Праздник торжественного «появления» фараона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:05, доклад

Краткое описание

Ещё греческие историки и географы Геродот и Страбон отметили, что Египет в значительной степени создан наносами и отложен ниями Нила. Плодородная и хорошо орошаемая разливами Нила египетская земля образует как бы гигантский оазис, зажатый в тиски огромными пустынями Северной и Восточной Африки. Отрезанный от соседних стран на западе и на востоке скалистыми горами и трудно проходимыми пустынями, а на юге нильскими порогами, Египет был почти изолирован от всего остального мира, чем во многом объясняется замедленный темп развития и большое своеобразие египетской культуры.

Файлы: 1 файл

доклад по египту.docx

— 435.54 Кб (Скачать)

   Дальнейший  этап в развитии материальной культуры обнаруживают погребения второго додинастического периода, которые были обнаружены в  Абусир-зль-Мелек, Хараче и Герце. В  эту эпоху ещё в полной мере сохраняется техника изготовления из камня различных орудий и оружия, как, например, наконечников булав и  типичных для этого времени маленьких  лезвий ножей, искусно сделанных  из пластинок обсидиана (вулканического стекла). По-прежнему из камня выделываются роскошные сосуды, которые свидетельствуют  об очень высокой технике обработки  камня. Не менее искусно изготовляются  различные сосуды из глины, иногда снабжённые волнистыми ручками, а иногда украшенные изображениями лодок, на которых виднеются знаки общинных божеств. К этому времени относятся лазуритовые бусы, маленькие фаянсовые сосуды и амулеты в виде сокола, головы быка или коровы. Очевидно, уже в эту эпоху появляются культы священного сокола, коровы и быка, связанные с древним тотемизмом и широко распространённым и в позднейшие времена культом животных. На значительное развитие материальной культуры и усложнение религиозных верований, в частности веры в загробную жизнь и заупокойного культа, указывают погребения этого времени. Покойников начинают хоронить в глубоких и длинных, иногда прямоугольных могилах, обложенных кирпичом или сложенных из кирпича. Тело умершего клали головой на юг, с лицом, обращенным на запад. Однако постепенно появляется обычай хоронить умерших головой на север и с лицом, повёрнутым на восток, в сторону восходящего солнца. Очевидно, и в этом случае этот обычай связан с древним культом солнца. Возможно, что вера в воскресение умершего связывалась с представлением о том, что солнце на востоке возрождается к новой жизни. Наличие в этих погребениях сосудов с волнистыми ручками, изделий из обсидиана, который привозился из соседних стран, а также цилиндрических печатей, схожих по своей форме с древнейшими цилиндрическими печатями Месопотамии, указывает на то, что в эту эпоху между Египтом и соседними странами уже устанавливаются некоторые торговые и культурные связи, следы которых можно отметить даже в более древних погребениях первого додинастического периода. 
 

Символ  Египта — Путь. Его  храмы — это  дорога в камне, которая, постоянно сужаясь, ведет от ворот  у Нила через проходы, ряды, дворы, охваченные аркадами, и колонные залы к усыпальнице. По мере продвижения  размеры помещений  уменьшаются; одновременно повышается уровень  пола, а потолок  опускается все ниже. Чем меньше становятся помещения, тем более  сгущается темнота. Передний двор залит  светом, следующий  за ним зал погружен в сумерки. Во внутренних покоях царит полный мрак, и только сквозь немногие окна-щели, прорубленные под  потолком и в стенах, проникают  лучи света. Рядами тянутся нескончаемые рельефы и стенопись, аллеи сфинксов со львиными и бараньими головами, мощные стены, лес колонн... Египтяне — путешественники. 
 В их городах люди и боги жили вместе. У каждого бога — свой город. У каждого горожанина — свой бог. Египтяне шли по Любимой Земле — Та-Мери — из города в город, от бога к богу. Они воспринимали свою родину как огромный храм, дом, где живет Бог со множеством ликов. А современные ученые все спорят и спорят, верил ли Египет во многих богов или в Единого. Странный спор! Одно предполагает другое. От множества к единому — таков Путь всякого настоящего путешественника.

