Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:28, реферат
История Византии занимает особое место в истории средних веков, поскольку это общество существовало на стыке Запада и Востока. Византийское средневековое общество имеет тысячелетнюю историю (государство просуществовало до середины XV века).
Как известно Римская империя по завещанию императора Феодосия I разделилась в 395 г. на два самостоятельны государства — Западную Римскую империю и Восточную. С этого момента оба государства существовали параллельно. Восточная Римская империя получила свое название от древней Мегарской колонии - Византии, на месте которой был основан город Константинополь, ставший столицей государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общая характеристика
ГЛАВА 2 Право Византии
2.1 Источники права
2.2 Вещное право
2.3 Обязательство
2.4Семейное право
2.5 Уголовное право и процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ
СТАН»
Тема:
Право Византии
ГЛАВА 1. Общая
характеристика…………………………………………
ГЛАВА 2 Право Византии. …………………………………………………………………….7
2.1 Источники
права…………………………………………………………………
2.2 Вещное
право…………………………………………………………………
2.3 Обязательство……………………………………………
2.4Семейное
право…………………………………………………………………
2.5 Уголовное
право и процесс……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
История Византии
занимает особое место в истории
средних веков, поскольку это общество
существовало на стыке Запада и Востока.
Византийское средневековое общество
имеет тысячелетнюю историю (государство
просуществовало до середины XV века).
Как известно
Римская империя по завещанию
императора Феодосия I разделилась
в 395 г. на два самостоятельны государства
— Западную Римскую империю и Восточную.
С этого момента оба государства существовали
параллельно. Восточная Римская империя
получила свое название от древней Мегарской
колонии - Византии, на месте которой был
основан город Константинополь, ставший
столицей государства.
Тогда как
Западная Римская империя прекратила
свое существование в 476 г., Восточная
Римская империя, или Византия, существовала
еще почти целое тысячелетие.
Период IV - сер. VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и зарождения
феодальных отношений. В это время императорская
власть опирается на развитый военно-бюрократический
аппарат, но имеются ограничения деятельности
некоторых внешних государственных органов.
Период VII -XII вв. - период расцвета феодальных
отношений и оформление абсолютной монархии.
Период XII - XV вв. - Византийское государство
вступает в полосу кризиса и постепенного
упадка.
Большая устойчивость
Византии обусловливалась рядом
особенностей в экономическом, политическом
и историческом ее развитии по сравнению
с Западной Римской империей. В состав
Византии входили такие экономически
развитые страны, как Греция, Малая Азия,
Сирия, Египет, Балканский полуостров.
Эти страны вели оживленную торговлю с
Индией, Китаем, Ираном, Аравией и Северной
Африкой. Упадок рабовладельческого хозяйства
чувствовался здесь в меньшей степени,
чем в Западной Римской империи, ибо значительная
часть населения находилась в свободном
состоянии. Большое место в сельском хозяйстве
занимали не крупные рабовладельческие
латифундии, а мелкие крестьянские хозяйства.
В ремесленном производстве основную
роль играли не рабы, а свободные люди.
Располагая
огромными материальными
ГЛАВА 1. Общая
характеристика
Византийское
право, история которого насчитывает
более тысячи лет, представляет собой
уникальное явление для средневековой
Европы. Оно характеризуется относительно
высокой степенью стабильности, внутренней
цельности, а также способностью приспосабливаться
к меняющимся социально-экономическим
и политическим условиям. Эти качества
права в Византии определялись рядом исторических
факторов, среди которых особое значение
имели традиционно сильная центральная
императорская власть, римское правовое
наследие, византийская христианская
церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее
влияние на право, придавали ему свойства
системности.
Уже на ранних
этапах развития государства в Византии
сложилась своеобразная правовая система,
которая выросла
Прямая преемственность
римского и византийского права
нашла свое отражение в использовании
императорского законодательства в качестве
основного источника права. Относительная
стабильность политической системы Византии
способствовала тому, что именно здесь
были предприняты первые попьпки кодификации
императорских конституций, а затем и
римского права в целом. Так, первым официальным
сводом римских законов был составленный
в 438 году Кодекс византийского императора
Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли
все императорские конституции со времени
правления Константина (с 312 года). Тем
самым в Византии утратило силу более
раннее римское законодательство, не включенное
в этот сборник.
В IV—VI вв. в
Византии наблюдается высокий уровень
развития правовой мысли, складываются
самостоятельные юридические
Византийские
юристы были не просто хранителями античных
правовых и культурных традиций. Они адаптировали
римское право применительно к новым потребностям
обществу, внося при этом изменения и вставки
(интерполяции) классические тексты римских
юристов. Таким образом подготавливалась
почва для проведения крупномасштабных
кодификационных работ. Не случайно именно
в Византии, как уже указывалось, в середине
VI в. под руководством выдающегося юриста
Трибониана была осуществлена всеобъемлющая
систематизация римского права, итогом
которой явился Свод законов Юстиниана
(Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до
XI в. оставалась не только важнейшим источником
действующего права Византии, но и была
тем фундаментом, на котором окончательно
сформировалась ее правовая система.
