Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:03, реферат
В начале 1Х в. из множество восточнославянских племен сложилось раннефеодальное государство с политическим центром в Киеве. Древние русичи в те времена были язычниками и поклонялись множеству богов. Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. В далекой древности славяне приносили жертвы «упырям и берегыням», затем Роду и Рожаницам, позже, перед принятием Русью христианства – Перуну, Хърсу, Мокоши и многим дгугим.
Первые христиане
на Руси. Княгиня Ольга.
В начале 1Х в. из множество восточнославянских
племен сложилось раннефеодальное государство
с политическим центром в Киеве. Древние
русичи в те времена были язычниками и
поклонялись множеству богов. Языческая
религия возникла как результат полной
зависимости древнего человека от сил
природы. В далекой древности славяне
приносили жертвы «упырям и берегыням»,
затем Роду и Рожаницам, позже, перед принятием
Русью христианства – Перуну, Хърсу, Мокоши
и многим дгугим.
В 1Х–Х вв. Русь достигает крупных успехов,
не только в значительном расширении своей
территории, но и в сельском хозяйстве,
и в ремеслах. Киев, находясь на перекрестке
важнейших международных транзитных путей,
становится крупным центром торговых
связей между странами Западной Европы
и Византией, Поволжьем, Кавказом, Средней
Азией. Таким образом в Киеве мирно сосуществовали
представители многих религий: язычества,
христианства, мусульманства, иудаизма,
буддизма.
С 945 г., после смерти Игоря, Великим князем
Киевской Руси стал его сын Святослав,
но так как он поначалу был слишком мал,
а, повзрослев, предпочитал походы государственной
деятельности, фактически правила его
мать, княгиня Ольга. Хотя «…есть все основания
считать, что Ольга заняла Киевский стол
как княгиня, а не как воспитательница
своего сына. … Все предания об Ольге связаны
с ее устроительной деятельностью на благо
Руси, в то время как предания о Святославе
рассказывают о его походах в дальние
земли, которые летописцы считали бессмысленными.
…Киевская Русь … представляла собой
союз князей, во главе с Ольгой, сидевшей
в Киеве» .
Согласно «Повести временных лет», Ольга
крестилась в Царьграде в 955 году и приняла
имя Елена. В «Продолжении хроники Региона
Прюмского» сообщается, что Ольга-Елена
крестилась в Константинополе в 959 году,
а по мнению древнерусского книжника Иакова
Мниха Ольга крестилась в Константинополе
в 954 году. Существует также версия о том,
что Ольга крестилась в Киеве у местных
христиан. Причин принятия решения Ольгой
креститься могло быть несколько. Во-первых:
языческую Русь, не имевшую единой государственной
религии, другие государства воспринимали
как дикую, невежественную страну, побаиваясь
ее, но не воспринимая как равноправную.
Ольга и наиболее просвещенные князья
прекрасно понимали это. Во-вторых, множество
богов никак не способствовало сплочению
государства, создавало препятствия в
его управлении. Некоторые историки считают,
что причинами крещения Ольги могли быть:
стремление укрепить мир с Византией,
или желание Ольги получить царский титул
и даже женить Святослава на византийской
принцессе. Одной из причин могло быть
и стремление Ольги овладеть частью территории,
принадлежащей ранее Великой Моравии.
«Проблема Моравского наследства несомненно
должна была вызвать интерес у русских
князей. Это была именно та задача, ради
решения которой Ольга могла активизировать
контакты Руси с христианскими странами
Европы. Ради достижения такой цели русские
князья-язычники могли поддержать и христианские
увлечения Ольги» .
Как бы то ни было, Ольга крестилась и начала
активно насаждать христианство и возводить
церкви на Руси. Ее стремление к сближению
Руси с христианскими странами поддерживали
многие князья. О широком распространении
христианства среди русов, еще до прихода
к власти Владимира, сообщается во многих
источниках. Об этом говорит и тот факт,
что в начале Х1 века, по свидетельству
Титмара Мерзербургского в Киеве было
около 400 церквей, хотя в договоре с греками
от 911 года нет еще и намека на появление
на Руси русов-христиан, в договоре от
944 года говорится лишь об одной церкви
св. Ильи. Вряд ли столько церквей мог построить
Владимир за 20 лет, прошедших с момента
его крещения.
Во время визита Ольги в Царьград в 957 г.
ее сопровождали послы от 22 князей, оставшихся
на Руси. Судя по тому, какой высокий прием
был оказан Ольге и ее князьям, она либо
уже была крещенной, либо возвестила о
намерении креститься самой и сопровождавших
ее русских князей (а возможно и крестить
Русь). Судя по распределению даров, переданных
в тот раз русам, упрямому язычнику Святославу
отведен был статус более низкий, чем должен
был быть даже для положения наследника
Ольги, не говоря о том, что к 957 году ее
регентство должно было уже закончиться,
и Святослав, как наследник Игоря, должен
был стать Великим князем. Но Ольгу называют
архонтиссой русов, т.е., по византийской
системе титулования – Киевской княгиней.
Но, если Ольга была Великой княгиней,
то она могла сделать Русь христианской
державой уже тогда, однако не сделала
этого. Будучи мудрой правительницей,
зная, что согласно византийской церковно-политической
концепции «любой народ, принявший христианство
их рук греков, становится вассалом греческого
императора, политически зависимым народом
или государством», Ольга, крестившись
сама, не торопилась ставить Русь в зависимость
от Византии.
«Повесть временных лет сообщает, что
«жила же Ольга с сыном своим Святославом,
и учила его мать креститься, но он пренебрегал
этим и не принимал в уши. Но если кто желал
креститься, то не запрещал, а насмехался
над ним…. Ольга говорила Святославу:
«Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если
ты познаешь - будешь радоваться». Он же
не внимал этому, отговариваясь: «Как мне
одному принять новую веру, а дружина моя
станет над этим смеяться?» Она же сказала:
«Если ты крестишься, то и все сделают
то же». Он же не послушался матери, следуя
обычаям языческим, не ведая, что кто матери
не послушается – в беду попадет…»… Рассказ
летописи… можно понимать в том смысле,
что княгиня не видела никаких препятствий
для распространения христианства на
Руси и предлагала креститься Святославу
и его дружине» . Итак, крестить Святослава
Ольге не удалось. Но если сначала он был
довольно терпим, и лишь надсмехался над
чуждой ему верой, то после смерти матери
и вовсе ополчился против нее.
Гнев Святослава на христиан разгорелся
во время его войны с греками. В 967 году
Святослав пошел походом на дунайских
болгар, быстро покорил Восточную Болгарию
и превратил болгар в своих подданных.
На юго-западе граница Руси вплотную подошла
к рубежу Византийской империи. Такой
оборот событий не отвечал интересам византийского
правительства, и, видимо, не без его подстрекательства
печенеги совершили нападение на Киев….
Святослав с частью своего войска был
вынужден вернуться на Русь. Заключив
мир с печенегами, он осенью 969 года вторично
двинул свои войска на Дунай. Святославу
удалось вновь восстановить свои позиции
в Восточной Болгарии. От пленных болгар
он узнал, что их толкнула на выступление
русских Византия. Святослав решил проучить
византийцев за их коварство. Он объявил
им войну и двинул войска на юг Балканского
полуострова. Этот шаг Святослава не мог
быть одобрен русами-христианами, входившими
в состав его войска. На юге Балканского
полуострова произошло несколько сражений,
в одном из которых Святослав понес крупные
потери в людях. Святослав, придя к выводу,
что русы-христиане, находящиеся в его
войске, по существу, являются союзниками
Византийцев, тайной агентурой империи,
решил с ними расправиться. Он задумал
уничтожить также и главные рассадники
христианства на Руси – храмы.
Но, пока сын был в разъездах, мать воспитывала
его детей. Повесть временных лет сообщает:
«Пришли впервые печенеги на Русскую землю,
а Святослав был тогда в Переяславце, и
заперлась Ольга в городе Киеве со своими
внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром».
Воспитанным бабушкой, детям Святослава
было намного легче принять христианство,
чем их отцу. «Автор Иоакимовской летописи
пишет: «Ярополк же бе муж кроткий и милостивый
ко всем, любяше христианы, и асче сам не
крестился народа ради, но никому не претяше»
. О положении христиан на Руси в княжение
Ярополка писали ряд авторов. Некоторые
исследователи использовали данные Никоновской
и Иоакимовской летописей, не проводя,
правда никакого источниковедческого
анализа почерпнутых сведений. Макарий
и В.А. Пархоменко объясняли особую приверженность
Ярополка к христианам влиянием, которое
оказала на него жена-гречанка и бабка
княгиня Ольга. Е.Е. Голубинский считал:
«… если бы он жил долее, то очень может
быть, что не Владимир, а он был бы крестителем
всей Руси» . Но, судя по всему, Ярополк,
хотя и благоволил христианам, сам крещен
так и не был.
Князь Владимир. Первые годы правления.
Из летописей нам известно, что после победы
над войсками Ярополка в битве на реке
Друче Владимир осадил Киев. Ему удалось
привлечь на свою сторону воеводу Ярополка
Блуда, посулив ему свои милости за убийство
Ярополка. Блуд не мог совершить это в
Киеве из-за горожан, которые препятствовали
ему в этом. Тогда обманом Ярополка выманили
из Киева. Ярополк «избег» из Киева и «затворился
в граде Родьни на усть Рси реки, а Володимер
вниде в Киев и оседи Ярополка в Родне»
. В Родне великий князь нашел поддержку
и защиту. Долгое время этот город выдерживал
осаду Владимира, несмотря на то, что у
населения закончились запасы продовольствия.
И только в результате новых происков
воеводы Блуда Ярополк был вынужден пойти
на мирные переговоры с Владимиром. «И
прииде Ярополк к Володимеру; яко полезе
в двери, и подъяста и два варяга мечьми
под пазусе. Блуд же затвори двери и не
да по нем ити своим. И тако убиен был Ярополк…»
«Придя к власти, князь Владимир сразу
же проявил свои дипломатические способности.
В войне с Ярополком он опирался на наемные
варяжские дружины, но, достигнув великокняжеского
стола, Владимир дал понять жителям столицы,
да и всей Руси, что не собирается потакать
иностранцам, а будет делать в дальнейшем
основную ставку на местное языческое
население. … Часть варяжских наемников
Владимир, правда, оставил у себя на службе,
а остальным разрешил уйти в Константинополь»
.
«Владимир был еще ребенком, когда умерла
Ольга, и меньше других братьев попал под
ее влияние; потом он, еще в детстве увезен
был в Новгород, где христианство было
менее известно, чем в Киеве, и вырос там
под влиянием старой веры» . Под 980 годом
Повесть временных лет сообщает о воздвижении
Владимиром на холме близ теремного двора,
в самом центре княжеского Киева идолов
языческих богов. «постави кумиры на холму
вне двора теремного: Перуна деревяна,
а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса,
Дажъбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
И жряху им, наричюще я богы и привожаху
сыны свои и дщери, и жряху бесом, и оскверняху
землю требами своими. и осквернися кровьми
земля Руска и холмо-т» . Очевидно, языческий
пантеон Владимира был построен специально
для киевской знати, проживавшей на Горе,
недалеко от княжеского дворца, так как
Владимир хорошо помнил о том, как невзлюбили
симпатизировавшего христианам Ярополка
воеводы, не желавшие усиления византийского
влияния на русов. Выставляя статую бога
Перуна на первый план, Владимир стремился
подчеркнуть свое особое расположение
к его почитателям: князьям, боярам, дружинникам.
Я.Е. Боровский считал, что данная реформа
была проведена с целью политического
объединения Руси под главенством Киева,
чему должно было помочь появление в Киеве
«нового языческого пантеона. По мнению
Б.А. Рыбакова, Владимир 1 произвел своего
рода языческую реформу, стремясь, очевидно,
поднять древние народные верования до
уровня государственной религии.
В первые годы княжения Владимира язычество
на Руси начинает доминировать над христианством.
Вскоре это приводит к тому, что «языческое
население столицы перестает считаться
с христианами. В 983г., согласно Повести
временных лет, дело доходит даже до кровавого
столкновения между язычниками и христианами»
.
Причины принятия христианства.
«Господство в стране языческой идеологии
продолжало пагубно отражаться на росте
народонаселения страны, на международной
торговле. Оно не давало возможности решить
проблему привлечения кадров иностранных
специалистов по различным отраслям знаний,
исключало династические браки с соседними
императорскими, королевскими и княжескими
домами, уже принявшими христианство,
что мешало заключению международных
договоров и союзов. Языческое жречество
по-прежнему оставалось серьезной самостоятельной
силой на Руси и в своей политике руководствовалось
корыстными интересами.
Всего этого, конечно, не мог не сознавать
князь Владимир. К концу 80-х годов Х века
его власть настолько окрепла, что он уже
не нуждался в поддержке языческого населения.
Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники
остро нуждались в религии, которая бы
помогла феодальному строю стабилизироваться
на Руси» . Князю предстояло выбрать наиболее
благоприятную для Руси новую религию.
Летопись сообщает, что болгары-мусульмане
предложили Владимиру принять ислам. Князю
понравился мусульманский обычай иметь
много жен, но обряд обрезания, а также
запрет на вино и свинину пришлись ему
весьма не по вкусу. В иудаизме запретов
оказалось еще больше. Христианство же,
религия призывающая ко всепрощению и
терпимости, не требующая жертвоприношений,
не делающая различий между народами,
пришлась по душе русскому князю.
Уже в то время христианская церковь была
поделена на восточную и западную части.
Летопись отмечает, что приходили к Владимиру
«немцы» из Рима, предлагая принять католичество.
Он их выслушал, а затем сказал: «Идите
опять, яко отцы наши сего не приняли суть».
Владимир был уже наслышан о том, что римские
епископы требуют от западноевропейских
монархов беспрекословного повиновения,
выплаты так называемого гроша – денег,
шедших как на содержание самих пап, так
и их окружения, пытаясь распространить
свое влияние как можно дальше на Восток.
Принятие католичества означало бы для
Руси попасть под сильное влияние Германской
(Священной Римской) империи, допустить
проникновение на свою территорию вначале
немецкого духовенства, а затем и немецкого
рыцарства, выплачивать Риму ежегодные
денежные дотации.
Владимир созвал своих бояр и городских
старцев и попросил у них совета, какую
религию выбрать для Руси. Бояре и старцы
посоветовали послать своих мужей в разные
страны разузнать все самим и доложить
князю. Владимир отобрал 10 мужей. Когда
они вернулись, то рассказали Владимиру,
что более всего их впечатлила служба
в греческой церкви. Хотя Киевская Русь
имела давние связи с христианской Византией,
откуда уже проникало на Русь восточное
православие, византийская церковь так
же как и католическая, стремилась к распространению
своего влияния, и русские князья так же
неминуемо должны были попасть в вассальную
зависимость от византийских императоров.
Но князь Владимир имел перед своими глазами
пример Болгарской державы. Сын болгарского
правителя Бориса 1 Симеон совершил победоносный
поход на Византию, после которого Византия
и Болгария заключили мир, скрепленный
женитьбой сына Симеона Петра на Марии,
внучке императора Романа 1. Византия признала
высокий титул Петра, и в Болгарии было
создано независимое патриаршество.
Крещение князя Владимира. Крещение Руси.
В 987 году в византийском городе Корсуне
(Херсоне) вспыхнуло восстание, размах
которого сильно напугал византийских
императоров. Они обратились за военной
помощью к русскому князю Владимиру, тот
потребовал отдать ему за помощь в жены
принцессу Анну. Византийцы ответили согласием,
выставив в качестве дополнительного
условия крещение Владимира и его народа.
Между Русью и Византией был заключен
договор о свойстве и военной помощи. После
этого русские войска, соединившись с
войсками греческими подавили восстание.
Перед свадьбой Владимир и князья, бывшие
с ним крестились.
Возвратившись в Киев с супругой гречанкой,
греческим духовенством, привезя в свой
стольный град различную церковную утварь
и святыни (кресты, иконы, мощи), Владимир
приступает к официальному введению христианства
на Руси.
Прежде всего Владимир крестил своих сыновей
и многих приближенных. Затем он приказал
уничтожить всех идолов, главного идола
Перуна – сбросить в Днепр. Это была яркая
демонстрация жителям Руси языческих
богов, наглядный показ того, что они не
в состоянии отомстить Владимиру и его
христианскому окружению за нанесенные
им оскорбления. В назначенный день произошло
массовое крещение киевлян у места впадения
в Днепр реки Почайны. «На следующий же
день вышел Владимир с попами царицыными
и корсунскими на Днепр, и сошлось там
людей без числа. Вошли в воду и стояли
там одни до шеи, другие по грудь, молодые
же у берега, некоторые держали младенцев,
а уже взрослые бродили, попы же совершали
молитвы, стоя на месте. И была видна радость
на небе и на земле по поводу стольких
спасаемых душ… люди же, крестившись,
расходились по домам, Владимир же был
рад, что познал Бога и люди его, посмотрел
на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший
небо и землю! Взгляни на новых людей этих
и дай им, Господи, познать тебя, истинного
Бога, как познали тебя христианские страны.
Утверди в них правую и неуклонную веру,
и мне помоги, Господи, против Диавола,
да одолею козни его, надеюсь на Тебя и
на Твою силу» Это важнейшее событие случилось,
согласно летописной хронологии, принимаемой
некоторыми исследователями, в 988 году
по мнению других в 898-990 годах.
Крещение Руси создало необходимые условия
для образования Русской православной
Церкви. Из Византии прибыли епископы
во главе с митрополитом, из Болгарии –
священники, привезшие с собой богослужебные
книги на славянском языке. Согласно летописям
988 г., князь Владимир приказал ставить
церкви по тем местам, где раньше стояли
кумиры. «И поставили церковь во имя святого
Василия на холме, где стоял идол Перун
и другие и где творили им требы князь
и люди. И по другим городам стали ставить
церкви и определять в них попов и приводить
людей на крещение по всем городам и селам»
. С помощью греческих мастеров в Киеве
был построен величественный каменный
храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
и перенесены в него святые мощи равноапостольной
княгини Ольги.
Введение христианства в качестве государственной
религии было вполне закономерным явлением
и не могло вызвать серьезных осложнений,
хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме,
Ростове) не обошлось без открытой борьбы,
начатой предводителями язычества – волхвами.
Новгородцы взбунтовались против присланного
в город епископа Иоакими (911 г.). Для их
покорения потребовалась военная экспедиция
киевлян, Жители Мурома отказались впускать
в город сына Владимира, князя Глеба, и
заявили о своем желании сохранить религию
предков. Сходные конфликты возникали
и в других городах Новгородской и Ростовской
земель.
Причиной столь враждебного отношения
к новой религии, скорее всего, являлась
приверженность населения к традиционным
обрядам. Именно в этих городах сложились
элементы религиозной языческой организации:
регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная
группа жрецов-волхвов, имевшая огромное
влияние на умы людей, привычные суеверия.
