Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:03, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть процесс становления государственной власти в Киевской Руси.
Задачи данной работы:
1рассмотреть возникновение государства на Руси;
2показать политический строй Киевской Руси;
3влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси;
Введение
1. Возникновение государства на Руси 3
2. Политический строй Киевской Руси 4
3. Первые киевские князья 5
Заключение
Список литературы
С этим событием в русской истории связаны первые государственные преобразования. Вдова Игоря княгиня Ольга, жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, провела налоговую реформу. Она установила размеры дани («уроки») и определила пункты ее сбора («погосты»). Замена полюдья упорядоченным сбором дани и превращение погостов в постоянные административные пункты укрепило единство Руси. В 957г. Ольга совершила поездку в Царьград (Константинополь), где приняла христианство. Однако попытка ввести христианство в качестве государственной религии не удалась из-за противодействия ее сына Святослава.
Сам Святослав, проводивший время в постоянных военных походах, мало занимался внутригосударственными делами. При нем, однако, был разгромлен Хазарский каганат (965г.), взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, нанесено военное поражение Волжской Болгарии и расширена территория Киевской Руси. Все эти акции явились результатом продуманной политики и отвечали интересам Древнерусского государства и его населения.
В 980г. великим князем киевским становится Владимир Святославич. Именно его тридцатипятилетнее правление стало началом эпохи расцвета Киевской Руси. Новый князь много внимания уделял обороне государства от печенегов.
В 988г. Владимир объявил государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участие Владимира во внутренних распрях в Византии и установление с ней династического союза. (Владимир женился на сестре византийского императора принцессе Анне.) Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, не желавшего расставаться с языческой верой. Принятие христианства имело огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту международного значения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русской культуры и духовности.
После того как христианство становится государственной религией, на Руси складывается церковная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, были созданы церковные округа — епархии. Первоначально их было 8, ко времени монголо-татарского нашествия число епархий возросло до 16. Епархии возглавлялись епископами или архиепископами, сами же епархиальные кафедры находились в крупных городах Руси: Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Переяславле Южном, Белгороде Киевском и др. Еще в правление Владимира княжеским указом устанавливается специальный налог в пользу церкви — десятина. Позднее был издан церковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений, нравственности и преступлений против церкви.
Христианизация Руси оказала прямое влияние на систему государственного управления Древнерусским государством. Пришлое греческое духовенство перенесло византийское представление о государе как помазаннике божьем на киевского князя, что, способствовало укреплению авторитета великокняжеской власти. Владимир ликвидировал последние племенные княжения и управлял огромной державой с помощью своих сыновей, которым он выделял уделы в городах — центрах древних племенных союзов. При нем на Руси началась чеканка собственной монеты (златники и сребреники).
Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019— 1054 гг.). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами, разразившимися после смерти Владимира Святославича, разгромил печенегов (1036 г.), совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских — Илариона (1051 г.). Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей.
При Ярославе Мудром началась
работа по кодификации норм обычного
права, результатом которой стало
появление Русской Правды - свода
гражданских и уголовных
Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил «очередной», или «лестничный», порядок престолонаследия. Русь, согласно этому порядку, считалась общим владением всего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем престол передавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего из братьев — к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна была сопровождаться перемещением всех удельных князей с менее значимого на более значимый стол в княжеской иерархии по очереди старшинства. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском престоле малолетних князей, не позволял удельным князьям из-за частых ротаций укореняться в своих княжествах, что делало их более лояльными в отношении великого князя, с другой — усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел, в конечном счете, к усилению княжеских усобиц.
Владимир Мономах, ставший великим князем в 1113 г., и его сын Мстислав Великий (1125— 1132 гг.) сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 г.) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств.
Заключение
Становление государственного управления на Руси проходило в период военной демократии в VIII—IX вв., что было обусловлено сочетанием различных факторов: природно-ландшафтного, геополитического, социально-экономического, духовно-нравственного.
Развитие феодальных
отношений и рост крупного землевладения
имели своим результатом
Принятие христианства изменило характер властных отношений на Руси и систему государственного управления в «дружинном государстве». Князья утрачивают сакральные функции, но наряду с военными сосредоточивают в своих руках административные и судебные функции. Завершается переход от родоплеменного к территориальному принципу построения государственного управления, которое сосредоточивается у построенной по принципу конического клана династии Рюриковичей. Происходит вытеснение и ассимиляция десятичной системы управления дворцово-вотчинной.
Формирование региональных династий, передача старшей дружине административных функций на основе кормлений, а затем перерастание последних в вотчинно-родовую собственность приводит к разложению великокняжеской дружины, регионализации Руси и дифференциации форм государственного правления в удельный период: монархия (Владимиро-Суздальская Русь), олигархическая (Галицко-Волынская) и республиканская (Новгород, Псков, Вятка).
Список литературы
1. Амелина В.В., Юрова В.Н. История государственного управления в России. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 122 с.;
2. Амелина В.В., Юрова В.Н. Сборник документов и материалов по истории государственного управления в России (XVII – XIX в.в.). – Новосибирск: СибАГС, 2000. – 133 с.;
3. История России / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2001. – 479 с.;
4. История государственного управления в России / под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 608 с.;
5. История государственного управления в России / под общ. ред. Р.Г. Пихои. – М.: РАГС, 2006 – 440с.;
6. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М.: Академия, 2003. – 368 с.