Правление Александра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:24, реферат

Краткое описание

Александр I правил в России с 1801 по 1825 год. Детство и юность он провел при дворе своей бабушки – Екатерины II, которая являлась и его первой воспитательницей. В юности ему приходилось приспосабливаться к своему сложному положению. Его отец и бабушка плохо ладили, между царским двором и двором наследника существовало нескрываемое отчуждение. Александр был вынужден все время лавировать, лукавить. Это не могло не отразиться на его характере. Русский историк В. О. Ключевский писал об императоре: «Принужденный говорить, что нравилось другим, он привык скрывать, что думал сам».

Файлы: 1 файл

эссе.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

  МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА 

 
 
 
 
 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Эссе  на тему:

«Правление Александра I»

 
 
 
 
 

Подготовил:

Студент учебной  группы

Сборная группа. Осенний семестр 2011-2012 года

юридического  факультета 
Гугленко А. А.

 
 
 
 

      2012

 
 

    Александр I правил в России с 1801 по 1825 год. Детство и юность он провел при дворе своей бабушки – Екатерины II, которая являлась и его первой воспитательницей. В юности ему приходилось приспосабливаться к своему сложному положению. Его отец и бабушка плохо ладили, между царским двором и двором наследника существовало нескрываемое отчуждение. Александр был вынужден все время лавировать, лукавить. Это не могло не отразиться на его характере. Русский историк В. О. Ключевский писал об императоре: «Принужденный говорить, что нравилось другим,  он  привык  скрывать,  что  думал  сам».

    Исследователи выделяют в правлении Александра I два периода: 1801 – 1812 гг.  либеральный  и 1812 – 1825 гг. консервативный. Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его наставником был швейцарец Ф. С. де Лагарп, республиканец и демократ по убеждениям, преподававший ему французский язык и составивший программу гуманистического образования цесаревича.

    К началу XIX в. была полностью сформулирована политическая программа европейского либерализма. Она включала в себя положения о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов над коллективными. Государственная власть должна была быть лишь гарантом соблюдения прав личности, закрепленных в законе. Экономическое учение либерализма отстаивало ничем не ограниченное право свободной конкуренции и свободы договора работодателя и работника. Идеи либерализма все более расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и с экономическим строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения). Попытки их внедрения в жизнь страны порождали множество противоречий. Но от реализации этих идей зависел политический престиж России в Европе.

    Уже в 1801 г. были восстановлены отмененные при Павле I Жалованные грамоты дворянству и городам. Было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, помилованы все подвергшиеся наказанию без суда. Разрешено было вновь открыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда за границу.

    Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл «Негласный комитет» либералов – единомышленников Александра I. В него входили граф П.А.Строганов, бывший член парижского Якобинского клуба, граф В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев и польский патриот князь А.Чарторыйский.

    Александр прекратил раздачу государственных крестьян дворян. В 1803 r. был объявлен «указ о вольных хлебопашцах». По этому указу помещики могли по своему желанию освобождать крепостных крестьян с землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие «вольных хлебопашцев». Однако большого практического значения указ не имел. Всего было отпущено на свободу около 50 тыс. крепостных «душ». Идеи, заложенные в этом указе, впоследствии легли в основу реформы 1861 г. Крепостное право при Александре I было отменено лишь в Остзейских провинциях России (Прибалтика).

    В «Негласном комитете» было высказано  предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми осуществлялась тогда в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали с прочим товаром, разлучая семьи. Александр и члены «Негласного комитета» хотели пресечь подобные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив должной решительности, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей.

    Наиболее  последовательно была проведена  реформа народного просвещения, по которой в 1804 г. были учреждены  уездные училища, губернские гимназии и университеты. В 1805 г. в России было 3 университета. Страна была разделена на 6 учебных округов с попечителями во главе. По уставу 1804 г. университетам была предоставлена автономия в выборе руководства. Тем самым впервые в России появилась система народного образования, благодаря которой уже в первой половине XIX в. отмечался быстрый культурный рост российского общества. Прежде всего это относилось к появлению широкого круга европейски образованного дворянства, распространению в его среде либеральных идей.

    К началу XIX в. административная система  государства находилась в состоянии  упадка. Коллегии, созданные Петром I, себя не оправдали. В них царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центра, творили беззакония.

    Александр надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, юстиции и народного просвещения. (Центральный орган, специально ведавший делом народного просвещения, создавался в России впервые.) Эта мера значительно укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти.  Царю были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними только перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию страны, а не транжирила ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

    Александру I удалось найти человека,   который  с  полным  правом  мог претендовать на роль реформатора – это Михаил Михайлович Сперанский. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, назначив на пост статс-секретаря, а затем – члена Комиссии составления законов. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных государственных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания на местах и в центре. Центральный представительный орган Сперанский назвал Государственной думой. Она должна была давать заключения по законопроектам, поступившим на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

    Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему усмотрению утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

    Реальная  законодательная власть по проекту  Сперанского оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей он хотел поставить под контроль общественного мнения, ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

    По  проекту Сперанского избирательными правами обладали все граждане России, владеющие землей или капиталами, в том числе и государственные крестьяне. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было сильно ограничить власть помещиков над крепостными.

    Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось. Александр I все более входил во вкус самодержавного правления, и проект Сперанского терял в его глазах привлекательность. Дворянство же, прослышав о планах наделить гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы, начиная с Н. М. Карамзина и кончая А. А. Аракчеевым, попавшим в милость и к новому царю. Каждое неосторожное слово Сперанского передавалось Александру. В марте 1812 г. Сперанский был арестован и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

    Либеральные преобразования Александра I были непоследовательны, но они укрепили политическую систему самодержавия, способствуя централизации власти и ее упорядочению. Это была прежняя политика просвещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II, ориентированная прежде всего на создание «цивилизованного» образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствующая интересам привилегированных слоев общества. Поэтому наиболее радикальные преобразования произошли не в центральной России, а в Прибалтике и присоединенной в 1809 г. Финляндии, ставших «витриной» Российской империи. В Финляндии был введен режим политической автономии. Власть принадлежала сенату и сейму, состоявшим из местных жителей, хотя параллельно и действовала власть генерал-губернатора назначаемого царем. В Прибалтике крепостное право в 1804 – 1805 гг. было ограничено, а в 1816 – 1819 гг. отменено, хотя земля осталась в собственности помещиков.

    Российское дворянство все более европеизировалось, вступая в родственные отношения с европейским дворянством. Их экономические и духовные интересы совпадали. На землях Новороссии появились помещичьи хозяйства, работавшие на европейский рынок. В связи с этим богатейшие землевладельцы выступали против утвердившейся со времен Петра I протекционистской, т. е. защитительной по отношению к внутреннему рынку, таможенной политики правительства. Они ратовали за введение либерального принципа свободной торговли. Идя им навстречу, правительство в 1802 г. разрешило помещикам вести оптовую торговлю с заграницей. Важнейший южный торговый порт России – Одесса был объявлен местом беспошлинной торговли.

    Сословные интересы купечества и государственных  крестьян стали учитываться более полно. К началу XVIII в. на предприятиях все шире распространялся вольнонаемный труд. И уже к 1825 г. более половины рабочих в промышленности были вольнонаемными. В хлопчатобумажной, шелковой и кожевенной промышленности они составляли большинство. Крепостные мануфактуры зачастую оказывались менее доходными. Особенно малопроизводительным был труд приписных крестьян. В связи с этим в 1803 г. часть из них была освобождена от заводских работ и переведена на положение государственных крестьян. Условия покупки рабочих для заводов в 1814 г. были снова ограничены, в том числе для помещиков. Права купцов расширялись. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право приобретать, завещать, продавать и дарить ненаселенные земли. Для богатейших купцов устанавливались льготы по наследованию имущества, переходу из губернии в губернию и из гильдии в гильдию. Купцов стали награждать медалями, занесением в книгу «знатных купеческих родов», они получали особые звания. Все это способствовало формированию сословного самосознания купечества, его сплочению в особую общественную группу.

    Реализуя  либеральные идеалы, правительство  Александра I учитывало реальный баланс сил в обществе, способность каждого из сословий добиваться осуществления своих интересов. Поэтому его деятельность сближалась с практикой европейского абсолютизма. Правда, основное внимание уделялось интересам и ценностям дворянства, в котором видели главного представителя общества, народа.

    Постепенно  место либеральных ценностей замещали ценности национального сплочения под лозунгом незыблемости самодержавия. Этому способствовали внешнеполитические события.

    В 1804 г. возник союз России и Англии против захватнической политики Наполеона, провозгласившего себя «императором французов». К нему присоединились Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство и даже Османская империя, опасавшаяся агрессии Франции на Востоке. Это была коалиция феодальных государств, объединенных консервативной идеологией, противостоящая революционной армии Франции, которую Наполеон использовал в своих имперских целях. Начавшаяся в 1805 г. война была неудачна для коалиции. В Баварии, под Ульмом, была разбита австрийская армия. Наполеон захватил Вену. Русскими войсками командовал М.И.Кутузов. Ему удалось объединить силы частей русской армии, действовавших в Австрии. Но в сражении при Аустерлице союзная австро-русская армия была разбита, потеряв около 30 тыс. человек. Наполеон расширил свои владения за счет Италии, Австрии и юго-западной Германии. Затем в 1806 г. ему удалось разгромить прусскую армию.

Информация о работе Правление Александра I