Подъем общественного движения после русско-турецкой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Царствование Александра II (1855-1881) началось в самый неудачный период Крымской войны. Чувство национального позора и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве испытывали практически все слои общества. Россия ждала перемен, хотя разные слои населения представляли себе их по-разному.
Объективные обстоятельства выбрали на роль царя-реформатора Александра II, который по своим взглядом был больше консерватором, чем либералом. Воспитанный в традициях самодержавия и имперских приоритетов, он все же осознал необходимость глубоких реформ либерального характера и осуществлял их на протяжении всего своего царствования, хотя и не всегда последовательно.

Файлы: 1 файл

История.doc

— 82.00 Кб (Скачать)
  1. Реформы Александра II («Освободителя»)

Царствование Александра II (1855-1881) началось в самый неудачный период Крымской войны. Чувство национального позора и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве испытывали практически все слои общества. Россия ждала перемен, хотя разные слои населения представляли себе их по-разному.

Объективные обстоятельства выбрали на роль царя-реформатора  Александра II, который по своим взглядом был больше консерватором, чем либералом. Воспитанный в традициях самодержавия и имперских приоритетов, он все же осознал необходимость глубоких реформ либерального характера и осуществлял их на протяжении всего своего царствования, хотя и не всегда последовательно.

С воцарением нового императора в стране начинается время надежд и гласности: был закрыт введенный Николаем цензурный комитет; разрешалась свободная выдача заграничных паспортов; была объявлена амнистия политическим заключенным – декабристам, участникам польского восстания.

На протяжении 1860-70-х  годов был проведен ряд реформ, призванных модернизировать российское общество.

Вскоре после вступления на трон Александр II заявил, что необходимо отменить крепостное право сверху, иначе оно будет отменено снизу.  Для подготовки проекта крестьянской реформы в 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, состоявшие из местных помещиков. Представленные этими комитетами проекты будущей реформы направлялись в Редакционные комиссии, которые обобщали представленный материал и вырабатывали свои рекомендации.

19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об отмене крепостного права «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». По этому положению крестьяне получали личную свободу и общегражданские права, которые были ограниченными по сравнению с другими сословиями российского общества. Помещичье землевладение сохранялось, а крестьяне получали земельный надел, за который должны были заплатить выкуп. До окончания выплат крестьяне считались временнообязанными и должны были выполнять прежние повинности в пользу помещика – барщину или оброк. Размер выкупа был достаточно высоким; понимая, что у крестьян денег нет, государство предоставляло им кредит – 80% выкупной суммы. Этот долг крестьяне должны были выплатить государству в течение 49 лет. Размеры крестьянских наделов были, как правило, меньше дореформенных. Для каждого региона страны существовали свои нормы наделов. В земледельческих районах помещики не желали расставаться со своими владениями, и излишки у крестьян были отрезаны. Борьба за эти «отрезки», которые крестьяне привыкли считать своими, была основной темой аграрных волнений в последующие десятилетия.

Важным вопросом оставалось предоставление России конституции.  В годы его правления различные комиссии пытались создать приемлемый для различных слоев общества документ. По иронии судьбы, в день своего убийства, 1 марта 1881 г., Александр II ехал именно на совещание по этому вопросу.

 

  1. Возникновение народничества

 

На рубеже 1850-60-х годов  в России получили широкое распространение революционные настроения. Это было связано и с изменением социального состава русской интеллигенции, которая все более превращается из дворянской в разночинную, для которой была характерна идеология нигилизма, т.е. отрицания традиционных устоев, стремление к радикальным переменам. Реформы 1860-70-х годов не удовлетворили эту часть общества и в значительной степени способствовали распространению революционных взглядов.  Значительное влияние на умы разночинцев оказывали идеи революционной демократии, выразителями которых были Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Огарев и др.

На рубеже 1860-70-х гг. происходит формирование и распространение  идеологии революционного народничества, происходившее под сильным влиянием утопического социализма А.И. Герцена, который считал, что Россия может перейти к социализму минуя капитализм, поскольку в крестьянской общине уже заложены такие элементы социализма, как общинная (общественная) собственность на землю и уравнительное распределение.

