Петр Великий, государственный деятель и человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:22, реферат

Краткое описание

Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.

Оглавление

1. Введение.................................................................................................................. 4
2. Приход к власти. Оппозиция. ..........................................................................…...7
3. Создание армии и флота....................................................................................….11
4. Реформы власти, быта, культуры.....................................................................…..16
5. Точка зрения Гумилева…………………………………………………..................22
6. Точка зрения Ключевского……………………………………………………...….25
7. Точка зрения Соловьева………………………………………………………….....27
8. Заключение..............................................................................................................30
9. Список литературы.................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Петр Великий, гос деятель и человек.rtf

— 207.00 Кб (Скачать)

     Система управления являлась очень сложным  и запутанным механизмом. Созданная система подчинения губернаторств клонилась к тому, чтобы сделать из губернаторств повсеместных арендаторов, снабженных почти безграничными полномочиями для добывания средств, из которых они могли бы уплачивать военные налоги.

     Плохо просчитанная система управления начала принимать все более стройный вид лишь к концу царствования Петра I.

     Реформа 1708-1710гг. ничего не предприняла для того, чтобы согласовать новый вид провинциальной организации со старой администрацией, сосредоточенной в Москве. Не было четкого механизма взаимодействия провинции с центром.

     В начале царствования Петра старая система  администрации. Но начали возникать наряду со старыми, новые органы. Новые приказы распространяли свою деятельность на всю территорию России. В этом они были схожи с будущими коллегиями. Одновременно с этими событиями личная канцелярия царя постепенно оттесняла Боярскую Думу на второй план. Происходит постепенная ломка старых государственных учреждений.

     Учреждение  Сената в 1711г. является важным шагом  на пути уничтожения устаревших административных органов. Сенат, учрежденный указом царя 2 марта 1711г., стал высшим правительственным органом. Он заменил Боярскую Думу, просуществовавшую более 200 лет. Главной задачей деятельности нового органа было слежение за распоряжением финансами, другие же функции Сената вначале существования были неясны. Они выяснялись постепенно: они росли и пополнялись из года в год, из месяца в месяц. До момента введения коллегий Сенат охватывал все сферы правительственной деятельности: правосудие, администрирование, полицию, финансы, армию, торговлю и внешнюю политику. Сенат взял на себя ответственность о воинах, находящихся в походе, о продаже товаров за счет государства, о проведении каналов и т.д. Члены Сената назначались самим царем. Петр определил в Сенат 9 человек. Сенат создавался в спешке без четкого представления о его правах и обязанностях. Поэтому многие историки спорят, каким же органом являлся Сенат: постоянным или временным, созданным лишь из-за необходимости контроля и увеличения доходов. Одновременно с учреждением Сената был введен институт фискалов. С самого начала Петр видел необходимость дополнить Сенат органом контроля. Вначале, на заседаниях нового собрания, сменяясь ежемесячно, должен был присутствовать штабс-офицер от гвардии. Офицер должен был присутствовать, дабы Сенат должность свою исправлял по данной им инструкции. 4 А позже были учреждены фискалы. Понятие это не являлось новым для европейских государств (оно было заимствовано от шведских контролеров), но довольно своеобразное отношение к Сенату сделало их шпионами. В регламенте, составленном для фискалов отмечалось следующее: Выбрать обер-фискала - человека умного и доброго, из какого чина он бы не был. Дела же его суть сии: должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать неправый суд, также в надсматривать и в сбор казны и прочего, и кто неправду учинит, то должен фискала позвать его перед Сенат и там его уличить, а буде уличать кого, то половина штрафа в казну, другая ему, фискалу, буде же кого не уличать, то отнюдь в вину фискалу того не ставить, ниже досадовать под жестким наказанием и разорением всего имения. Также подлежит иметь несколько под собой провинциал-фискалов, и у каждого дела по одному, которые имеют во всем такую же силу, как и обер-фискал, кроме того, что высшего судью или генерального штаба под суд без обер-фискала позвать не могут.5 Таким образом, главный контролер был приставлен к Сенату, а в 1722г. эта должность была заменена должностью прокурора госконтроля. Введение этой должности содействовало согласованию отдельных проявлений власти, долго действующих без всякой связи между собой внутри механизма. Прокурор госконтроля взаимодействовал с различными исполнительными органами через прокуроров, стоявших под его начальством, а сам прокурор госконтроля являлся посредником между царем и Сенатом. В итоге этих преобразований в 1722 г. был образован институт прокуратуры. На должность генерал-прокурора был назначен П.И. Ягужинский, В его подчинении находилась канцелярия Сената и прокуратуры центральных учреждений. В его задачу входило раскрытие преступлений, их предупреждение; он имел право принимать участие в обсуждении любого вопроса, мог указать на его незаконность, требовать пересмотра вопроса и даже приостановить решение Сената.6

     Перестройка органов власти на местах была начата еще в 1708-1709 гг., когда Россия была разделена на губернаторства, а в 1719г. они в свою очередь делились на уезды. Сложная система органов власти и управления на местах давала: во-первых, то, что местное дворянство могло более активно влиять на управленческий аппарат; во-вторых, то, что дворянство высказывало неудовольствие увеличением объема своей службы.

