Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:48, доклад
Также и применительно к истории идей правовой государственности средневековье не было пустым, потерянным временем. Напротив, средневековая политико-правовая мысль (средневековая юриспруденция, политическая наука, философия, теология) сыграла важную связующую роль между идеями античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих учений о неотчуждаемых естественных правах человека, о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще.
Политико-правовая
мысль средневековья
Идеи и конструкции античных авторов получили
свое дальнейшее развитие в творчестве
мыслителей европейского средневековья
и Нового времени.
Также и применительно к истории идей
правовой государственности средневековье
не было пустым, потерянным временем. Напротив,
средневековая политико-правовая мысль
(средневековая юриспруденция, политическая
наука, философия, теология) сыграла важную
связующую роль между идеями античности
и Нового времени, в том числе и в плане
теоретической подготовки основ для последующих
учений о неотчуждаемых естественных
правах человека, о разделении властей,
представительной системе и правовой
государственности вообще.
Показательны в этом смысле политико-правовые
воззрения такого авторитетного представителя
средневековой теологии, как Фома Аквинский
(1225—1274). В новых условиях он с христианских
позиций развивал ряд политико-правовых
идей античных авторов и прежде всего
Аристотеля (о политической природе человека,
о политической форме правления и т.д.)
и римских юристов (о естественно-правовой
справедливости и т.д.).
Естественный закон, согласно Фоме Аквинскому,
помимо стремления к самосохранению и
продолжению рода, поисков истины и истинного
Бога требует также признания и уважения
достоинства человека как разумного существа,
созданного Творцом по своему образу и
подобию. Это высказанное Фомой Аквинским
положение о достоинстве человека (и достоинстве
человеческой личности), будучи фундаментальным
принципом христианского гуманизма, в
политико-правовом плане является одной
из первых формулировок идеи неотчуждаемого
естественного права человека. Отсюда
следует, что государство и человеческий
(позитивный) закон должны признавать
и уважать достоинство человека. В соответствии
с этим государство как политическая форма
выражения общего блага призвано, согласно
Фоме Аквинскому, обеспечить для людей
достойные условия жизни, т.е. условия,
соответствующие достоинству человека.
Правовое государство: история
идей и современность
Используя положения Аристотеля и ряда
других античных мыслителей, Фома Аквинский
проводит различие между абсолютной монархией
и политической монархией. Достоинства
политической монархии он видит в том,
что эта форма правления в наилучшей форме
выражает требования общего блага, уважения
достоинства человека и осуществления
власти на основе закона, обязательного
и для самого монарха. Кроме того, в политической
монархии власть монарха ограничена сословно-представительным
органом.
В духе античных авторов Фома Аквинский
противопоставляет монархию (и абсолютную,
и политическую) тирании и признает право
народа (с согласия церкви) на насильственное
свержение тиранической власти. В этом
признаваемом Фомой Аквинским (правда,
с определенными церковно-религиозными
оговорками и условиями) праве народа
на восстание против тирании присутствует
(хотя и в теологически приглушенной форме)
идея народного суверенитета.
Более отчетливо в эту эпоху суверенитет
народа в своем светском учении о государстве
и праве признавал и защищал Марсилий
Падуанский (1275—1343). Народ, согласно Марси-лию,
— это источник всякой власти (и светской,
и духовной), носитель суверенитета и верховный
законодатель. Правда, под «народом» он
имел в виду лучшую, просвещенную часть
общества, которая печется об общем благе.
Одним из первых в истории политической
мысли Марсилий Падуанский в работе «Защитник
мира» обосновывает концепцию разделения
в государстве законодательной и исполнительной
властей на основе верховенства законодательной
власти и связанности исполнительной
власти обязательным для всех законом.
На идею народного суверенитета опирается
и выдвинутый Марсилием демократический
принцип выборности всех должностных
лиц и государственных институтов, включая
и монарха. Причем избирательную монархию
он считал более совершенной формой правления,
чем наследственная монархия.