Первые Романовы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:51, реферат

Краткое описание

Особое место в исторических судьбах России принадлежит XVII столетию. Одним из самых ярких его событий является смена царских династий России. Именно в этом веке, после тяжелых для России времен Смуты, эпохи самозванцев, династия Рюриковичей сменилась новой династией Романовых.
Целью моего реферата является исследование времени правления первых представителей династии Романовых. Новаторство темы заключается в том, чтобы охарактеризовать внутри-, внешнеполитическое и культурное положение в стране и ее развитие при первых Романовых за довольно большой промежуток времени – более чем в столетие. В рассмотрение берется исторический период с 1613 по 1725 гг., в течение которого на престоле побывали такие значимые в российской истории фигуры, как Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович и Петр I. Пребывание на престоле Федора Алексеевича, Софьи Алексеевны и Ивана V особой активной преобразовательской деятельностью не ознаменовалось, поэтому в данном реферате подробности их правления рассмотрению не подвергаются.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ
2. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ
3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
5. ВЛАСТЬ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат первые романовы.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

  Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить  полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться  в монастырь. Главные события  в церковной реформе произошли  после его удаления. Царь Алексей  Михайлович в государственных интересах  приветствовал преобразования в  церковной обрядности и взял дело церковной реформы в свои руки. В 1667 г. он созвал в Москве церковный  собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. После борьбы собор  признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных.

  Таким образом, церковь пришла к выводу о необходимости  разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно – собор признал православными  всех греческих патриархов и разрешил все греческие богослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено. Несогласные поднимали восстания, уходили в леса. Самосожжением покончили жизнь около 20 тысяч человек. Церковная реформа воспринималась обществом как прозападная, поскольку ее сторонники, по сути, призывали воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви.

  Изменения в  духовной сфере открывали дорогу для деятельности Петра I, который  всячески старался уменьшить роль церкви в государстве. Он упразднил должность  патриарха. В 1721 г. для управления церковью был создан Синод или Духовная коллегия, которую возглавлял гражданский  чиновник – обер-прокурор, подчинявшийся  императору. В 1722 г. были утверждены штаты  священнослужителей - на 150 дворов полагался  один священник. Остальные священники облагались налогом. Старообрядцы облагались двойным налогом. Тем самым духовенство  стало подконтрольным императору.

  В эпоху Петра I изменениям подверглась не только церковь, но и все традиционные представления  о бытовом укладе жизни российского  общества. Царь в приказном порядке  ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для  военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими  нормами («Юности честное зерцало»).

  Патриархальный  образ жизни постепенно уступал  место «светскости» и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. Поощрялось употребление в беседах иностранных  слов, преимущественно французских.

  В основу Петровских преобразований в сфере культуры, быта и нравов были поставлены интересы государства, которое строилось  по жесткому плану монаршей воли. Внешние  атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

  В целом для  культуры XVII- н. XVIII вв. характерно развитие устного народного творчества, рост грамотности населения, возникновение  светской школы, крупные достижения в области естественных наук и  технических знаний, а также кардинальные изменения в быту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Проанализировав все важные моменты в правлении  Михаила Федоровича, Алексея Михайловича  и Петра Алексеевича, я пришел к следующим выводам, которые  считаю целесообразным сформулировать ниже.

  Воцарению Михаила  Федоровича предшествовали события  Смутного времени, последствия которой  ощущались во всех сферах жизни и  требовали решения многих проблем. Историческая заслуга Романовых  заключается в том, что они  смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

  В эпоху правления  первых Романовых произошли такие  важные события, как принятие первого  печатного законника России (Соборное Уложение 1649 г., завершившее в основном процесс юридического закрепощения крестьянства в России), церковная  реформа и множество других преобразований. Наблюдается преемственность реформ Петра с деятельностью царей  Михаила Федоровича и Алексея  Михайловича.

  За время  правления первых Романовых выросло  количество мануфактур и городов, начал  складываться всероссийский национальный рынок, зарождались капиталистические  отношения. Благодаря усилиям Михаила  Федоровича и Алексея Михайловича  Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния, а Петровские реформы значительно усилили становление абсолютной монархии.

  Многое изменилось и во внешнеполитическом положении  страны. Иностранная интервенция  со стороны Польши и Швеции была преодолена. Территория России значительно  расширилась за счет присоединения  Украины, а также за счет колонизации  Сибири и Дальнего востока. При Петре  был получен долгожданный выход  к Балтийскому морю.

  Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в  России – династии Романовых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Анисимов Е.  В. Время петровских реформ. –  Л., 1989.

2.  Валишевский К. Первые Романовы. – М.: ИКПА, 1989.

3.  Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А.  Первые Романовы на российском  престоле. – Ин-т рос. истории. - М., 1996. - 218 с.

4.  Ништадтский мирный договор 30 августа 1721 года. – Отечественная история (IX – первая четверть XVIII вв.): Материалы и методические указания / СПГГИ (ТУ). Сост.: В.Г. Афанасьев, Л.Т. Позина и др., СПб, 2006.

5.  Павленко Н.  И. и др. История России с  древнейших времен до 1861 года».  – М.: Изд-во «Высшая школа, 1996.

6.  Павлов А.  П., Седов П. В. (СПб.) Польско-литовская  интервенция в России и русское  общество. //Отечественная история.- 2007. - №6. – с. 180-182.

7.  Платонов С.  Ф. Учебник русской истории.- СПб.: Изд-во «Наука», 1993.

8.  Пушкарев С.  Г. Обзор русской истории. –  Ставрополь: Изд-во Кавказский край, 1993.

9.  Решение Земского  Собора. – Отечественная история  (IX – первая четверть XVIII вв.): Материалы  и методические указания / СПГГИ  (ТУ). Сост.: В.Г. Афанасьев, Л.Т.  Позина и др., СПб, 2006.

10.  Соборное Уложение 1649 года. – Отечественная история  (IX – первая четверть XVIII вв.): Материалы  и методические указания / СПГГИ  (ТУ). Сост.: В.Г. Афанасьев, Л.Т.  Позина и др., СПб, 2006.

Информация о работе Первые Романовы