Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:11, контрольная работа
Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «повествование о прошедшем, об узнанном». Понятие включало в себя как момент непосредственного наблюдения за происходившим, так и свидетельство очевидца о нем. Несколько позднее слово «история» стало использоваться в смысле разузнавания и исследования. В значении повествования об узнанном термин «история» перешел из греческого в латинский язык, откуда был заимствован европейскими языками. В России термин «гиштория» появился в Петровское время и вплоть до XIX в. у нас так и писали — с первой буквой греческого слова.
1. История как наука
2. Факторы исторического развития России
3. Периодизация Отечественной истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Отечественная история
Тема: Предмет и задачи дисциплины «Отечественная история»
Москва 2009
Содержание
1. История как наука
2. Факторы исторического развития России
3. Периодизация Отечественной истории
1. История как наука
Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «повествование о прошедшем, об узнанном». Понятие включало в себя как момент непосредственного наблюдения за происходившим, так и свидетельство очевидца о нем. Несколько позднее слово «история» стало использоваться в смысле разузнавания и исследования. В значении повествования об узнанном термин «история» перешел из греческого в латинский язык, откуда был заимствован европейскими языками. В России термин «гиштория» появился в Петровское время и вплоть до XIX в. у нас так и писали — с первой буквой греческого слова.
Со временем понятие истории
развилось из простого повествования
о случившемся до представления
об исторической науке, а взгляд на
историю как простую
Человек — существо духовное,
поэтому он обладает своей историей
только в ее понимании. Это является
предпосылкой единства истории как
свершившихся деяний людей и как
повествования о них. Поскольку
история подразумевает
Историческое мышление XX
столетия сложилось на базе широкомасштабного
синтеза материалистического
Возвращение историческому знанию утраченного им гуманистического содержания, насыщение его острыми переживаниями и ощущениями жизни тесно связано с творчеством французских историков Л. Февра, М. Блока, Ф. Броделя. Именно они ввели в историческую науку термин «менталитет», который переводится как «умонастроение», «склад ума», «коллективные представления». Ментальность — способ видения мира, она принадлежит сфере социальной психологии, не формулируется четко и непротиворечиво. Она — не то же, что идеология, которая имеет дело с продуманными системами мысли. Ментальность — это тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отделена от эмоций. Это сфера привычки, которой люди пользуются, не замечая ее.
История — наука ретроспективная, она изучает прошлое, историческое познание опосредуется наличием, полнотой и объективностью исторических источников. Историк исследует не саму историческую реальность, а дошедшие до нас о ней сведения. К тому же историк имеет дело со временем сразу в трех его измерениях: собственном, связывающим два явления, историческом, отмеряющим длительность исторических периодов, и социальном, указывающим на протяженность существования определенного строя жизни. В силу этих причин для историка особую значимость имеет наличие научной теории, способной дать максимально объективный анализ исторической реальности.
Другая сложность истории
заключается в том, что в ней
по сей день господствуют синтетические,
а не аналитические суждения. Она
не принадлежит к числу
И здесь мы сталкиваемся с главной трудностью понимания истории. В ней действуют, равно, как и изучают ее, люди со своими интересами. Если внешний мир еще как-то поддается нашему научному постижению, то тайна человеческого существа и его жизни едва приоткрывается. В истории же действуют не только отдельные личности, но целые народы, внутри которых сокрыта такая масса причин, что выявить их сполна историку не удается.
Другая сложность при изучении истории состоит в близости ее нашим насущным интересам. Еще в древности историю называли наставницей жизни. Отсюда неизбежно стремление людей заставить столь «важную персону» говорить то, что нам сегодня выгодно или кажется таковым. Это устойчивое побуждение всех поколений людей свидетельствует о значимости истории в делах настоящего. Ярче других его сформулировал французский историк XX в. М. Блок, назвав «сатанинским врагом истории». Этот порок выявляет себя в «мании судить, т.е. оценивать прошлое вне его времени, а исключительно с точки зрения тех ценностей, которые господствуют в настоящем и считаются достаточными для объяснения преемственной связи прошлого с настоящим».
Историческая действительность
обладает такой степенью сложности,
так тесно переплетена с
Таким образом, важнейшим
отличительным свойством
Чтобы нагляднее представить задачи истории, приведем несколько цитат выдающихся ученых. Главной целью истории, писалС.Ф. Платонов, «признается изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества». Задача истории, утверждал В.О. Ключевский, состоит в изучении «свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие», «с помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века». Н.М. Карамзин в согласии с древним правилом смотрел на историю как на наставницу жизни: «Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выводы людей и даровать им возможное на земле счастье». «История — наука о людях во времени, — утверждал М. Блок, — в которой надо непрерывно связывать изучение мертвых с изучением живых». Немецкий историк К. Брейзинг уподоблял историю «канату, сотканному из тысячи нитей, отдельные нити длиной в столетие, тысячелетие, а большая часть их является короткими отрезками в пряже времени. Задача всякого исторического исследования — распутать эту ткань».
Таким образом, задачу истории
можно суммировать следующим
образом: она состоит в изучении
конкретных условий, стадий и форм развития
явлений и процессов прошлого.
Она решается с помощью отбора
из совокупности дошедших до нас событий
тех, которые имеют значение с
точки зрения исследования. Существующие
между ними связи вскрываются
таким образом, чтобы современное
состояние оказалось
Проблема функций истории
— это проблема воздействия исторического
знания на общественное сознание. Среди
них нет второстепенных, и каждая
тесно связана со всеми остальными.
История прежде всего дает народам
знание об их прошлом, развивает национальное
самосознание и тем способствует
поддержанию целостности
Так познавательная функция истории теснейшим образом связана с практически политической. Прошлое при условии умного и бережного к нему отношения способно помогать людям в их практической деятельности, снижать накал политических страстей на поворотных рубежах истории. «Незнание прошлого, — писал М. Блок в сочинении «Апология истории», — не только вредит познанию настоящего, но и ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем». Способность возвращаться к истокам в эпохи смертоносной вражды — залог выживания общества и государства. «Вместо того, чтобы праздно высматривать призрачных фей за облаками, — писал о своем современнике В.С. Соловьев, — пусть он потрудится перенести это священное бремя прошедшего через действительный поток истории. Ведь это единственный для него выход из его блужданий — единственный, потому что всякий другой был бы недостаточным, недобрым, нечестивым».
Две другие важнейшие функции
исторического познания — мировоззренческая и воспитат
Гуманитарное измерение истории базируется на идее общечеловеческого прогресса. Множественность смысловых картин прошлого, которую способны воспроизвести историки и которая обусловлена диалогичностью исторического разума, не может быть препятствием целостного видения исторического процесса, утверждающего себя через осознание единства судеб народов. Вывод ученых конца XX в. о том, что история не имеет прямолинейной реализации социального прогресса, что этот прогресс может явиться лишь итогом сложного взаимодействия жизни народов, ставит перед историком задачу исходить как можно большим числом дорог по огромному полю прожитых человечеством судеб. Это движение он совершает не вслепую и не бесцельно, а руководствуясь универсальными ценностями жизни, такими, как рост человеческой свободы, духовности, взаимопомощи, и не забывает о том, что силовыми линиями этого пространства остаются человеческие, индивидуальные и групповые интересы. Главное — увидеть за сложным переплетением тянущихся к свету ветвей общий рост человеческого дерева.
Методология истории выделяет три основных принципа исследования: социально-гуманистический, принцип историзма и объективности.
История — наука социальная,
она отражает проблемы и противоречия
общества, разделенного на группы по имущественному
и социальному признакам, по политическим,
профессиональным и иным интересам.
В современную эпоху процесс
дифференциации общества углубляется,
но идет по новому магистральному направлению:
элита — масса. Все более обнаруживается
иллюзорность провозглашаемой современной
элитой идеи единства общества. Господствующий
немногочисленный слой стремится навязать
массам идеалы стандартизированного поведения.
Поэтому социальный анализ исторических
явлений и процессов строго необходим,
хотя он не должен превращаться в узкоклассовый
догматизм и упрощенчество. Опасен
не сам подход, а крайности его
реализации. Он безусловно совместим
с принципом свободы творчества
и требует при анализе
Основополагающим принципом (т.е. руководящей идеей) истории является принцип историзма. Он предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий. При этом фиксируется не любое изменение в предмете, но лишь сущностное, ответственное за специфические связи и свойства, одновременно предполагается необратимый и преемственный характер изменения действительности. Этот принцип требует изучения исторической реальности с точки зрения заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. Причем новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как видоизмененный собственный момент. Этот принцип требует от историка реализации его главного качества — способности к восприятию настоящего, т.е. корректному заимствованию из нашего повседневного опыта тех элементов, которые помогают воскресить прошлое и при этом не подменить прошлое настоящим. Исторический познавательный процесс, таким образом, движется от настоящего к прошлому а далее — обогащенные знаниями прошлого в свете задач настоящего, мы возвращаемся к этому настоящему и познаем его уже в новом ключе, что дает залог конструктивного прогноза будущего. Схема анализа имеет следующий вид:
Информация о работе Предмет и задачи дисциплины «Отечественная история»