Свод законов
Юстиниана, являясь в своей основе переложением
римского права, отразил и некоторые специфически
византийские черты. Они обнаруживаются
в ряде интерполяций в тексте Дигест, еще
в большей степени в Кодексе и особенно
в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть
свода, выполненная не на латыни, а на греческом
языке и включавшая около 160 конституций
(новелл) самого Юстиниана, в значительной
степени отражала своеобразные условия
византийского общества того времени.
Хотя в кодификации Юстиниана наметился
известный поворот в сторону классического
римского права, в ней в полной мере проявились
тенденции, свойственные постклассическому
периоду и получившие дальнейшее развитие
на последующих этапах истории византийского
права. Эти тенденции нашли свое выражение
прежде всего в известном упрощении и
"вульгаризации" римского права под
влиянием позднеэллинистического (так
называемого греко-восточного) права.
Византийские
юристы в отличие от своих классических
предшественников, избегавших дефиниций
и использовавших казуи- стический
стиль изложения, стремились нередко к
упрощениям, к прояснению терминов, к выработке
простых и понятных определений. Так, в
заключительной (50-й) книге Дигест введены
специальные титулы (16 и 17), где дается
толкование слов и основных понятий. Определение
терминов было особенно употребительным
в учебной литературе, в том числе в Институциях
Юстиниана. Особой популярностью в это
время пользовалась работа Кирилла Старшего
"О дефинициях".
На формирование
византийской правовой системы значительное
влияние оказали и правовые обычаи, особенно
распространенные в восточных провинциях.
Обычное право с присущим ему примитивизмом
подрывало логическую стройность системы
римского права, искажало ряд его институтов,
но внесло в него жизненно важную струю,
отразившую развитие новых общественных
отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого
права в Свод законов Юстиниана перешел
такой институт, как эмфитевзис, новые
формы усыновления и эмансипации подвластных
лиц и т.д. Под влиянием восточного права
было введено письменное делопроизводство
и судопроизводство, что повлекло за собой
отмену старой системы исков и утверждение
экстраординарного (либел-лярного) процесса.
Ряд интерполяций,
внесенных в Свод законов Юстиниана,
проистекал не из юридической практики,
а отражал распространенные в Византии
идейные течения (платонизм, стоицизм,
христианство). Особенно заметным в кодификации
Юстиниана было влияние христианства.
Так, Институции и Кодекс непосредственно
открывались обращением императора к
Христу, а в самих законодательных актах
содержались многочисленные ссылки на
священные книги. Некоторые правовые институты
начинают трактоваться в чисто религиозном
духе, так, брак уже рассматривается как
"божественная связь" (nexurn divinum). Под
воздействием христианства в рационалистическую
схему римского права вносятся и некоторые
этические конструкции. Так, Юстиниан
в Дигестах наряду с понятием права (jus)
использует традиционное понятие "правосудие"
(justitia), но толкует последнее как "справедливость",
причем в духе христианской морали. Он
включает в свод законов конструкцию естественного
права (jus naturale), но трактует ее не в том
смысле, как ее понимали классические
юристы III в., а как право, установленное
божественным провидением. Основные направления
переработки классического римского права,
нашедшие свое отражение в многочисленных
интерполяциях, в кодификации Юстиниана,
получили более полное развитие в последующей
истории византийского права.
В византийских
судах применение кодификации Юстиниана
наталкивалось на большие трудности. Ряд
ее положений устаревал, но главное —
она была слишком сложной и недоступной
для населения империи. В связи с этим
в VI—VII вв. для практических целей византийскими
юристами составлялись упрощенные комментарии
к законодательству Юстиниана на греческом
языке в виде парафраз (пересказов), индексов
(указателей), схолий (учебных примечаний).
Широкую известность получили Парафразы
Институции Юстиниана, составленные на
греческом языке для студентов-юристов
Феофаном, а также Схолии Стефана, включавшие
знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана.
Византийские юристы на основании извлечений
из кодификации Юстиниана составляли
и практические сборники, содержавшие
перечни и образцы договоров, формуляры
исков и т.п.
В это же время
в Византии был принят ряд новых
императорских законов, где под
влиянием развивающихся общинных порядков
все чаще воспринимались нормы обычного
права. Таким образом проявилась одна
из характерных тенденций развития византийской
правовой системы, а именно стремление
императорской власти консолидировать
все право в писаном законе.
2.1
Источники права
Византия
имела весьма развитую систему законодательства
в виде императорских указов, жалованных
грамот, сборников законов и
В период с IV
по VII век основными источниками права
византии были Кодекс Феодосия и свод
Юстиниана. В 726 году на основе свода Юстиниана
издается сборник гражданских, уголовных
и процессуальных законов - Эклога. Он
был призван отразить изменения в праве,
связанные с развитием феодальных отношений.
Благодаря краткости и простоте изложения
Эклога получил широкое распространение
и вне Византии, особенно в славянских
странах.
Большую роль
в Византии играло церковное право,
важнейшими источниками которого были
постановления Вселенских соборов и патриарха.
Большую популярность получили сборники
церковного и светского права, которые
именовались Номоканонами. Наибольшую
известность получил Номоканон Схоластика
и Номоканон VII века, переработанный патриархом
Фотием в 883 г. переводы Номоканонов получили
большое распространение на Руси и оказали
существенное влияние на развитие древнерусского
права.