Египтяне  называли изначальный  порядок, правду, справедливость одним словом —  Маат и изображали ее в виде прекрасной женщины с пером  на голове. Задача человека состоит в том, чтобы всем сердцем  своим, благородно и  честно поддерживать Маат. Это было не так просто: созданные  богами правила вовсе  не означали на земле  вечного мира и  спокойствия. Силы хаоса  и мрака постоянно  угрожают предначертаниям  Высшего, борьба между  тьмой и светом не прекращается никогда. 
 Каждый народ велик тем, что находит. Египет нашел Бога. Люди жили вместе с ним, он был не в абстрактных небесах, а здесь, рядом... В те далекие времена не существовало понятия греха, и человек, совершавший дурной поступок, просто-напросто считался неразумным обманщиком, так как бросал вызов вечной, всегда торжествующей справедливости — Маат. А значит, Богу. Следовать Закону необходимо было всегда, раз за разом, день за днем — до самого конца.
 
 
 

Загадки сфинкса.

   Древний сфинкс еще со времен античности стал символом Египта и загадок этой страны. Полтора века минуло с тех пор, как люди научились читать иероглифы  Египта. С той поры ученым удалось  разгадать не одну тайну страны пирамид, включая и загадку сфинкса, мифологического  существа с лицом одного из фараонов Древнего царства…

   И все-таки мы остаемся лицом к лицу со многими неразгаданными тайнами  Египта. Мы не знаем, как появилось  в Египте иероглифическое письмо, каким образом шесть тысяч  лет назад был совершен «скачок» от первобытности к цивилизации. Загадка сфинкса решена — но нерешенными  остаются загадки Египта той отдаленнейшей поры, когда здесь не было ни фараонов, ни пирамид, ни изваяния сфинкса.

   Находки в Сахаре убедительно показывают, что в VIII—V тысячелетиях до н. э. Египет был не «центром», а лишь одной из провинций культуры каменного века, распространенной на огромной территории, от Атлантического океана на западе до Красного моря на востоке. Если сравнивать наскальные изображения долины Нила, выполненные до IV тысячелетия до н. э. с современными им росписями Тассили, Феццана и других районов Сахары, то сравнение это. будет далеко не в пользу Египта. Его искусство той отдаленнейшей поры выглядит «провинциальным» как по технике исполнения, так и по эстетическим достоинствам. 

    Египет  Сфинкс

   Но  на смену влажному периоду приходит период засухи — и тогда некогда  благодатная земля Сахары превращается в пустыню. Сахарская культура гибнет — а на ее периферии, в долине Нила, заболоченной и кишащей дикими зверями, происходит «скачок» из века камня в век металла, от первобытной  культуры— к цивилизации с  ее иероглифическим письмом, государством, аппаратом чиновников, иерархией  жрецов, системой ирригации, с ее храмами  и городами, монументальной скульптурой.

   Что позволило сделать этот «скачок  в цивилизацию» жителям долины Нила? И кем они были: исконными ли обитателями этих мест или же пришельцами  откуда-то извне? Огромное число фактов, собранных учеными самых различных  специальностей, от ботаников до этнографов, говорит о том, что цивилизация  Египта имеет местное происхождение, она развилась на базе местных  культур каменного века. И все-таки в становлении египетской цивилизации  есть много «белых пятен». Не всегда и не везде удается провести прямую линию преемственности, которая  надежно соединяла бы египетский неолит и сменившую его высокую  цивилизацию со всеми се достижениями. Особенно большой разрыв существует между первобытными наскальными  изображениями и сложной системой иероглифического письма, которым пользовались древние египтяне.Письмо — один из важнейших атрибутов цивилизации. Племена и народы, стоящие на уровне каменного века, в таком письме не нуждаются, им достаточно пиктографии, «языка рисунков». Ведь хозяйство их невелико и примитивно, а мифы и  предания надежно хранят в памяти шаманы, колдуны, старики. 

    Сфинкс -  называют "шепес анх", что означает "живой образ"

Исследовав скульптуру, учёные пришли к выводу, что она  действительно время от времени  скрывалась под слоем песка, несшегося  из жаркой Ливии. Раньше не умели возводить  на его пути лесные полосы, и Сфинкса, по-видимому, периодически приходилось  откапывать.