С начала 70-х годов  в Петербурге существовало несколько  народнических кружков, во главе которых стояли М.А. Натансон, С.Л. Перовская и Н.В. Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов возникшего подпольного общества стали называть "чайковцами", по имени одного из лидеров. В отличие от нечаевской организации, здесь не было строгой иерархической подчиненности. Работа строилась на добровольном рвении членов общества. Его отделения возникли в Москве, Казани и других городах. В этой федерации кружков в пору ее расцвета насчитывалось свыше 100 человек.

Главным делом "чайковцев" была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в крестьянской среде. В начале 1874 г. полиция выследила и арестовала многих "чайковцев". Но это не прервало связи между теми, кто остался на свободе.

Не остановили аресты и намеченного "чайковцами" на 1874 г. "хождения в народ". Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. Весной 1874 г. из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары "в народ" пошли сотни юношей и девушек — и лавристы, и бакунисты. Первые отправились с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторым не терпелось поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались помещики и даже девушки из аристократических семей.

Поднять восстание нигде  не удалось. Полиция развернула настоящую охоту на пропагандистов. По 37 губерниям задержано было 770 человек. Те, кому удалось уйти от полиции, бежали в города. "Хождение в народ" подорвало идеи бакунизма и подтолкнуло распространение ткачевских идей.

В 1876 г. возникла новая  организация со старым названием — "Земля и воля". В нее вошли некоторые уцелевшие от арестов участники "хождения в народ" — М.А. Натансон, Г.В. Плеханов и др. Позднее в нее вступили Н.А. Морозов и С.Л. Перовская. В организации насчитывалось свыше 150 человек. "Земля и воля" была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был "основной кружок". Общество делилось на несколько групп. "Деревенщики", самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов.

Главная цель общества состояла в подготовке народной социалистической революции. Члены "Земли и воли" должны были вести разъяснительную работу среди крестьян — как в словесной форме, так и в виде "пропаганды фактами". Террористическая деятельность допускалась только как вспомогательное средство в целях самозащиты. Программа общества требовала перехода всей земли в руки крестьян, свободы мирского самоуправления. Землевольцы извлекли урок из недавнего "хождения", выдвинув близкие и понятные крестьянам требования. К осени 1877 г. в деревне почти не осталось народнических поселений. В "Земле и воле" назревал серьезный кризис.

 

  1. Подъем общественного движения после русско-турецкой войны

Война вызвала подъем патриотических настроений в обществе. Оживилось либеральное движение. Правительство запрещало земским деятелям съезжаться на совещания — даже по отдельным регионам. Поэтому земцы начали собираться на нелегальные съезды. Конспирировались они не хуже революционеров, и о некоторых съездах полиция так и не узнала. В конце 70-х годов возник нелегальный "Земский союз".

Земские деятели, собравшись на съезд  в Киеве, попытались договориться с революционерами о совместных действиях. Непременным условием они ставили приостановку террористических актов. Переговоры не имели успеха, и земцы разработали свой собственный план действий. Первым выступило Харьковское земство, призвавшее правительство изменить внутреннюю политику и возобновить реформы. Министр внутренних дел тотчас же разослал циркуляр с запрещением обсуждать на земских собраниях политику правительства. Поэтому гласный Черниговского земства И.И. Петрункевич, начавший читать проект адреса на "высочайшее имя", был грубо перебит председателем. Петрункевич не подчинился и. поддержанный собранием и публикой на хорах, продолжал чтение. Тогда председатель при помощи полиции закрыл собрание. Это было одно из первых политических выступлений Ивана Ильича Петрункевича (1844—1928), впоследствии ставшего одним из видных и наиболее уважаемых деятелей либерального движения. После инцидента в земском собрании Петрункевич был выслан в г. Варнавин Костромской губернии.

С требованием конституции выступили  также Тверское, Полтавское и Самарское  губернские земские собрания. Тверское земство заявило, что русский народ должен пользоваться теми же благами конституционных свобод, какие получил болгарский народ.

В 1879 г. в Москве состоялся новый  нелегальный земский съезд. Было решено начать широкую пропаганду в  земствах и выпуск литературы за границей. Вскоре после этого на территории Австро-Венгрии была напечатана программа Земского союза, включавшая три основных пункта: свобода слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания.

Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф.Ф. Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из арестантов при его появлении не снял шапку. Это был Боголюбов, участник демонстрации перед Казанским собором, осужденный на каторгу. Разгневанный Трепов приказал его высечь. По закону Трепов не мог ни требовать, чтобы перед ним снимали шапку, ни наказывать розгами. Но он был уверен в своей безнаказанности.

