Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:32, контрольная работа
В конце XVII в. Россия переживала переломный момент своей истории. На территории страны практически не было крупных промышленных предприятий. Россия не имела выхода к Черному морю, которое контролировала Турция, а так же к Балтийскому морю, которое контролировала Швеция, отсутствовал собственный военный флот. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми – дворянами шла ожесточенная борьба за власть и привилегии. Россия по-прежнему сохраняла устаревший социально-экономический уклад и политический строй, в то время как западные страны уже в XVI-XVII вв. перешли к абсолютизму и стремительно наращивали военно-экономический потенциал.
Введение.
Краткая биография Петра 1.
Внешняя политика при Петре 1.
Внутренние административно- политические реформы при Петре 1.
Итоги преобразований.
Заключение.
Стремление воспротивиться успехам России, не допустить ее утверждения на берегах Балтийского моря, желание помешать России завести на Балтике собственный морской флот, способный обеспечить защиту русских интересов – все это побуждало английское правительство проводить все более враждебную политику против России с целью восстановить положение, существовавшее до начала Северной войны. План установления мира на севере, разработанный англо-ганноверской дипломатией, сводился к тому, чтобы примирить со Швецией всех ее врагов, кроме России, и затем, добившись объединения всех этих стран заставить Россию вновь отдать Балтийское побережье шведам.21 января 1720 г. Англия окончательно подписала союзный договор со Швецией.
Однако действия Англии
не увенчались успехом.
В ноябре 1720 г. правительство Фридриха I предложило Петру возобновить мирные переговоры. Петр I не замедлил с ответом. Местом переговоров был выбран Ништадт. В то же время земли Швеции находились под непосредственной угрозой вторжения русских войск. Ослабленная Швеция оказалась неспособна отразить небольшой русский десант. Единственным средством избежать вторжения русских войск на шведскую территорию было теперь подписание мирного договора, главным условием которого явилось обеспечение для России выхода к Балтийскому морю, закрепление за Россией ее исконных земель на побережье Финского залива, а также Эстляндии и Лифляндии.
В апреле 1721 г. в г. Ништадте открылся мирный конгресс, который завершился подписанием 30 августа 1721 г. мирного договора между Россией и Швецией на условиях, предложенных русским правительством. По Ништадтскому договору к России переходило все восточное побережье Балтийского моря, а также часть Карелии. Финляндия возвращалась Швеции. Условия Ништадтского мира отвечали интересам России. Она получала возможность наладить культурное, экономическое и политическое общение со странами Запада, многие из которых, в свою очередь, были заинтересованы в развитии экономических, особенно торговых, связей с Россией. В результате заключения Ништадтского мира Россия возвратила себе берега Балтийского моря. Ништадтский мирный договор явился главным дипломатическим документом царствования Петра Великого, главным достижением его внешней политики.
4. Внутренние административно-
Преобразования, проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв., не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период.
Историки выделяют три этапа в реформах Петра:
Первый (1699-1709\10гг.) - изменения
в системе государственных
Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.
Усиление абсолютистской монархии потребовало перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов. Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля над деятельностью аппарата управления.
В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала реформа суда и налогообложения городского населения. Петр 1 решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное управление. 30 января 1699 года Пётр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистрские палаты или ратуши, ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистрская палата (ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а её члены с докладом , прежде всего о денежных поступлениях, ходили прямо к государю.
Сначала система бурмистрских
палат вводилась на местах, на
добровольных началах и с условием
уплаты двойных налогов. В конечном
счете, жизнь заставила и
На смену Боярской думе пришел Правительствующий Сенат - высшее правительствующее учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Он был создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром из представителей знати, бывших членов Боярской думы и дворян. Практически одновременно с сенатом Пётр 1 создал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов, действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.д.).
Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. В 1722 г. было издано новое положение о Сенате. Этим положением Сенат объявлялся высшим государственным учреждением империи. Сенат стал послушным орудием монарха по управлению страной. Был разработан проект создания новых центральных ведомств. Реформа 1717 - 1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 9 коллегий со строгим распределением функций. В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским землевладением. Другой сословной коллегией явился созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городским сословием - ремесленниками и купечеством. Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 г. был издан "Генеральный регламент", определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности.
Последующее развитие
принципа чиновной выслуги
Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного аппарата.
Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Это была первая попытка кардинальных административных реформ – губернская реформа. Вместо воеводской администрации 1708 - 1710 гг. была введена губернская система управления. Осуществление этой реформы диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. Петром страна была разделена на 8 губерний (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская), которыми управляли гнерал-губенаторы и губернаторы. Эти должности занимали особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии, сосредоточивший в своих руках высшие военные и гражданские функции, имел помошника (вице-губернатора), обер-коменданта(ведал военными делами), обер-комиссара и обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и так называемого ландрихтера(ведал правосудием). В 1713-1714 гг. появилось ещё три губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1725 года губернии стали делиться на провинции, а провинции делились на доли. Дальнейшие преобразования местных органов управления привели к созданию сложной и запутанной системы местных учреждений.
Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов. На верху этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. При этом попытка Петра отделить суд от администрации не имела успеха: судебные дела оставались, как и раньше, в ведении губернаторов. Петру не удалось создать стройную и одновременно рациональную систему местного управления.
Коренным преобразованиям подверглась церковь, которая была крупнейшим феодалом России. К концу 17 века церковь все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. 25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учрежден Святейший правительственный Синод. В его ведении находились чисто церковные дела, он выполнял еще и функции духовного суда. Для надзора за деятельность Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора. Присутствие Синода состояло из высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти.
Определяя историческую значимость реформ Петра I, неизбежно встает вопрос: насколько был необходим для России именно такой тип реформ, именно такой темп и такие методы их проведения – с применением фактически почти неограниченного насилия. В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок.
Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.
6. Заключение.
Сложность и противоречивость развития России в период правления Петра 1определили и противоречивость осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы ни относиться к методам и стилю проведения Петром 1 преобразований, нельзя не признать - Петр 1 является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Термины и понятия.
Абсолютизм (от латинского absolutus – независимый, неограниченный) – абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. С формально- юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства – монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом), он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая (в условиях феодализма), степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т.д.), большая постоянная армия и полиция. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство.
Губерния – административно-
Коллегии – в России 18в. Центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Введены приказом Петра 1 вместо приказов с целью централизации государственного управления и чёткого разграничения функций между ведомствами.
Сенат – образованный в 1711 году при Петре 1 высший орган государственного управления, обладавший законодательными полномочиями. В состав сената входили президенты коллегий, генерал-прокурор, а так же лица, назначаемые самим монархом. Впоследствии утратил законодательные функции, перешедшие к различным чрезвычайным органам (Верховному Тайному совету, кабинету министров и т.д.), оставшись, лиши высшим судебно-апелляционным учреждением империи.
Список литературы:
Задание II.
Вариант 8.
Суворов А.В.
Александр Суворов родился
мальчиком болезненным и
Информация о работе Политические и административные реформы Петра 1