Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 19:43, реферат
История всей России – это многие века, которые принесли и радость и боль. Это великие завоевания и противостояния.
Зарождение Руси началось ещё до Х века, но основополагающим для Руси стали века XIII-XV.
Введение………………………………………………………………………………………………… 3
Глава №1
1.1 Москва как центр формирования московского княжества………….4
1.2 Формирование московского княжества………………………………………….6
1.3 Политика Калиты………………………………………….………………………………….6
1.4 Князь Дмитрий Иванович Донской и Куликовская битва…………...8
1.5 Преемники Донского..……………………….………………………………………….12
Глава №2
2.1 Причины возвышения княжества. …………………………………………......14
2.2 Становление Москвы как духовного центра Руси. …………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………………….21
Из таких изгнанников особенно заметен в это время был хан Улу-Махмет. Разорив русские волости по Оке, он пошел на Волгу и устроил себе город Казань на р. Казанке, близ впадения ее в Волгу. Основав там особое Казанское царство, он оттуда начал громить Русь, доходя в своих набегах до самой Москвы. Великий князь Василий Васильевич вышел против татар, но под Суздалем был разбит и взят татарами в плен (1445). В Москве началась паника, ждали татар; но татары не пришли. Они выпустили великого князя за большой выкуп, который был собран с народа и пришелся ему тяжко. Неудовольствие народа усилилось еще и оттого, что с великим князем, когда он вернулся из плена, приехало в Москву много татар на службу. Москвичам казалось, что великий князь "татар и речь их любит сверх меры, а христиан томит без милости". Тогда-то Шемяка, воспользовавшись настроением народа, захватил великого князя и осмелился его ослепить.
Борьба шла
почти все княжение Темного
и окончилась полной победой
великого князя над Шемякой
и другими удельными князьями,
державшими его сторону. В 1450
г. Шемяка был разбит в большом сражении
при Галиче, бежал в Новгород и там вскоре
погиб, говорят, от отравы. Земли его были
взяты на великого князя, так же как и земли
его союзников. В борьбе галичских князей
с великим князем в последний раз в северной
Руси выступает старый принцип родового
наследования и старшинства дядей над
племянниками. Московский обычай вотчинного
наследования от отца к сыну восторжествовал
здесь над старым порядком решительно
и бесповоротно благодаря всеобщему сочувствию:
народ уже оценил преимущества семейного
наследования, ведшего к установлению
единовластия, желаемого страной.
Глава
№2.
2.1
Причины возвышения
княжества.
Причин возвышения
именно Московского княжества много,
причем носят они как объективный,
так и субъективный характер.
Если посмотреть на географическую
карту, то видно, что Москва-река сокращала
водный путь между Новгородом и Окой, следовательно,
Москва лежала на торговом пути Новгорода
и Рязани. Срединное положение Москвы
было важно и для церковного управления.
Митрополиты переселились из Владимира
в Москву, потому что считали необходимым
находиться в центральном пункте между
областями севера и юга Руси. Таким образом,
одним из основных условий возвышения
Москвы является срединность ее географического
положения, дававшая политические, торговые
и церковные преимущества. Москва не имела
сильных княжеств соседей (Новгород не
был силен, а Тверь постоянно сотрясали
внутренние конфликты и частые смены князей).
Помимо выше перечисленных преимуществ
Москва была еще и промышленно развитым
городом, специализирующемся на производстве
оружия и металла.
Субъективными причинами
являются личность князей, деятельность
бояр, сочувствие общества. Немалую
роль в превращении Москвы из скромного
удельного княжества сыграла и благосклонность
татарских
ханов к московским
князьям и проводимой ими политике
(усмирение бунта в Твери
Следующим объединяющим фактором стала победа Дмитрий Донского на Куликовом Поле, что способствовало укреплению статуса Москвы как центра Руси.
Кроме того, усилению
Москвы помогало духовенство,
которому, при владении большими
вотчинами, было выгодно
Помимо поддержки со стороны духовенства Москва получила серьезную поддержку со стороны бояр.
Определяющую роль сыграла недальновидная и близорукая политика татарских ханов, не заметивших во время усиление княжества.
Помимо политических,
экономических факторов огромную роль
сыграл и демографический фактор. Так
как Москва была обеспечена постоянным
притоком населения ввиду развитой экономики
и производства.
2.2
Становление Москвы
как духовного
центра Руси.
При Калите Москва стала
Москва получила неоспоримые преимущества
перед всеми другими городами, и московская
иерархия поднялась неизмеримо выше всех
остальных. Митрополит держал в своих
руках право поставления епископов и суда
над ними и нередко им пользовался, силу
духовной власти испытали даже иерархи
таких крупных городов, как Новгород и
Тверь. Уже в 1325 г. новгородский кандидат
Моисей ездил в Москву к митрополиту Петру
ставиться на архиепископию и присутствовал
на погребении Юрия Даниловича вместе
с тремя другими епископами. Легко представить
себе, какие большие средства стекались
в Москву вследствие приезда видных духовных
лиц, ибо устройство церковных дел обходилось
недешево.