24 января 1878 г. молодая народница  Вера Засулич явилась к Трепову  на прием и выстрелила в  него из револьвера. Трепов был  тяжело ранен, но остался жив. Общественность не знала о связи между покушением и боголюбовским инцидентом. Консервативные газеты изображали Трепова как жертву служебного долга.

Правительство, надеясь подогреть  в обществе настроения против террора, направило дело Засулич на суд присяжных заседателей.

Суд состоялся 31 марта 1878 г. Сначала настроение публики было не в пользу обвиняемой, но по ходу разбирательства оно резко изменилось. Присяжные признали Засулич невиновной, и суд под председательством А.Ф. Кони вынес оправдательный приговор. Публика устроила овацию. При выходе из зала полиция попыталась арестовать Засулич, чтобы отправить в ссылку в административном порядке. Но молодежь ее отбила, и в тот же вечер она бежала за границу.

Вера Ивановна Засулич (1849—1919), видная революционерка и общественная деятельница, впоследствии стала принципиальной противницей смертной казни и террора. Свое мнение она отстаивала, не боясь гнева пришедших к власти большевиков. Но тогда, в 1878 г., ее выстрел имел двойственные последствия. С одной стороны, он в самой драматической форме заострил внимание общества на том, что власти на каждом шагу творят беззакония. Но с другой стороны, он поколебал отрицательное отношение общества к террору. Крайние же революционеры, давно настаивавшие на терроре, решили, что общество всецело сочувствует подобным методам борьбы.

Но деревня оставалась относительно спокойной. И это приводило  в отчаяние "деревенщиков" из "Земли  и воли". Среди них росло  разочарование в своей работе. Один из них, Александр Соловьев, весной 1879 г. явился в центральный кружок "Земли и воли" и заявил, что хочет убить царя. Большинством голосов руководство организации высказалось против покушения. Но 2 апреля Соловьев все же выследил царя во время прогулки на Дворцовой площади и бросился на него с револьвером. Александр не растерялся и побежал, делая зигзаги. Соловьев стрелял пять раз, но ранил только подоспевшего полицейского. Схваченный террорист разделил судьбу Каракозова.

"Земля и воля" превращалась  в террористическую организацию.  Некоторые ее члены протестовали  против этого, ссылаясь на программу. Сторонники террора поставили вопрос о ее пересмотре. Решили собраться на съезд в Воронеже, чтобы попытаться найти компромисс. Но накануне этого съезда сторонники террора собрались на свой собственный съезд в Липецке — тайный не только от полиции, но и от остальной части "Земли и воли". Самой яркой фигурой на липецком съезде был А.И. Желябов. Он говорил, что социалисты в принципе не должны требовать политических реформ и гражданских свобод. Это дело либералов, но в России они дряблы и бессильны. Между тем отсутствие свобод мешает развернуть агитацию среди крестьян. Значит, революционеры должны сами сломить деспотизм, чтобы затем заняться подготовкой социальной революции. Участники съезда решили не порывать с "Землей и волей", а завоевать ее изнутри.

На воронежском съезде летом 1879 г. Желябову не удалось одержать верх и был достигнут компромисс. Не пересматривая программу, решили усилить борьбу с правительством, отвечая террором на казни революционеров. Только Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) решительно протестовал против террора.

Сын мелкопоместного  дворянина, он здесь же, в Воронеже, окончил военную гимназию, но затем отказался от военной карьеры, состоял в "Земле и воле" со времени ее основания и был на демонстрации у Казанского собора. Когда компромиссная резолюция была принята, он в знак протеста ушел со съезда.

Компромисс не оказался спасительным. Вновь начались споры, и месяца через два фракции  окончательно разъединились. Противники террора создали организацию "Черный передел". Она пыталась вести пропаганду среди крестьян и рабочих, но война, развернувшаяся между правительством и террористами, срывала все такие попытки. В 1880 г. руководитель "Черного передела" Плеханов вынужден был уехать за границу.

Сторонники Желябова объединились в организацию "Народная воля". Народовольцы чувствовали справедливое недовольство существовавшими в стране порядками, но не были приучены разбираться в средствах для достижения целей. Организацией руководили Андрей Иванович Желябов (1851 —1881), выходец из крепостных крестьян, и Софья Львовна Перовская (1853—1881), дочь николаевского министра. Это были смелые, решительные люди. Под их руководством "Народная воля" стала хорошо законспирированной, разветвленной и дисциплинированной организацией. Возглавлявший ее Исполнительный комитет имел почти неограниченные полномочия.

