Право Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.

Оглавление

Особенности формирования древнекитайского права
Институты и нормы уголовного права Древнего Китая
Брак и семья
Регулирование имущественных отношений в Древнем Китае
Судебный процесс

Файлы: 1 файл

Нужная контрольная.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

    В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкого  крестьянского землевладения. Это  особенно ярко проявилось в I в. до н.э. в изменении государственной политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, которые становились рабами, если не были выкуплены в течение трех лет, существовал повсеместно.

    В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех обращенных ранее  в государственных рабов и  рабынь, "если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений". Были освобождены в ряде областей Китая  также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, "силой чинившим препятствия" освобождению рабов, было предписано применять наказания "в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство". 

   5. Судебный процесс. 

    В состязательном по своему характеру  процессе в Древнем Китае очень  рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши).

    Оно начиналось с заявлении или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности.

    Уездные чиновники вели следствие и приводили  в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

    Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями и вещественными  доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания. Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Гарантией от злонамеренного применения пыток, битья палками было наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками.

    Широко  применялось вынесение решения  по делу по аналогии. Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом. 
 
 

Список литературы: 

1. История государства  и права зарубежных стран. Часть  1. Учебник 

для вузов. Под  ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и  проф.

Жидкова О. А. – М.: Норма – Инфра, 1998 г. – 480 с

2. Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф.

К. И. Батыра – М.: Юристъ, 1998 г. – 456 с.

3. История государства и права зарубежных стран. Т. II,

«Юридическая  литература». Под ред. проф. П. Н. Галанзы. – М.:

1969 г. 488 с.

4. Чжоуское законодательство // Хрестоматия по истории государства и права

   зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В. А. Томсинов. М.,

   1999. С. 83–85.

5. Книга правителей  области Шан (Шан цзюнь шу) // Там же. С. 85–89.

6. Циньское уложение  о наказаниях // Там же. С. 89–90.

7. Законодательные  акты начала династии Хань // Там же. С. 90–95.

8. Васильев Л.  С. История Востока: В 2 т.  М., 1994. Т. 1. С. 177–211.

Информация о работе Право Древнего Китая