Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:02, реферат
Пиратский промысел возник одновременно судоходством, точнее, с морской торговлей. С тех пор как по бесконечным океанским путям начали перевозить, ценные грузы, всегда находились люди, рассуждавшие примерно так: чем добывать добро трудом, торговой ловкостью или любым другим законным путем, лучше отнять у других все, что можно.… Эта мысль осуществлялась на практике уже в самые древние времена.
Эти «джентльмены удачи» часто невольно становились первооткрывателями новых земель.
Введение 2
Френсис Дрейк - пират 2
Кругосветное путешествие 4
Битва при Кадисе 7
Разгром «Непобедимой Армады» 9
Научно-исследовательский институт Сагриш 10
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Пират ее величества
Оглавление
Введение
Пиратский промысел возник одновременно судоходством, точнее, с морской торговлей. С тех пор как по бесконечным океанским путям начали перевозить, ценные грузы, всегда находились люди, рассуждавшие примерно так: чем добывать добро трудом, торговой ловкостью или любым другим законным путем, лучше отнять у других все, что можно.… Эта мысль осуществлялась на практике уже в самые древние времена.
Эти «джентльмены удачи» часто невольно становились первооткрывателями новых земель.
Френсис Дрейк – пират
Френсис Дрейк родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.
Дрейк покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, совершавшем рейсы в Европу, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, своему дальнему родственнику, у которого не было семьи, и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. Таким образом, в 1561 году Дрейк стал собственником своего первого корабля — небольшого барка «Юдифь» водоизмещением всего 50 тонн. В качестве торгового капитана Дрейк в 1566–1567 годах принял участие в пиратской экспедиции Джона Лоувела за рабами в Гвинею с последующей продажей «черного дерева» в колонии Вест-Индии.
В конце 1567 года Дрейк на своем барке «Юдифь» принял участие в экспедиции своего родственника и наставника Джона Хокинса, собиравшегося разграбить побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури в сентябре 1568 года они отстаивались в гавани Сан-Хуан-де-Улоа близ Веракруса, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка.
В 1569 году Дрейк женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.
Вскоре после этого, в мае 1572 года Дрейк вновь отправился за океан. На сей раз его целью был испанский «серебряный караван» из перуанских колоний. Экспедиция представляла собой два маленьких, но ходких корабля: 70-тонный «Паша» и 30-тонный «Лебедь». Ограбив по пути несколько испанских кораблей, в конце июля экспедиция благополучно достигла Панамского перешейка, где попыталась овладеть городом Номбре-де-Диос. Предприятие провалилось, золота добыть не удалось, зато сам Дрейк был ранен в ногу.
Однако неудача его не обескуражила. Примерно полгода Дрейк крейсировал в море, подкарауливая испанский караван, и попутно грабя испанские корабли в районе Картахены и Панамы, и, одновременно с этим, собирая разведывательную информацию об испанцах.
Наконец, в феврале 1573 года Дрейк высадился на перешейке с намерением устроить засаду и завладеть караваном перуанского серебра. Но попытка сорвалась из-за нелепой оплошности англичан, в результате чего испанцы вернулись в Панаму. Дрейк был взбешен. разграбив расположенную неподалеку испанскую колонию Вента-Крус, а затем вновь вышел в море и некоторое время пиратствовал неподалеку от Номбре-де-Диос, пока не повстречался с экспедицией французских корсаров под руководством Гийома Лететю.
Договорившись о совместных действиях, Дрейк и Лететю объединенными силами напали на испанский серебряный караван. На сей раз успех сопутствовал корсарам, и им удалось захватить очень богатую добычу. Разделив добычу поровну между английской и французской командами, Дрейк отправился в обратное плавание к английским берегам, куда и прибыл 9 августа 1573 года. Хотя экспедиция оказалась в целом успешной, нельзя сказать, что она далась Дрейку и его команде легко. Из более 70 человек назад вернулось только 40, причем погибли два родных брата Дрейка: Джозеф и Джон, которые отправились в эту экспедицию вместе с ним.