Многочисленные политические
Основной причиной переезда митрополитов в Москву стало предоставление московскими князьями митрополитам особо важных льгот по сравнению с тем, что получали епископы в других княжествах. Льготное положение митрополичьего дома с его многочисленными боярами и слугами действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ.
Но дело было не только в
одних льготах, а в том, что
московские князья обладали
Утверждение митрополичьего
В то время Юрий Данилович
тягался в Орде за великое
княжение с Михаилом
Московские князья по-своему воспользовались его смертью и добились от константинопольского патриарха канонизации Петра, сделавшегося первым «московским и всея Руси чудотворцем». Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичье место за Москвой, которая с этого времени сделалась гражданской и церковной столицей Руси.
Поддержка церкви обеспечила московскому князю преобладание над другими русскими князьями. С необыкновенной силой эта поддержка сказалась в 1329 г., когда Калита ходил выгонять из Пскова тверского князя Александра Михайловича. Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста, который послал «проклятье и отлучение от церкви на князя Александра и на псковичь». Православная церковь использовала любимое средство римских пап, столь часто издававших интердикты, или отлучения от церкви. Оно было грозным оружием в руках духовенства, действовавшим как удар молота на слабые души скверных людей: закрывались церкви, прекращалось богослужение, переставали крестить младенцев, венчать вступающих в брак, даже отпевать покойников. Страх отлучения заставил Александра Михайловича покинуть Псков, чтобы проклятье не легло на город. Так пишет летописец, симпатизирующий тверскому князю. Новгородский автор пишет проще: «Псковичи выпроводиша князя Александра от себе».
Таковы были первые успехи, достигнутые московскими князьями благодаря их ловкости и выгодному положению их удела. Немедленно же стали сказываться и последствия этих успехов. При самом Калите (1328—1340) и при его двух сыновьях Семене Гордом (1341—1353) и Иване Красном (1353—1359), которые так же, как и отец их, были великими князьями всея Руси, Москва начала решительно брать верх над прочими княжествами. Иван Калита распоряжался самовластно в побежденной им Твери, в Новгороде и в слабом Ростове. Сыну его Семену, по словам летописца, "все князья русские даны были под руки": самое прозвище Семена "Гордый" показывает, как он держал себя со своими подручниками. Опираясь на свою силу и богатство, имея поддержку в Орде, московские князья явились действительной властью, способной поддержать порядок и тишину не только в своем уделе, но и во всей Владимиро-Суздальской области. Это было так важно и так желанно для измученного татарами и внутренними неурядицами народа, что он охотно шел под власть Москвы и поддерживал московских князей. К московским князьям приезжало много знатных слуг, бояр со своими дружинами, с юга и из других уделов Суздальских. Поступая на службу к московским князьям, эти слуги усиливали собой рать московскую, но и сами, служа сильному князю, улучшали свое положение и становились еще знатнее. Быть слугой и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе; поэтому слуги московских князей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве. Бояре московские были верными слугами своих князей даже и тогда, когда сами князья были слабы или же недееспособны. Так было при великом князе Иване Ивановиче Красном, который был "кроткий и тихий", по выражению летописи, и при его сыне Димитрии, который остался после отца всего девяти лет.
Вместе с боярством и духовенство проявляло особое сочувствие и содействие московским князьям. После того как митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, он подготовил себе преемника — московского инока, москвича родом, Алексия, происходившего из знатной боярской семьи Плещеевых. Посвященный в митрополиты, Алексий при слабом Иване Красном и в малолетство сына его Димитрия стоял во главе Московского княжества, был, можно сказать, его правителем. Обладая исключительным умом и способностями, митрополит Алексий пользовался большой благосклонностью в Орде (где он вылечил болевшую глазами ханшу Тайдулу) и содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. На Руси он являлся неизменным сторонником московских князей и действовал своим авторитетом всегда в их пользу. Заслуги св. Алексия пред Москвой были, так велики и личность его была так высока, что память его в Москве чтилась необычайно. Спустя 50 лет после его кончины (он умер в 1378 г.) были, обретены в основанном им Чудовом монастыре в Москве его мощи и было установлено празднование его памяти. Руководимое св. Алексием русское духовенство держалось его направления и всегда поддерживало московских князей в их стремлении установить на Руси сильную власть и твердый порядок. Как мы знаем, духовенство изначала вело на Руси проповедь богоустановленности власти и необходимости правильного государственного порядка. С большой чуткостью передовые представители духовенства угадали в Москве возможный государственный центр и стали содействовать именно ей. Вслед за митрополитом Алексием в этом отношении должен быть упомянут его сотрудник, преподобный инок Сергий, основатель знаменитого Троицкого монастыря. Вместе с митрополитом Алексием и самостоятельно, сам по себе, этот знаменитый подвижник выступал на помощь Москве во все трудные минуты народной жизни и поддерживал своим громадным нравственным авторитетом начинания московских князей.
За знатными боярами
и высшим духовенством тянулось к
Москве и все народное множество.
Московское княжество отличалось внутренним
спокойствием; оно было заслонено
от пограничных нападений