Политический кризис августа 1991 г. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение причин распада СССР.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Раскрыть причину обострения межнациональных отношений в стране в конце 80-х – начале 90-х;
 Рассмотреть проекты преобразования СССР в новое союзное государство;

Оглавление

Введение

1. Обострение межнациональных отношений в стране в конце 80-х – начале 90-х гг.

2. Проекты преобразования СССР в новое союзное государство

3. Политический кризис августа 1991 г. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ)

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

2409_ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Внезапность прекращения существования СССР потряс­ла мир. Исчезла с политической карты мира великая дер­жава, раскинувшаяся на огромном евразийском простран­стве, с более чем 320-миллионным населением, мощным, еще недавно сравнимым с США военно-стратегическим потен­циалом. Ликвидировав СССР, бывшие республики учреди­ли Содружество Независимых Государств (СНГ), сразу же заявив, что последнее — не государство и не национальное образование. Цель СНГ — облегчить переход бывших ре­спублик в качественно новое состояние. Его основная функ­ция — согласование политики государств-членов в облас­тях, представляющих взаимный интерес.

К этому времени интересы бывших республик совпали в главном — в стремлении как можно быстрее завершить про­цесс собственной суверенизации. Каждая из них хотела мак­симально наполнить "материальным" содержанием свои права — на собственность, бюджет, налоги и т.д. Каждая меч­тала о самостоятельной внешнеэкономической политике, о скорейшем дипломатическом признании внешним миром.

Стремление республик окончательно освободиться от центральных властей, опереться "на собственные силы" подстегивалось обстановкой глубокого экономического кри­зиса, социальной неустроенностью населения.

Обострение конфликтов на этнической, религиозной, межрегиональной почве подталкивало руководство республик к созданию национальной гвардии, захвату размещенных на их территории союзных военных коммуникаций и вооруже­ний, а в ряде случаев — и армейских подразделений.

Республиканские лидеры торопились с принятием ак­тов о независимости своих республик в связи с начавшими­ся во многих из них процессами так называемой "внутренней суверенизации", охватившей их собственные национальные и культурные автономии и грозящей перерасти в дезинте­грацию самих республик.

Оставался груз спорных и нерешенных проблем — от союзной собственности до внешних долгов. Начавший скла­дываться механизм двусторонних договоров и соглашений между республиками оказался явно недостаточным для их урегулирования. И это было одной из главных причин, за­ставивших лидеров 11 государств пойти на создание СНГ.

Появление Содружества было встречено международ­ной общественностью с весьма сдержанным оптимизмом. С одной стороны, возникло достаточно аморфное, не извест­ное мировой практике образование.

Три проблемы глубоко взволновали политиков и обще­ственность в стране и за рубежом: как поведут себя госу­дарства СНГ в вопросах о ядерном оружии и вооруженных силах, о внутренних границах, о рыночной реформе.

Обязательства, взятые на себя участниками СНГ, отве­чают общепринятым международным нормам. Стороны под­твердили свою приверженность целям и принципам ООН, обязались соблюдать международные нормы в сфере прав человека и народов. Они гарантировали выполнение меж­дународных обязательств, вытекающих из договоров и со­глашений, подписанных СССР.

Соглашение о Содружестве рождалось в экстремаль­ной ситуации, требовавшей от руководителей республик быстрых и решительных действий.

В то же время внутри СНГ стали проявляться серьез­ные разногласия, носящие порой довольно острый харак­тер. Разногласия в Содружестве очень скоро приобрели конфликтный характер. В первую очередь это коснулось военно-оборонных проблем.

Благодаря договоренности России с Украиной, Бело­руссией и Казахстаном удалось найти решение проблемы единого контроля за стратегическим оружием. Также была подтверждена готовность стран СНГ ликвидировать такти­ческие ядерные средства.

Однако множество вопросов остались неурегулирован­ными: начиная с такого, как координировать управление "ядерной кнопкой" одновременно с четырех пультов (в Мос­кве, Киеве, Алма-Ате, Минске), и кончая финансовыми — кто и сколько будет платить за уничтожение ядерных бое­головок и ракет.

Главный же предмет острых разногласий в СНГ преж­де всего возник между Украиной и Россией — это раздел армии и флота. Здесь столкнулись две концепции, два подхода. В то время как одна группа стран — Россия и Среднеазиатские республики выступали за сохранение единых вооруженных сил под общим командованием, дру­гая ратовала за передачу под национальную юрисдикцию находящихся на их территориях воинских частей и во­оружений.

С суверенизацией республик встал вопрос о границах и территориях. По мере того, как происходит раздел союзных структур, собственности, армии, а в самих республиках идет становление государственности, определение границ и ста­туса территорий вырастает в крупную, общую для всех стран СНГ национально-государственную проблему.

 

 


Заключение

В годы перестройки казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, на­правленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной ини­циативы, появление трудовой мотивации. Эти преобразова­ния должны были повысить уровень социального благосо­стояния и создать социально-экономический и политичес­кий комфорт для раскрытия духовного, творческого, нрав­ственного потенциала личности. Государству при этом от­водилась роль гаранта сохранения того социального состоя­ния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.

Ожидания не оправдались.

Во-первых, потому, что к началу 90-х гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, дове­денная до такого состояния, когда она лишилась способнос­ти адаптироваться к новым, и прежде всего финансовым и политическим, условиям воспроизводства.

Во-вторых, потому, что к этому времени был практи­чески полностью дискредитирован созидательный труд, фальсифицирован социальный статус работника, отвергну­ты ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты.

В-третьих, потому, что была дезорганизована система управления экономикой. Корпоративные интересы чинов­ников привели к созданию замкнутых структур, подменяв­ших народнохозяйственные цели корыстными планами но­вых групп, стремительно овладевших всем тем, чем до по­литики "перестройки" они только управляли.

Наконец, в-четвертых, потому, что под прикрытием реформ развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты многоплановы и опустошительны


Список использованной литературы:

 

1.      Абрамов А. В.  История России:  учебное пособие – М.: Дрофа, 2008

2.      Георгиева Н. Г.  История России:  учебное пособие – М.: Велби, 2008

3.      Деревянко А.П.. Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века. – М.: Право и закон, 2001.

4.      Клименко Н. Л. История России с древнейших времен до наших дней:  учебник – М.: Проспект, 2008

5.      Кривошеев М. В. История России:  конспект лекций – М.: Юрайт, 2008

6.      Леванов Б. В. История России XIX-XX вв.:  учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 2008

7.      Мунчаев Ш. М.  История России:  учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Норма, 2008

 



Информация о работе Политический кризис августа 1991 г. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ)