Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:48, контрольная работа
В первую половину V века до н.э. Афины превратились в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко – персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.
Введение……………………………………………………………………………...3
Возникновение государства в Афинах……………………………………...4
Реформы Солона……………………………………………………………...8
Демократизация государства и права Афин……………………………….11
Реформы Клисфена………………………………………………………14
Реформы Эфиальта………………………………………………………16
2.3 Реформы Перикла………………………………………………….........17
Суд и процесс в Афинах……………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………………….23
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата 8, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.
Реформы
Солона казались верхом политической
мудрости, триумфом политики компромисса.
Вместе с тем именно реформы Солона убедительно
доказывают недолговечность политики
компромиссов.
Демократизация государства и права Афин
Реформы
Клисфена уничтожили остатки родового
строя, тормозившие развитие производительных
сил и ликвидировали
Афины были влиятельным государством, и многие греческие города-государства пошли вслед за ними по пути к демократии. Это не могло не беспокоить Спарту, которая опасалась усиления Афин. Поэтому Спарта всеми возможными способами старалась не допустить демократических преобразований, как в Афинах, так и по всей Греции.
В 471 году до н.э. в Афинах утвердилось правительство олигархов во главе с Кимоном9, который взял курс на сближение со Спартой, которую считал идеалом. Но такая попытка не имела успеха среди населения, и этим воспользовались сторонники демократии: Кимон был подвергнут остракизму, против большинства членов ареопага были возбуждены судебные процессы по обвинению во взяточничестве, злоупотреблениях доверием граждан и так далее. Это подорвало доверие афинских граждан к этому органу власти и в 462 году до н.э. народное собрание приняла закон, по которому ареопаг лишался своих прежних функций и превращался в простой суд по разбору уголовных преступлений. Верховная государственная власть перешла к народному собранию.
Вскоре после этого демократическое движение возглавил Перикл. Благодаря его энергии Афины одерживают крупные победы во внешней политике, усиливая свое влияние.
Во внутренней политике также происходили изменения. В 457-456 годах был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала доступной для третьего и четвертого класса граждан – зевгитов и фетов10. Несколько позже были восстановлены суды по демам11.
Борьба Афин со Спартой продолжалась с переменным успехом. Власть демократов снова сменилась властью олигархии. Однако, длительные войны против Спарты все более ослабляли позиции олигархов. В результате в 433 году до н.э. вождь олигархов Фукидид12 был изгнан из Афин и во главе государства на 15 лет становится Перикл.
В эти годы в городе окончательно складывается демократическая конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.
Было установлено вознаграждение за исполнение государственных должностей, что позволяло любому гражданину временно оставить свое ремесло для полноценной службы отечеству.
При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим: верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судебные дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения. Однако, в связи с тем, что участи в народном собрании не оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом, или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч, в основной своей массе – жителей Афин.
Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственном органе – совете пятисот13. В него входили десять, избиравшихся по филам, пританей по пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританей по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функцию совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом. Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами и т.д. переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане.
Реформы Клисфена
Время жизни Клисфена14 падает на период острой политической борьбы между аристократией и демосом. Род Клисфена некогда опорочил себя причастностью к так называемой кипоновой скверне – убийству, находившейся под священной защитой богини Афины, участников заговора Кипона в 632 году до н. э. В 509 – 507 гг.до н. э Клисфен провёл ряд реформ, направленных на разрушение в государстве старинных аристократических установлений, связанных с традициями родовой организацией общества. До Клисфена основную роль в делении гражданского коллектива играла фила, все члены которой возводили своё происхождение к легендарному герою – прародителю. Клисфен увеличил число фил от 4 до 10, оставив старым родовым филам только религиозные функции. Каждая из новых, созданных Клисфеном территориальных фил распадалась на 3 триттии15 – 3 области, сильно отличавшихся по характеру занятий и достатку населения:
- городскую, с городом Афины;
- богатую приморскую часть;
- малоплодородную
гористую внутреннюю часть
Тритии в свою
очередь делились на демы – самые
маленькие территориальные
Совет (булле) – верхний орган Афинского государства со времён Клисфена – стал состоять из 500 граждан. Среди установлений Клисфена был остракизм. Так называлось изгнание из государства, применяемое в качестве политической меры, а не наказания. Остракизм применялся по тем соображениям, что тот или иной политический деятель своим авторитетом, своими связями может способствовать возникновению смут. Изгнание назначалось обыкновенно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало только народному собранию.
