Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:09, контрольная работа
Само понятие суверенной демократии ввёл в России заместитель руководителя Администрации президента В. Ю. Сурков. В обиходе политической элиты эта концепция начинает широко употребляться после речи В. В. Путина Федеральному Собранию весной 2005 года, где он провозгласил: «Россия — это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом — с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики — можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии.
Южный Федеральный Университет
Реферат на тему:
«Понятие суверенной демократии»
Выполнил: Полякова М. В.
Истфак, 1 курс, 2 группа
Проверил: Попова Н. А.
Ростовская область
г. Ростов-на Дону
История термина «суверенная демократия».
Первое употребление термина
«суверенная демократия»
Концепт «суверенной демократии» (sovereign democracy) активно использовался в политическом дискурсе времен «холодной войны». Он означал независимое (прежде всего, от СССР и коммунистического лагеря) демократическое государство, а также политический режим соответствующего типа. Очевидным образом, в этом словосочетании проявлялось идеологическое противопоставление «свободного» и «коммунистического»
миров. По окончании «холодной войны» словосочетание почти перестало применяться. Концепт стал обозначать, прежде всего, демократизированные и получившие независимость от коммунистического мира (советской империи) государства.
Само понятие суверенной демократии ввёл в России заместитель руководителя Администрации президента В. Ю. Сурков. В обиходе политической элиты эта концепция начинает широко употребляться после речи В. В. Путина Федеральному Собранию весной 2005 года, где он провозгласил: «Россия — это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом — с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики — можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии. Как суверенная страна Россия способна и будет самостоятельно определять для себя и сроки, и условия движения по этому пути».
После в 2006 году партия «Единая Россия» объявила, что идея суверенной демократии станет одной из основ её идеологии и программы на выборах 2007 года.
Такое появление новой концепции в начале 20 века было вполне предсказуемо, поскольку преодоление негативных последствий реформ, появление новых экономических и политических возможностей на мировой арене дало толчок к развитию политической системы.
Принципы суверенной демократии.
С технологической точки
зрения суверенная демократия предполагает
самостоятельный отбор
Концепция суверенной демократии претендует на выражение силы и достоинства российского народа через развитие гражданского общества, надежного государства, конкурентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на мировые события.
Суверенитет не означает ни отказа от восприятия чужого политического опыта, ни тем более самоизоляции. Однако суверенное государство, в отличие от страны с управляемой демократией, способно самостоятельно решать, что перенимать, а что нет, что переносить на свою почву сразу и целиком, а что — постепенно и частично. Суверенная демократия — это демократия с национальной спецификой, которая органично вытекает из истории, из культурной традиции.
Главные признаки суверенной демократии — свобода и справедливость, которые обеспечиваются не только для личности, но и для нации в целом.
Среди политологов существует несколько понятий «суверенной демократии». По определению самого Суркова – это образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всём её многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, её образующими. Политолог В. В. Иванов говорил: «Суверенной демократией можно назвать и политический режим, и применяемую режимом политическую технологию. С технологической точки зрения суверенная демократия предполагает самостоятельный отбор демократических институтов, их форматов, сроков внедрения и реформирования и т. д. Суверенно-демократический тот режим, который, развивая демократию, одновременно отстаивает собственную самостоятельность и, соответственно, самостоятельность государства настолько, насколько это целесообразно и возможно в современном мире. Владислав Сурков противопоставляет суверенную демократию управляемой демократии. И это логично, если рассматривать управляемую демократию как практикуемую западными государствами технологию решения конкретных политических, экономических и пр. задач посредством «демократизации» — внедрения или прямого навязывания определённого набора западных институтов. Управляемой демократией также можно называть политический режим в стране, успешно подвергнутой демократизации».
Противоречия суверенной демократии.
Однако суверенная демократия имеет свои противоречия.
концепцией «суверенной демократии» вводится
представление о демократии как не индивидуально, а коллективно ориентированной. Так, в самом начале статьи автора идеи, В. Суркова «Национализация будущего» демократия отождествляется с «высшей независимой (суверенной) властью народа». Т.е. субъектом демократического государства выступает внутренне органически единый народ, или, несколько ниже по тексту, «российская нация», которые превышают простую совокупность граждан. Основным структурным недостатком модели «коллективной демократии» является то, что совершенно непонятно, каким образом выяснить «волю нации».
В текстах идеологов «суверенной
демократии» и, прежде всего, самого
В. Суркова наблюдается постоянная
игра различными моделями демократии.
Исходной точкой рассуждений всегда
оказывается «коллективная» демократия.
Однако затем она постоянно
Концепция во благо.
По своей политической
Концепция во зло. В реализации концепции «суверенной демократии» заключены существенные угрозы, которые неоднократно отмечали ее критики: 1) монополизация политической власти и возможность дальнейшего ослаблении оппозиции с использованием административных рычагов в условиях, когда этот монополист не способен эффективно модернизировать страну;2)усиление противостояния с Западом, ведущее к увеличению военных расходов и затрат на различные «престижные» внешнеполитические проекты при сохранении России в разряде периферийных для мировой экономической системы сырьевых экономик; 3)усиление «связки» между коррумпированной бюрократией и «бандитским» капитализмом.
Все три элемента могут вступить между собой во взаимно усиливающую связь. Коррумпированная политико-экономическая элита заинтересована в отсутствии реальной оппозиции. В то же время, она может использовать для подавления этой оппозиции различные идеи восстановления национального величия. Эти идеи могут вдохновить население на еще большее «подтягивание поясов», и, соответственно, закрепить беспрецедентное в современном мире социальное расслоение.
Концепция - «пшик». Для того чтобы концепция «суверенной демократии» могла быть реализована, она, как минимум, должна получить поддержку руководства страны, отечественной политической элиты и населения.
Основные выводы.
«Суверенная демократия» получается путем прямого соединения двух
антилиберальных моделей: коллективной модели демократии во внутриполитической жизни и «реалистической» модели международной политики.
В то же время, теория «суверенной демократии» содержит очень серьезные противоречия во взглядах на внутреннюю и внешнюю политику, которые делают ее трудно реализуемой.
Таким образом, можно сформулировать
значение термина «суверенная
Список литературы:
«Вестник РАПН», статья Казанцева А. А.
Дмитрий Орлов. Политическая доктрина суверенной демократии, Известия, 30.11.2006
Андрей Казанцев, статьи
Чеботарёв Ю. В.
Суверенная демократия. О политической философии Владимира Путина
М. Касьянов, «Империя Свободы», Газета «Коммерсантъ» № 159(3490) от 29.08.2006
Фененко А. В., «Концепции и определения демократии», 2006
«Эксперт» № 43(537), 20ноября 2006 года, «Национализация будущего»