Это подтверждает найденная  в прошлом веке в Египте стела, на которой был обнаружен текст, составленный в XV веке до н.э. при правлении  Тутмоса I. Древние письмена сообщают, что фараону во сне было знамение6 если он очистит Сфинкса от песка, то царствование его будет долгим и благополучным. Скульптуру откопали, потратив, правда, на это почти год. Открытия не заставили себя ждать. Японские археологи во главе с профессором Йошимура при помощи специальных приборов просветили сначала массив пирамиды Хеопса, а затем исследовали камни Сфинкса. Вывод был поразительным: камни скульптуры древнее блоков пирамиды. Второй сенсацией было обнаружение под левой лапой каменного льва узкого тоннеля, ведущего в сторону пирамиды Хеопса.Вскоре древнего льва посетили гидрологи. И снова сенсация: на Сфинксе были обнаружены следы эрозии то большого потока воды, которая двигалась с севера на юг. Это был не разлив Нила, а библейская катастрофа, произошедшая около восьми-двенадцати тысячи лет до нашей эры. Французские археологи сделали любопытные замечание: датировка египетского потока совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды!

Археологи нашли множество наскальных изображений  в долине Нила: «язык рисунков»  был хорошо известен древнейшим египтянам. Число памятников египетской иероглифики  необозримо. Однако никому еще пока что не посчастливилось отыскать «недостающее звено» и показать, как  знаки-картинки превращались в знаки  письма. Шиферные пластинки, найденные в древнейших городах Египта, покрыты рисуночными знаками и изображениями различных сцен. Это все еще пиктография, «язык рисунков». А более поздние тексты представлены письмом, уже вполне сложившимся, причем настолько совершенным, что жители долины Нила, фактически без особых изменений его структуры, пользовались им более трех тысяч лет и лишь появление новой религии, христианства, заставило их перейти на коптский алфавит. – Древнейшие литературные памятники Египта — это тексты, начертанные на внутренних стенах пирамид фараонов V—VI династий. Им около пяти тысяч лет. Тексты пирамид, говоря словами академика Б. А. Тураева, едва ли не древнейшее произведение религиозной литературы человечества и один из самых важных памятников общечеловеческого значения. Письмо, которым написаны тексты пирамид, прекрасно приспособлено к тому языку, для записи которого оно предназначено. Причем оно настолько совершенно и гибко, что смогло запечатлеть сложные религиозно-философские тексты. А ведь в долине Тигра и Евфрата, в отличие от Египта, самые ранние тексты — это лишь примитивные хозяйственные записи, вроде «3 черные овцы» или «2 быка» и т. п. Лишь спустя много веков, в результате долгих поисков и практики, в Двуречье письмо совершенствуется настолько, что с его помощью можно было вести запись религиозных, научных, литературных произведений. 

   Пирамида  Гизы

    История знает множество примеров, когда  в сложившемся государстве применялась  система письма, заимствованная у  другой цивилизации, у другого народа. Может быть, так же поступили и  египтяне, раз мы не находим в  долине Нила следов развития иероглифического письма, его долгой эволюции, его  рождения из «языка рисунков»? Многие иероглифы Египта напоминают рисуночные знаки письмен острова Крит, до сих пор нерасшифрованных. Но критская цивилизация моложе египетской, и  скорее египетская иероглифика могла  оказать влияние на рождение иероглифики  Крита. Раньше, чем в долине Нила, письмо появилось в долине Тигра  и Евфрата. Но знаки древнейших письмен  Двуречья совершенно непохожи на иероглифы  Египта, которые отражают чисто местную, африканскую фауну и флору, «звероподобных»  богов и другие характерные черты  древнеегипетской культуры, верований, быта, хозяйства. Между иероглификой и изобразительным искусством египтян  нетрудно увидеть неразрывную органическую связь, в их основе лежит общий  стиль, общее мироощущение, общая  «модель мира». Иероглифическое  письмо Египта — плоть от плоти  египетской цивилизации. Почему же тогда, если, говоря словами академика Тураева, «уже в эпоху Пирамид египетская письменность была вполне развита» и  «существовала и поэзия, и изящная, и научная, и юридическая литература», не осталось никаких следов ее становления? Ответа на этот вопрос мы не имеем до сих пор.

 

Информация о работе Праздник торжественного «появления» фараона