Тем не менее, доход от предприятия оказался столь велик, что Дрейк сумел не только приобрести небольшое поместье в Англии, но еще и стать арматором, приобретя 3 корабля.
Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.
Кругосветное путешествие
После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете I и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Дрейк получил под свое начало пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.
Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.
13 декабря 1577 года флотилия покинула Плимут.
Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями — 20,2 метров, наибольшая ширина — 5,6 метров, глубина трюма — 3,03 метров, высота борта: на миделе — 4,8 метров, в кормовой части — 9,22 метров, в носовой части — 6,47 метров; осадка — 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение — 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме.
Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог».
Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал переход через Атлантический океан. Флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой в свое время Магеллан расправился с бунтовщиками. Какой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось казнить капитана Томаса Дороти по подозрению в подготовке мятежа. Кстати тогда же «Пеликан» был переименован в «Золотую Лань» (Golden Hind).
20 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия («Золотая Лань», «Елизавета» и «Златоцвет») вступила в Магелланов пролив. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. «Златоцвет» погиб, «Елизавета» был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а «Золотую Лань», на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.
Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.
Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности — ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил несколько не укрепленных испанских поселений, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В эквадорских водах он настиг испанский галеон «Какафуэго», на котором был взят груз баснословной ценности — золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.
Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пошел дальше на север и открыл побережье нынешнего Орегона, которое он назвал Новым Альбионом и заявил, что оно является владением Англии. После этого Дрейк пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.
Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались,— оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской «Непобедимой армады» в 1588 году обошлись Англии «всего» в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Поэтому не удивительно, что 4 апреля 1581 года королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой — в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!
Испанский король Филипп II, опираясь на папскую буллу, потребовал наказания пирата Дрейка, а также возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать...»
В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода — Элизабет Сайденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой монумент в честь Дрейка. Как и в первом браке, детей от Элизабет у Дрейка не было.
В 1585–1586 годах сэр Френсис Дрейк снова
командовал вооруженным английским флотом,
направленным против испанских колоний
Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз,
возвратился с богатой добычей. Впервые
Дрейк командовал таким большим соединением:
у него в подчинении был 21 корабль с
2300 солдатами и матросами.
Битва при Кадисе
Сэр Фрэнсис Дрейк снова стал собираться в авантюрное путешествие. На свои средства он оснастил четыре корабля; первый лорд адмирала (главнокомандующий морскими военными силами Англии) предоставил в его распоряжение свой собственный крупный военный корабль и быстроходное курьерское судно. Четыре первоклассных корвета и два легких парусника из флота королевы присоединились к «частной эскадре», к тому же Дрейк получил разрешение принять под свой флаг несколько кораблей общества лондонских торговцев.
Таким образом, в порту Плимут вокруг флагманского корабля Дрейка «Елизавета Бонавентура» собрались значительные морские силы.
Кроме огромных материальных ресурсов, в теперешней экспедиции Фрэнсиса Дрейка было еще нечто, отличавшее ее от прежних предприятий. Приказ, полученный им от королевской канцелярии, гласил:
«Помешать подготовке испанского флота к нападению, воспрепятствовать сбору испанских морских сил вокруг Лисабона!»
Этот приказ превращал «частное предприятие» в военную операцию; пиратский капитан стал — теперь уже официально — солдатом Английского королевства.
Дрейк снарядил свой флот с необычайной быстротой; за какие-то две недели приготовления были закончены, и 2 апреля корабли вышли из Плимутской бухты.
Война, однако, пока еще не была объявлена, и уполномоченные королевы Елизаветы вели тайные переговоры с герцогом Пармой, представителем Филиппа II: обе стороны хотели выиграть время. Королева, намереваясь сохранить видимость мира, послала вслед флоту Дрейка дополнительный приказ, изменяющий первый: