Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа
До декабристов в России были либо стихийные восстания крестьян, без осознанной политической программы борьбы, либо выступления прогрессивных для своего времени одиночек-революционеров (А.Н. Радищев). Декабристы первыми в стране создали революционную организацию, разработали программы свержения царского самодержавия и отмены крепостного права, осуществили вооруженное выступление против абсолютистского строя.
Славянофилы и западники являлись идейными противниками, но по многим вопросам их взгляды совпадали. В целом социально-политические программы и тех и других были умеренными, они предусматривали проведение реформ сверху, при сохранении конституционного монархического строя. И те, и другие были против революционных потрясений. Вопрос о крепостном праве оба течения решали однозначно – оно подлежит отмене. Славянофилы – с предоставлением крестьянским общинам земли за выкуп в пользу помещиков. Большинство западников также отрицательно относились к крепостному праву и полицейским порядкам николаевской России, но и они были противниками революционной ломки этих порядков.
3. Историческое значение
Движение декабристов
Хотя первая попытка открытого силового противостояния самодержавию потерпела неудачу. Выступления декабристов привели к немалым конкретным последствиям. Интересно замечание А.М. Муравьева: «во время производства следствия государь услышал много истин, которые остались ему бы неизвестными. Страна обязана опубликованием «Свода» наших законов. Солдаты – уменьшением срока службы, бывшей 25 лет. Наказание шпицрутенами, практиковавшееся без всякой меры, ныне ограничено».
Декабристы оказали большое положительное влияние на развитие просвещения в Сибири, ее культурное развитие.
Те же вопросы о пути развития России, поднятые декабристами, остались открытыми и во 2 четверти XIX века, когда необходимость ликвидации крепостничества была очевидной для многих россиян. Но царизм продолжал консервацию необходимых реформ. В этих условиях неизбежно развивалась общественно-политическая мысль, две ветви которой – славянофилы и западники – шли в принципе к одной цели, но разными путями. Лозунги декабристов как завещание были переданы позднейшему революционному движению, их традиции оказали важное воздействие на идейное воспитание последующих поколений русских передовых людей, мыслителей, а затем – революционеров. Те же вопросы, которые пытались решить дворяне-революционеры, волновали западников и славянофилов. По мнению автора, главное, что объединяет борцов за свободу этих двух эпох – это их патриотизм, их любовь к Отчизне и народу. Возможно, именно поэтому они не желали для России революционного пути.
Заключение В работе дана характеристика первому, дворянскому этапу революционного движения в России: дана сравнительная характеристика правовых документов Северного и Южного обществ декабристов. Декабристы потерпели поражение в борьбе с царизмом, но их идеи получили развитие в русле славянофильства и западничества – двух течений общественно-политической мысли второй четверти XIX века. В работе характеризуются взгляды западников и славянофилов на основные проблемы российской действительности. Движение декабристов имело огромное политическое значение. Хотя власть официально назвала их выступление как «шайки мальчишек», правительство было изрядно напугано. В истории это было первое открытое антиправительственное выступление с оружием в руках. Освещенное политическим сознанием, вдохновленное передовыми идеями эпохи, это движение ставило целью свержение самодержавия и ликвидацию крепостного права. Одной из причин поражения декабристов является их классовая ограниченность, проявлявшаяся в непоследовательности и колебаниях, их оторванности от народа. Историки также отмечают, что их боязнь народного восстания также является причиной поражения. Тем не менее, декабристское выступление имело конкретные политические, общественные последствия. Их поражение, как одна из причин появления западнического и славянофильского течения в общественной мысли. Н.А. Бердяев говорил о славянофилах и западниках, что и те и другие любили Россию, только славянофилы как мать, а западники как дитя. А.И. Герцен о взглядах западников и славянофилов писал: «…мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». Идейные споры славянофилов и западников имели большое общественное значение – они будили мысль в русском обществе, звали к деятельности и прогрессу, что по своему существу противоречило самодержавным порядкам и теории официальной народности.
Информация о работе Первый, дворянский этап революционного движения в России