Реформы
Клисфена сыграли большую роль в
становлении греческой демократии, после
Клисфена Афинское государство сделалось
значительно демократичнее, чем оно было,
например, при Солоне.
Реформы Эфиальта
В
начале V века до н.э. по предложению
Фемистокла, стоявшего во главе демократического
движения прямые выборы коллегии архонтов
были заменены жеребьёвкой.
Реформы Перикла
После
убийства Эфиальта афинскую демократию
возглавил Перикл17. При Перикле
происходит более чёткое распределение
полномочий: Народное собрание является
законодательным органом, функции по управлению
осуществляет Совет пятисот и магистраты,
судебные полномочия принадлежат гелиэе
и другим судебным органам. Принцип жеребьёвки
распространился на большинство ранее
выбранных должностей. По предложению
Перикла стало оплачиваться выполнение
общественных обязанностей. Прежде
всего была установлена
плата судьям, а затем и другим должностным
лицам. Это новшество открывало дорогу
для участия в государственном управлении
значительному кругу рядовых афинских
граждан.
Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственном органе – совете пятисот. В него входили десять, избиравшихся по филам, пританей по пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританей по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функцию совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.
Суд и процесс в Афинах
Афинская демократия воплощалась не только
в собственно политическом народовластии.
На основе прямого волеизъявления народа
– демоса строилась и судебная система
государства. Высшим судебным органом
Афин, как отмечалось, была гелиэя18
- суд присяжных. Гелиэя решала вопрос
о наделении правами гражданства, она
наблюдала за законностью замещения должностей
и имела право отвода, она утверждала
международные договоры. Главным её делом
было участие в законодательстве, а также
суд по политическим, религиозным и многим
другим делам. В состав гелиэи входило
6 тысяч человек, выдвигаемых ежегодно
от демов и назначаемых жребием. Единственным
условием был повышенный возрастной ценз
30 лет. Из общего числа гелиастов19
составлялось 10 судебных коллегий по 501
человеку каждая и по 100 запасных. Гелиэя
была и собственно судебной инстанцией,
где решались уголовные и, в меньшей степени,
гражданские дела по частным искам, и органом
конституционного надзора за деятельностью
народного собрания и должностных лиц.
Гелиэя была второй инстанцией, где рассматривались
жалобы на решения других судов (кроме
религиозных вопросов), особенно политические
обвинения. Гелиэя была вправе осуждать
, в случае преступлений, и на изгнание
и на смертную казнь. Особенностью полномочий
этого учреждения было то, что они по сути
носили верховный характер – решение
гелиэи не могло быть обжаловано, ни приостановлено,
она не была не подконтрольна никаким
другим институтам народовластия. Состав
коллегии определялся в самый день суда
так, чтобы никто из геалистов не мог знать
заранее, когда его призовут к деятельности.
Этим стремились избежать подкупа судей.
Три первых архонта ведали, каждый сам
в своей области, жалобами по семейным
делам. Надзором за иностранцами, религиозными
вопросами и т.д. Архонты – фесмофеты20
(6 человек) подготовили для слушания дела
в суде присяжных, производили жеребьёвку
судей, председательствовали в коллегиях.
Фесмофеты должны были ежегодно докладывать
народному собранию о противоречиях и
пробелах в законах. Фесмофетам также
подавались заявления о злоупотреблении
должностных лиц, они имели право ставить
вопрос о смещении последних. Таким образом,
в руках одного и того же органа власти
соединились вопросы культа. Юстиции,
«прокурорского надзора». Раз в месяц
в Афинах созывалось особое народное собрание,
считавшееся главным. На нём производилась
проверка деятельности властей. Собрание
после открытого обсуждения решало, была
ли эта деятельность правильной.