На  протяжении веков развитие ювелирных  украшений находилось в тесной зависимости  от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения  начала XVIII века не отличались от аналогичных  изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

     Изысканным  украшением костюма могли быть и  пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

     В 1700 году указом Петра I был введен новый  обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый  костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.

     Для XVIII века, за исключением последних  лет характерно женское платье с  облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

     Русское общество познакомилось в XVIII веке и  с таким новым для него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых образцов, которые  выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

     Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

     В связи с коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой, одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей.

     Бурному расцвету придворного ювелирного искусства  в XVIII веке способствовала организация  отечественных гранильных фабрик и  привлечение большого числа опытных  западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.

     Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились из-за границы, или же иностранный механизм вставлялся в отечественный корпус. К последним относятся нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.

     Оригинальным  украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся для душистых веществ. Ароматникам придавали  самые разнообразные формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых  предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.

     Самыми  распространенными и любимыми украшениями  в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по-прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков; также появляется новая форма серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.

     С начала XVIII века стали широко использоваться для украшения одежды запонки  с головками разнообразных форм (крестообразные, в виде розетки  из драгоценных камней, со стеклом, жемчугом и т.д.).

     Широкое распространение получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно украшалась самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях с большим количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности смены стилей (барокко, рококо). Только на украшениях со значительными поверхностями драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются стилистические особенности классицизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Заключение.

     По  своему масштабу и стремительности  проведения реформы Петра I не имели  аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но как бы «пришпорив» страну, за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII-го, отнюдь не столь стремительного, как XIX-й и уж тем более XX-ый, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Петр приобщил Россию к передовым достижениям западной культуры, добился широкого выхода к Балтийскому морю, чего не могли добиться московские государи, начиная с XVIв. Из своего изолированного, захолустного положения страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала доминировать на Востоке и Севере В результате петровских реформ "социальное положение "благородного" сословия изменялось в одну сторону, - в сторону Запада, - в то самое время, когда социальное положение "подлых людей" т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики) продолжало изменяться в сторону прямо противоположную, - в сторону Востока.

     Реформы в области культуры и быта, с  одной стороны, создавали условия  для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых  стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

     Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской  культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

     Петровские  преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

     Несмотря  на всю противоречивость личности Петра  и его преобразований, в отечественной  истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и  беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  используемой литературы

  1. Балязин В.Н. Сокровенные истории дома Романовых. - М.: СП «Икпа», 1992.
  1.  Большая  иллюстрированная энциклопедия  древностей. - Прага: Артия, 1980.
  1.  Валишевский  К. Пётр Великий. Воспитание. Личность. - М.: СП «Икпа», 1990.
  1.  Дмитриева  Н.А. Краткая история искусств. - М., 1996.
  1.  Забелин  И.Е Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях -Новосибирск: Наука, 1992.
  1.  Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века - М., 1999.
  1.  Ключевский  В.О. Статьи. Собрание сочинений. т. 8. - М.: Мысль. 1990.
  1.  Ключевский  В.О. Исторические портреты: Деятели  исторической мысли. - М.: Правда, 1990.
  1. Рыбаков Б.А.. Очерки русской культуры. - М.: Высшая школа МГУ, 1990.
  1.  Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М.: Правда, 1991.
  1.  Петракова  А.Б. Русские ювелирные украшения  XVIII века. //" Русскiй Антикварiатъ". - 2003- №3-4.

Информация о работе Преобразования в эпоху Петра I