Политическая структура Афинского полиса в 5 в. до н.э . Народное собрание, совет пятисот, суд присяжных

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:58, доклад

Краткое описание

Вообще слово «демократия» произошло от древнегреческого и означает в буквальном смысле «власть народа» . Из этого вытекает равенство всех перед законом, а также полная свобода слова. «Наш государственный строй— не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».Так характеризовал демократию один из прославленных вождей афинской демократии Перикл.

Файлы: 1 файл

Политическая структура Афинского полиса в 5 в.docx

— 26.28 Кб (Скачать)

                        Политическая структура Афинского полиса в 5 в. до н.э .

                            Народное собрание, совет пятисот,  суд присяжных.

     Афины 5 в. до н.э.  прежде всего ассоциируются с  продолжительными  греко-персидскими войнами , морским величием, мощным расцветом культуры и демократии. В этой веренице событий и явлений, меня прежде всего интересует  последнее, то, что определяет и характеризует политическую жизнь Афинского полиса. Но прежде чем приступать к описанию политической жизни Афин 5 в.до н.э необходимо понять что такое демократия в понимании древних греков. Вообще слово «демократия» произошло от древнегреческого и означает в буквальном смысле «власть народа» . Из  этого вытекает равенство всех  перед законом,  а также полная свобода слова. «Наш государственный строй— не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».Так характеризовал демократию  один из прославленных вождей афинской демократии Перикл. И ведь действительно, все решения пусть то важные государственные или менее важные повседневные, решало большинство. Важнейшими органами государственной власти в демократии являлись: Совет и народное собрание. Члены совета избирались народом из числа граждан, прошедших определённый ценз, свойственно умеренной демократии, либо жребием из числа всех, как при крайней форме демократии.

Достижением греческой политической мысли и  полисного мировоззрения была выработка  самого понятия «гражданин». В древневосточных  деспотиях такого понятия практически  не существовало. Слово же граждан  у древних греков, постепенно пришедших  к демократии означало- личность, обладающую некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу жизнедеятельности человека. Полноправным афинским гражданином являлся человек, родители которого имели все гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей. После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, «показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами». Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.

Примечательно, что на путь демократического развития вставали полисы   с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов. К числу таких полисов относились и Афины, «колыбель демократии». И это звание древнегреческий полис получил не зря. А для того, что бы убедиться в этом необходимо вспомнить историю развития демократии в Афинах.

Итак, ростки демократии в Афинском полисе зарождаются  ещё во времена Тезея. Позднейшая традиция приписывает учреждение демократического строя в Афинах царю Тезею, жившему еще до Троянской войны. Как и другие аналогичные легенды, и эта легенда имеет историческое основание: раскопки показали, что в Афинах находилось одно из поселений микенской эпохи. Тезею приписывается учреждение в Афинах демократии, разделение населения на три почти равноправные группы — евпатридов (аристократов), геоморов (крестьян) и демиургов (ремесленников)—и, наконец, синойкизм (т. е. соединение всей Аттики в одно государственное образование).По словам Фукидида Тезей упразднил советы и власти в отдельных городах и учредил для всей Аттики один совет (булевтерий) и один Пританей — в Афинах Однако, ни о какой демократии в Афинах ещё не может быть речи. К тому же , синойкизм Афин очень постепенный процесс, внешне закончившийся присоединением Элевсина только к концу VII в. и по существу продолжавшийся еще до времени Писистрата, которому пришлось бороться с сепаратизмом отдельных локальных групп, возглавляемых аристократами. Но предание о Тезее, как основателе афинской демократии, интересно в другом отношении: оно показывает, как последующие поколения представляли себе первоначальную демократию в Афинах и в какую отдаленную глубь веков готовы были они относить ее начало.

Но вернёмся к процессу становления демократии в Афинах.  Политическая жизнь в  Афинах в этот период характеризовалась борьбой двух течений: демократического и олигархического. Последнее не встречало сопротивления и оставалось не зыблемым вплоть до второй половины 7 века. Демократические тенденции представляли зажиточный демос, ремесленники и крестьяне. Их идеалом был государственный строй, при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованным в народное собрание. Представители олигархического течения (земельная аристократия, крупные землевладельцы) стремились к такому государственному устройству, при котором вся полнота гражданских прав, выраженная, прежде всего в возможности управлять государством, была бы предоставлена лишь наиболее богатой части граждан. «Государственный строй Афин был тогда во всех отношениях олигархический», говорит Аристотель в своей «Афинской Политии» (гл. 2). «Бедные были в кабале у богатых сами и дети их, и жены. Назывались они пелатами и гектеморами» (т. е. шестидольниками), «ибо за эту долю они обрабатывали поля богатых — вся же земля была в руках немногих — и в случае неисправных взносов обращались в рабство, и сами, и дети их. Займы заключались тогда под залог тела» (т. е. личности), «и так было вплоть до Солона, который первый явился предстателем демоса. Тяжелее всего для большинства было находиться в кабале, но оно и всем остальным было недовольно, ибо ни в чем не имело доли». Выходит, что причины тяжелого положения массы и ее недовольства, по Аристотелю, были двоякие: политические — олигархический строй и обусловленное этим полное бесправие демоса — и социально-экономические. Итак, тяжёлое положение простых людей, крайняя нужда и беспощадное рабство способствовали разделению общества на два враждующих лагеря- демоса и евпатридов. Тогда впервые раздалось требование: «земля массе, народу»17Противоборство двух течений в конечном итоге закончилось победой демократии.

    В этот критический для страны период на политическую сцену выходит целеустремлённый и вечно стремящийся к знаниям Солон. В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями. Он должен был принять меры для преодоления затяжного экономического и политического кризиса Афинского государства. Он уничтожил долговую  кабалу. Солон внес важные изменения и в порядок наследования имущества. Если ранее при отсутствии прямых наследников имущество умершего переходило в его род или фратрию, то теперь же человек мог сделать своим наследником любого, даже не принадлежавшего к его родовой организации. Солон, будучи архонтом, предложил также делить афинское общество на классы в зависимости от ежегодного дохода его членов, а не по происхождению. При Солоне Народное собрание стало главным органом государственного управления Афин, важные функции получил и вновь созданный Совет четырехсот. Этот Совет наблюдал за всеми областями администрации, в ведении его были доходы и расходы государства. Ему принадлежало и внешнее политическое представительство в международных отношениях. Солон учредил народный суд или суд присяжных, гелиэю. Остается однако неясным, была ли гелиэя тогда только апелляционным судилищем или же решала какие-либо дела и в первой инстанции.1 Солона, он дал «законы, равные для простого и благородного, установив суд правый по отношению к каждому». Солон запретил продавать людей в рабство 

Проводимые в интересах всего  общества, а не его отдельных групп, они укрепили положение афинского  демоса, однако сохранили также и  ведущую роль афинской аристократии. Вообще, афиняне 5-4 веков видели в Солоне великого творца демократии, от которого начали своё существование все главные демократические органы. Именно поэтому нельзя не упомянуть имя этого человека говоря о демократии.

  Теперь перейдём непосредственно к описанию политической жизни Афин в 5 веке до н.э. Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла. Именно с их именами связан расцвет демократии в Афинах. Сущность реформ Эфиальта  заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом – к гелиэе.

 

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл – выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых – требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444/443-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия. Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов, как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе – малообеспеченных. Аристотель в сочинении “Афинская полития” описывал это следующим образом: “Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые народные собрания – по драхме, а за главные – по 9 оболов. Затем в судах получают по 2 обола; члены Совета – по 5 оболов, пританы – по 6, архонты – по 4.”

В тесной взаимосвязи с  началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная  Периклом реформа – гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Значение этого нововведения исследователи оценивают по-разному. Согласно Аристотелю, оно было следствием слишком сильно разросшейся гражданской общины, а между тем гражданство древние всегда рассматривали как важнейшее условие успешного функционирования государственного организма. Следовательно, гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос. Кроме того, как сообщает Аристотель, Перикл отнял некоторые права у ареопагов и “особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы...”, что по большому счету также было, прежде всего, в интересах средних слоев афинского общества.

Таким образом, в период правления  Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету 500 и магистратам, судебная – гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.

В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности – как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.

 

 

 

 

 

 

1 См.: Гуревич Я.Г. История Греции и Рима. СПб., 1894. С. 52.


Информация о работе Политическая структура Афинского полиса в 5 в. до н.э . Народное собрание, совет пятисот, суд присяжных