Организация сделала  резкий крен в сторону ткачевских идей. Главной своей задачей она считала захват власти. После этого предполагалось созвать Учредительное собрание и предложить ему программу мер по передаче земли крестьянам, фабрик и заводов — рабочим. Вслед за политическим переворотом должна была прийти социалистическая революция.

Это были опасные планы. В случае их осуществления России грозило все то, что она испытала через несколько десятилетий, включая кровавый хаос гражданской войны, диктатуру одной партии и социальные эксперименты с тяжелыми последствиями.

Тактика захвата власти, избранная народовольцами, заключалась  в запугивании и дезорганизации правительства путем индивидуального террора. Исподволь готовилось и восстание. Не надеясь более на крестьян, народовольцы старались организовать студентов, рабочих и проникнуть в армию. Эти попытки неожиданно оказались успешными. Народовольческие офицерские кружки появились в Кронштадте, Петербурге и в провинции. Помимо идейной стороны, "Народная воля" привлекала молодых офицеров привычными для них дисциплиной и единоначалием.

Во время одного из обысков полиция нашла план Зимнего  дворца. Крестиком на нем была помечена царская столовая. Однако жандармы не догадались осмотреть дворец и проверить всех работающих в нем людей. 5 февраля 1880 г. в этой столовой должен был состояться обед в честь болгарского князя. К торжественному выходу в столовую собралась почти вся царская семья, и только один человек где-то замешкался. Александр, любивший пунктуальность, начинал сердиться, когда вдруг здание потряс взрыв. Бомба в подвале под столовой была заложена краснодеревщиком Степаном Халтуриным. Погибло несколько солдат.

 

 

  1. Диктатура сердца" М. Т. Лорис-Меликова и конец реформ

Вскоре после взрыва Александр II объявил о создании Верховной  распорядительной комиссии. Во главе ее был поставлен Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825—1888). Он происходил из армянских дворян. Боевой генерал, герой русско-турецкой войны.

Верховная распорядительная комиссия имела большие полномочия, но фактически не действовала, а все ее дела были в руках Лорис-Меликова. Но ему казалось неудобным выступать в роли "великого визиря" на турецкий манер, и через несколько месяцев комиссия была распущена, а Лорис-Меликов стал министром внутренних дел.

Главной своей задачей  Лорис-Меликов считал борьбу с терроризмом. В этом он был беспощаден. Но вместе с тем он добивался того, чтобы  репрессии направлялись только против революционеров и не затрагивали мирных обывателей. По его предложению было ликвидировано Третье отделение императорской канцелярии, показавшее свою несостоятельность, когда дело приняло серьезный оборот. Вместо него был создан Департамент полиции, вошедший в состав Министерства внутренних дел.

Д.А. Толстой был снят с постов министра народного просвещения  и обер-прокурора Синода. Было удалено  еще несколько одиозных фигур. На освободившиеся места назначались либеральные деятели, правда, не всегда безошибочно. Именно тогда на посту обер-прокурора Синода оказался сенатор К.П. Победоносцев.

Время от времени Лорис-Меликов  собирал на совещания редакторов столичных газет и земских  деятелей, желая узнать их мнение по разным вопросам. Либералы, не избалованные таким вниманием, назвали время правления Лорис-Меликова "диктатурой сердца". Но демократы сохраняли настороженность. Ведущий критик "Отечественных записок" Н.К. Михайловский считал, что это политика "пушистого лисьего хвоста" и "волчьей пасти".

Под руководством Лорис-Меликова стала разрабатываться программа  реформ на ближайшие годы. Предполагалось понизить выкупные платежи. Встал вопрос и о представительном собрании. Министр  понимал, что без решения этого вопроса он не сможет сблизиться с "благомыслящей частью общества" и изолировать революционеров. Но он был против немедленного создания парламента по западному образцу, считая, что это внесло бы в Россию "полную смуту". В докладе царю он предложил воспользоваться опытом, полученным при разработке крестьянской реформы: созвать комиссию с участием представителей земств и некоторых крупных городов. Это был отдаленный прообраз представительного собрания.

Информация о работе Подъем общественного движения после русско-турецкой войны