Политика Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

История российского государства насчитывает великое множество значимых для нее событий и великих людей. Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, пользуется вниманием в отечественной и в зарубежной исторической науке.

Файлы: 1 файл

курсовая реформы петра 1.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

          К системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес". Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство.

     Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступления доходов, сбор налогов, пошлин. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная- дворянским землевладением.

       Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий. 

     2.3 Реформы местного и городского управления

     В период до 1708 г. в системе местного управления происходили незначительные изменения - в 1702-1705г.г. местные дворяне  были привлечены к воеводскому управлению.

     Указом  от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное  деление, по которому необходимо «учинить 8 губерний и к ним расписать города». Вначале было образованы Московская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли административную, военную и судебную власть.

     Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар - губернские и др. сборы, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату.

     Смысл реформы состоял в том, чтобы  перенести центр тяжести в  управлении на места. При огромных расстояниях  в нашей стране невозможно было оперативно управлять огромной территорией из центра, как это пытались делать раньше. На первом этапе реформа не удалась.

     Назначая  губернаторами крупных государственных  деятелей, Петр I хотел, чтобы эти  люди на месте от имени царя могли  принимать решения. Однако этот шаг  имел и отрицательные последствия - эти люди по большей части имели многочисленные обязанности и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

     Провинции были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Постепенно количество губерний росло за счет присоединения к России новых земель.

     Целью реформы являлось улучшение условий  развития торговли и промышленности.

     В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат. По регламенту Главного магистрата, (1721 г) , городское сословие стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:

     первая  гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера;

     вторая  гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

2.4 Реформы в области культуры и быта

     Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

     Важные  изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

     Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

     Развитие  книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а также  созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

     В этот период написан ряд важных работ  по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору  коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д.. Это было началом музейного дела в России.

     Логическим  итогом всех мероприятий в области  развития науки и просвещения  было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

     В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

     Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды. Вводились особый "бородовой налог". 

Глава 3. Реформы Петра I после 1721 года

     3.1 Церковная реформа

     Изменения, вызванные петровскими реформами  во всех областях жизни, коснулись и  религии, в частности, места православной церкви в обществе.

     Петр I понимал то значение, которое имеет религиозность народа для устойчивости государства. Он сам был верующим человеком, однако видел противостояние духовенства своим преобразованиям и боялся его. Он поставил перед собой задачу провести реформы, которые подорвали бы могущество церковной организации и подчинили ее государству.

     Вмешательство государства в церковные дела началось с наведения порядка  в управлении огромными богатствами, которыми обладала церковь и прежде всего - монастыри.

       Для управления имуществом церкви и монастырей создавался Монастырский приказ. В этот приказ должны были поступать все сборы с церковно-монастырских земель. Регламентировались расходы монастырей. Им запрещалось самостоятельно расходовать крупные средства, в частности производить строительные и ремонтные работы

     Понимая важную идеологическую роль церкви, Петр I провел ряд нововведений по усовершенствованию церковного аппарата. В первую очередь  были приняты меры по повышению образовательного уровня священнослужителей. Поощрялось обучение духовенства в специальных школах.

     Реформы Петра I как в кругах дворянства, так и в кругах духовенства  оценивались противоречиво. Вместе с тем было немало духовных лиц, которые старались действовать в духе правительственной политики. Таким был, например, митрополит Феофан Прокопович. Он разработал теорию, согласно которой монарх обладает абсолютной властью, то есть он может решать вопросы не только светского, но и религиозного характера. Был создан Святейший синод. Хотя все вопросы на этих заседаниях решались большинством голосов, однако последнее слово всегда принадлежало обер-прокурору.

     Таким образом, церковные реформы Петра I привели к потере церковью политического  могущества и ограничению ее экономического влияния. 

3.2 Налоговая реформа Петра I

     Начало 1722 года принесло жителям России множество  перемен. Они не только впервые праздновали  диковинный праздник Новый год, но и  ожидали невиданных налоговых преобразований.

     Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства.

     Многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Пополнить опустевшие запасы должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Их основной задачей было изобретать новые источники доходов для государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям(Курбатов, Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен). Каждый из них придумывал новые налоги. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, пчельный, банный, мельничный, ледокольный, погребной, водопойный, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и другие.

     Лишь  к концу своего царствования Петр I осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали своей численностью: их было больше тридцати.

     И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей  в России вплоть до 1887 года.

     Первым  шагом налоговой реформы стало  проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года узнать, сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата.

     Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все владельцы крестьян поняли, что император замыслил новый налог. Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

     В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах-подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

     Однако  реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два  миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор.  

3.3 Финансовая  реформа

    Финансовая политика Петра I. характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати вплоть до налога на бороды (царь требовал брить бороды, а кто не выполнял этого требования обязан был платить налог). Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов5.

     К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб.

     Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он сделал большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками.

     Реформы Петра затронули не только оборону, экономику и финансы. Они повлекли за собой необходимость перестройки  системы государственного управления и образования.

Заключение

     Преобразовательная  увлекаемость и самоуверенное всевластие — это были две руки Петра, которые  не мыли, а сжимали друг друга, парализуя  энергию одна другой. Надеясь восполнить недостаток наличных средств творчеством  власти, преобразователь стремился сделать больше возможного, а исполнители, запуганные и неповоротливые, теряли способность делать и посильное, и как Петр в своем преобразовательном разбеге не умел щадить людские силы, так люди в своем сомкнутом, стоячем отпоре не хотели ценить его усилий.

     В результате написания данной курсовой работы мною была достигнута поставленная цель. Были рассмотрены основные реформы  Петра I во время Северной войны 1700-1721 и основные реформы, которые проводились Петром I после данной знаменательной даты.

     Российский народ нашел в себе силы построить к концу XVI в. большое государство, одно из самых больших в Европе, но в XVII в. стал чувствовать недостаток материальных и духовных средств поддерживать свою восьми вековую постройку.

     Реформы Петра были борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно.

Информация о работе Политика Петра I