К тому же новгородцы и ростовчане очень
настороженно относились к распоряжениям,
исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической
автономии северных и восточных земель.
Не желавшие креститься люди бежали в
леса и глухие, неудобные для проживания
места. Лишения ожесточали их. Убийство
и ограбление священника, или человека,
принявшего христианскую веру, т.е. изменившего
языческим богам, казалось им вполне справедливым
и обоснованным. Епископы, неся большие
потери, потребовали от князя жестоких
мер. Владимир просто вынужден был сменить
милость на гнев. Начались казни над разбойниками.
В сельской местности сопротивление Христианству
было не столь активным. Земледельцы, охотники,
поклонявшиеся духам рек, лесов, полей
сумели совместить веру в них с элементами
христианства. Двоеверие, существовавшее
в селах на протяжении десятилетий и даже
веков, лишь постепенно преодолевалось
усилиями многих поколений священнослужителей,
и, в некотором смысле, существует и по
сей день ( мы до сих пор читаем детям сказки,
населенные ведьмами, лешими, водяными,
Бабой-ягой и Кощеем, не задумываясь о
том, что это является противоречием исповедуемой
нами православной религии, а для наших
далеких предков эти персонажи являлись
не сказочными героями, а реальными духами,
управлявшими окружающей их природой).
Но… строились храмы, открывались училища
для подготовки духовенства из русской
среды. По свидетельству Повести временных
лет, Владимир велел собрать у лучших людей
детей и отдать их в обучение книжное.
Церквей и русских священников становилось
все больше. Даже самые упрямые язычники
со временем начинали понимать, что смириться
все-таки придется (или хотя бы сделать
вид). К тому же Владимир всячески старался
задобрить недовольное насильственным
крещением население. Он оказывает помощь
нищим и больным, устраивает в городах
пышные празднества, сопровождаемые пиршествами
и раздачей милостыни из княжеской казны.
Историческое значение крещения Руси.
Крещение Руси привело к установлению
более тесных международных связей с соседними
христианскими государствами. Русские
князья получили возможность вступать
в династические браки с принцессами из
императорских, королевских, княжеских
домов Европы. Заключались мирные договоры,
создавались военные союзы, обеспечивались
выгодные торговые взаимоотношения. Более
высокими темпами начало развиваться
ремесленное производство. Иностранные
мастера могли теперь приезжать и работать
на Руси, не боясь быть принесенными в
жертву языческим богам. Христианская
церковь способствовала созданию многих
великолепных памятников архитектуры
и живописи, распространению письменности,
развитию летописания, появлению школ
и библиотек, проникновению на Русь произведений
зарубежных авторов, содержащих в себе
важные знания по целому ряду отраслей
культуры и искусства. Церковь укрепила
моногамную семью. Изменился похоронный
обряд, жен и рабынь перестали убивать
после смерти их мужей и хозяев, что способствовало
увеличению населения Руси.
В целом отход от язычества и принятие
христианства были важными и прогрессивными
для того времени явлениями. Укрепилась
и власть русских князей. Но в то время
как княжеская власть на Руси была еще
слаба, и князья сами стремились к разделению
государства, -- церковь была едина и власть
митрополита распространялась одинаково
на всю Русскую землю. Настоящее единовластие
явилось прежде всего в церкви, но это
сообщало всему государству внутреннее
единство и силу.
Список использованной
литературы
1. Королев, А.С., Загадки первых русских
князей. М. «Вече», 2005
2. Татищев, В.Н., История Российская. Т.
1.
3. Голубинский, Е.Е., История Русской церкви.
4. Повесть временных лет. М., 1969,
5. Рапов, О.М., Русская церковь в 1Х – первой
трети Х11 в. Принятие христианства. – М.:
Высш. шк., 1988.
6. Очерки по истории русской церкви, М.,
1997