     В 1720 г. был создан главный магистрат, который имел своей целью направить деятельность городовых магистратов, создание которых было обусловлено интересами развития промышленности и торговли. Городовые Магистраты избирались населением города в соответствии с определенным имущественным цензом, для ведения городских дел. В 1721 г. был введен Устав Магистрата, который содержал в себе следующие положения: Во всех городах порядочных магистрат учредить, оный добрыми уставами снабдить, того смотреть, чтобы было правосудие, добрую полицию учинить, купечество и мануфактуры размножать.7 По этому Уставу городское население делилось на три гильдии: регулярные люди первой гильдии - они представлялись знатным купечеством, мастерами по золоту, серебряниками, иконописцами, живописцами и т.д.; регулярные люди второй гильдии - это в основном мелкие торговцы, мастера - ремесленники; в третью гильдию входила та масса населения, которая была лишена права участвовать в городском самоуправлении - это люди, работающие на черновых работах и т.д.

     Также были образованы и конторы, и департаменты, ведавшие вопросами по управлению и  хозяйству города. Таким образом, мы можем видеть, как общая модель управления государством была перенесена на местный уровень; с тем главным отличием, что органы городского управления были выборными. Возможно, если бы этот момент получил развитие - то смог бы дорасти до уровня общегосударственного; тем самым Петр передал в руки городских элит экономическую инициативу, т.к. эта реформа проводилась, наряду с другими, для наполнения городской казны и развития промышленности.

     В начале ХVII в. Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находилась реально действующая сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильно ощущал вначале царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил:... Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословлению управлять.1 Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает. Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России. 2

     Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия прежде всего представляет интересы дворянства. Но, учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.

     Видное  место среди преобразований Петра  занимает Духовная реформа. Петр прекрасно  знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также  было известно отношение Духовенства  к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть- это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.

     На  дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли.8 Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и его ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров.9 В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.

     По  указу от 25 января 1721 г. Синод был  основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем.10

     Духовный  регламент это законодательный  акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.

     Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, Церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

     Не  только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли  радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.

     Создание  такого вида управления и организации церкви сам Петр объяснил следующим образом: От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...1

     Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия. 

    ТОЧКА ЗРЕНИЯ ГУМИЛЕВА

     В 1682 г., после смерти царя Федора Алексеевича, старшего сына Алексея Михайловича и М. Милославской, осталось два претендента на престол: царевич Иван, Милославский, и царевич Петр, Нарышкин. Поскольку ни боярская Дума, ни народ не могли определиться с решением, какому из царевичей отдать предпочтение, этот вопрос решил патриарх Иоаким, предложив избрать Петра Алексеевича, объяснив выбор государственными соображениями: царевич Иван был болен.11

     Участь  Милославских была бы решена, не вмешайся стрелецкие войска. Несомненно,  Милославские способствовали этому вмешательству. С точки зрения Л. Н. Гумилева, на тот момент стрелецкие войска почти сплошь состояли из субпассионариев, людей бессовестных, беспринципных, так называемых «отбросов общества», для которых бесплатная еда и выпивка были всего важнее в жизни.

     Очень много родственников и сторонников  Нарышкиных погибли от рук озверевших стрельцов. Но, тем не менее, власть получили не Милославские, как они на то рассчитывали, а эти самые стрельцы, которые и после провозглашения правительницей «при великих государях» Иване и Петре Софье продолжали громить усадьбы и погреба бояр. Поскольку стрельцы в таком состоянии представляли собой удобное оружие для авантюриста, он нашелся. Это был князь Иван Хованский, по прозвищу Тараруй.

     Этот  Хованский, заигрывая со стрельцами, настраивая их против правительства  и побуждая их к новым требованиям и шантажу, побудил и правительницу Софью к решительным действиям. Софья, сбежав с Иваном и Петром в Коломенское, приказала собраться дворянскому ополчению.

     Кончилось это тем, что, по приказу Софьи, Хованский  был казнен, и начальником Стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Федор Шакловитый.

     С этого момента открыто стала  править Софья.

     Правила она до 1689 года, когда вернулся из крымского похода князь Голицын. Л. Н. Гумилев считает, что политика поддержки европейских католических государств, проводимая князем Голицыным, вызвала недовольство русского народа и знати, и это привело их к поддержке Петра и последующему восхождению его на трон.

     Л. Н. Гумилев также считает, что  «петровскую легенду» создала Екатерина  II, немка по происхождению, в целях пропаганды.

     Политика  Петра I была также, как политика князя Голицына, ориентирована на Европу, но не на католическую, а на протестантскую ее часть, как то: Англия, Голландия, Бранденбург. Все его попытки изобразить из России Голландию не могли ни к чему привести, т.к. фазы этносов даже близко не совпадали.

     После уничтожения стрелецких войск, подавления восстаний башкир и донских казаков, у Петра не было постоянной и многочисленной армии.

     И ему пришлось ее создать с помощью  «рекрутов», которых призывали в армию на 25 лет, т.е. практически навсегда. Войска эти обходились казне дорого.

Информация о работе Петр Великий, государственный деятель и человек