Резко усиливалась
централизация управления. Предприятия
лишались самостоятельности в
целях выявления и максимального
использования наличных ресурсов.
Верховным органом стал с 30
ноября 1918 г. Совет рабочей и
крестьянской обороны, который
был призван установить твердый
режим во всех отраслях народного
хозяйства и теснейшую координацию
работы ведомств.
Высшим органом управления
промышленностью оставался ВСНХ,
структура которого приобрела
ярко выраженный военный характер.
Центральный аппарат ВСНХ состоял
из общих (функциональных) и производственных
отделов (металла, горный, текстильный
и пр.). Производственные отделы
решали общие вопросы распределения
сырья, ведали учетом и распределением
готовой продукции, финансированием отдельных
отраслей. В ведении производственных
отделов ВСНХ находилось по несколько
родственных отраслей промышленности.
Оперативное руководство
предприятиями было сосредоточено
в основном в так называемых
главных комитетах — главках
или центрах, подчинявшихся ВСНХ
(Главнефть, Главсоль, Центро-медь и др.).
До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между
главком и предприятием в ряде отраслей
стояло еще одно звено - трест, управлявший
несколькими предприятиями. При местных
Советах сохранялись совнархозы. В их
ведении находилось сравнительно небольшое
количество мелких предприятий, не подчинявшихся
непосредственно ВСНХ. Такая система централизованного
управления получила название главкизм.
Несмотря на тяжелейшее
положение в стране, правящая
партия в это время начала
определять перспективы развития
страны, что нашло выражение в
плане ГОЭЛРО (декабрь 1920) — первом
перспективном народно-хозяйственном
плане/План предусматривал первоочередное
развитие машиностроения, металлургии,
топливно-энергетической базы, химии
и железнодорожного строительства
— отраслей, призванных обеспечить технический
прогресс всей экономики. В течение десяти
лет предполагалось почти удвоить промышленное
производство при увеличении численности
рабочих всего на 17%. Намечалось строительство
30 крупных электростанций. Но речь шла
не просто об электрификации народного
хозяйства, а о том, чтобы на этой основе
перевести экономику на интенсивный путь
развития. Главным было обеспечение быстрого
роста производительности труда при наименьших
затратах материальных и трудовых ресурсов
страны.
2. Новая экономическая
политика
С окончанием Гражданской
войны на первый план вышла
задача восстановления народного
хозяйства с помощью новой
экономической политики. Политика
«военного коммунизма» не в
состоянии была решить основную
хозяйственную задачу — вывести
страну из разрухи и тем
более не могла быть использована
для решения новой стратегической
задачи — построения «материального
фундамента социализма». Стало
очевидным также, что «коммунизм»
как идеальная модель и его
реальное воплощение — разные
вещи. Поэтому возникла необходимость
изменения политики государственного
хозяйствования.
Военизированная система
управления (главкизм), милитаризация
труда, бюрократизация аппарата, недовольство
продразверсткой вызвали внутриполитический
кризис. Он проявился в восстаниях 1920—1921
гг., вспыхнувших на Дону, Кубани, Украине,
в Поволжье и Сибири, Тамбовской губернии,
а также в Кронштадте (март 1921) и забастовках
на предприятиях Петрограда, Москвы, Иваново-Вознесенска
и Тулы.
В марте 1921 г. на
X съезде РКП(б) было принято решение
об отмене продразверстки и введении фиксированного
продналога. Он определялся в виде процентного
или долевого отчисления продуктов с учетом
числа едоков, наличия скота и объема полученного
урожая. Размер налога устанавливался
до сева и носил строго дифференцированный
характер: для малоимущих крестьян он
занижался, а в особых случаях отменялся
вообще. Одновременно предполагалось,
что излишки продукции будут реализовываться
в рамках прямого обмена на промышленные
товары. Однако обмен практически сразу
перерос в торговлю, что вызвало необходимость
признания товарно-денежных отношений
и торговли как формы их реализации.
Система продналога обеспечивала
возможность накопления излишков сельскохозяйственной
продукции и сырья у крестьянства,
что создавало стимул (спрос) для
промышленного производства. Поскольку
государственная промышленность не
могла обеспечить достаточного товарного
фонда, а государственных средств
не хватало на восстановление, следующим
необходимым шагом стала децентрализация
промышленности на основе трестирования
с переводом предприятий на хозяйственный
(коммерческий) расчет. Объединялись в
тресты предприятия, имевшие государственное
значение и не требовавшие значительных
капитальных вложений. Остальные подлежали
консервации либо сдавались в аренду частным
лицам или в концессию иностранцам. Позднее
возникла новая форма организации производства
— синдикаты, выполнявшие функции торгово-распределительного
аппарата трестов по реализации продукции
и снабжению предприятий сырьем. Постепенно
синдикаты из торговых трансформировались
в регулирующие, а отчасти и управленческие
организации.
Возрождение товарно-денежных
отношений привело к необходимости
восстановления денежной системы.
В 1922—1924 гг. была проведена денежная
реформа — поэтапно вводилась
твердая конвертируемая денежная
единица (червонец). Одновременно
была проведена налоговая реформа
и возрождена кредитно-банковская
система.
Составной частью реформ
стали коренные изменения в
трудовых отношениях. Отменялась
трудовая повинность, предприятия
обеспечивались рабочей силой
путем найма через биржи труда,
отменялся уравнительный принцип
оплаты; натуральная оплата заменялась
денежной, вводилась сдельная оплата
труда (1922). Однако у этого процесса
была обратная сторона — безработица.
Но новая система организации труда
способствовала повышению его производительности.
В аграрной политике
также произошли изменения. Натуральный
налог был заменен денежным, разрешены
наем батраков и аренда земли.
В восстановлении хозяйства важнейшую
роль сыграли кооперативные организации,
которые обеспечивали до 96% потребностей
промышленности в сырье.
Основные мероприятия
новой экономической политики:
• построение отношений
между городом и деревней на
экономической основе;
• развитие промышленности
на новых организационных принципах
и на базе электрификации;
• кооперирование
населения;
• внедрение хозрасчетных
отношений, допуск частного капитала
в экономику;
•налаживание государственного
регулирования, планирования и
управления экономикой;
•повышение образовательного
и культурного уровней населения
позволили к 1925 г. достичь основных
довоенных показателей экономического
развития.
Успешное восстановление
народного хозяйства в значительной
степени было обусловлено объединением
30 декабря 1922 г. самостоятельных
Советских республик — РСФСР,
Украинской ССР, Белорусской ССР
и Закавказской СФСР в единое
государство — Союз Советских
Социалистических республик.
3. Свертывание нэпа и
формирование, командной экономики
Год 1925-й стал переломным
в экономической истории нашей
страны. Это прежде всего связано с решением
о необходимости индустриализации, основная
задача которой состояла в превращении
страны, ввозящей машины и оборудование,
в страну, производящую их. В качестве
основных источников индустриализации
должны были стать доходы от национализации
промышленности, транспорта, торговли;
налоговая система; внутренние займы;
доходы от экспорта сельскохозяйственной
продукции; внутрипромышленное перераспределение
средств в пользу отраслей, производящих
средства производства (группа А) посредством
вводимого налога с оборота. Среди источников
обращает на себя внимание так называемая
перекачка, под которой подразумевался
неэквивалентный обмен между городом
и деревней. Все эти меры значительно усложняли
поддержание сбалансированности экономических
интересов товаропроизводителей, создавали
угрозу нарушения баланса хозяйственной
рыночной системы и назревания кризисных
явлений и повышали вероятность попыток
решения экономических проблем политическими
(внеэкономическими) методами.
В это время происходил
пересмотр взглядов на само
существо нэпа. Ленинская трактовка
нэпа как способа строительства
социализма уступала установке
на то, что нэп — временное
отступление к капитализму.
На первом этапе индустриализации
(1926—1928) строилось вновь и реконструировалось
около 800 крупных предприятий. Большое
внимание уделялось развитию энергетической
базы — добыче угля, нефти, строительству
электростанций. В этот период были
введены в эксплуатацию Штеровская
в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье,
Волховская электростанции; начато строительство
Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской
электростанций. Началась прокладка новой
железной дороги -Турксиба (из Средней
Азии в Сибирь). Преимущество отдавалось
окраинным районам страны.
Развертывание индустриализации
сопровождалось свертыванием рыночных
принципов, наступлением на частный
капитал, а также усилением
административных тенденций в
управлении.
В 1926 г. обнаружилась
нехватка металла, а затем и
других материалов и сырья.
Одновременно начал назревать
товарный голод на потребительском
рынке.
Для регулирования
снабжения был создан Комитет
государственных заказов — одно
из первых звеньев будущей
административной системы.
Среди причин такого
положения можно выделить следующие:
• «перекачка» привела к тому,
что крестьян не могли удовлетворить
государственные заготовительные
цены, и они предпочитали продавать
продукцию частным заготовителям
или выжидать более выгодной конъюнктуры.
Следствием этого стал срыв хлебозаготовок
и невыполнение экспортных обязательств;
недостаток доходов от экспорта вынудил
сократить планы промышленного производства
и капитального строительства; .• привлечение
на строительство большого числа рабочих
(преимущественно из деревни) увеличило
платежеспособный спрос, не покрываемый
товарной массой; кроме того, в 1927 г. было
проведено снижение цен на 10%; параллельно
возросла номинальная заработная плата
рабочих;
• с 1926 г. начала проводиться
активная политика вытеснения частного
капитала: повышены тарифы на перевозки
частных грузов; прекращено государственное
кредитование частных предприятий; началась
ликвидация обществ взаимного кредита;
кроме промыслового и прогрессивного
подоходного налогов был введен (1927) налог
на сверхприбыль; запрещалась сдача в
аренду отдельным лицам госпредприятий
и прерывались заключенные договоры; сокращалось
число иностранных концессий.
Это привело к быстрому
сокращению частного сектора,
прежде всего в торговле, а
поддержать нормальный товарооборот
государственная торговля не
могла из-за неразвитости своей
сети. То же самое следует сказать
и о государственных заготовительных
органах.
В декабре 1927 г. партийное
руководство вышло с программой
дальнейшего социалистического
строительства: «перереконструирование»
нэпа, развертывание кооперирования по
производственному принципу и коллективизации,
расширение плановых начал в экономике,
активное наступление на капиталистические
элементы города и деревни. И хотя первоначально
руководство страны пыталось ограничить
перекачку средств из сферы крестьянского
хозяйства, тем не менее хлебозаготовительный
кризис 1927/28 хозяйственного года привел
к применению чрезвычайных мер, использованию
административного и судебного нажима
на зажиточных крестьян для обеспечения
города хлебом, включая конфискацию хлебных
излишков. А в 1928 г. И.В. Сталин выступил
с теорией «дани», т.е. добавочного налога
на крестьянство, сверхналога для поддержания
высоких темпов индустриализации. Таким
образом, экстраординарные меры переросли
в новую политическую линию и получили
практическое воплощение, став основой
раскручивания «машины чрезвычайщины».
Переход в 1929 г. на
карточную систему снабжения
нанес последний удар по частной
торговле.
В 1930 г. было ликвидировано
большинство концессий, упразднены
товарные биржи и ярмарки. Прекращалась
деятельность частных и смешанных
акционерных обществ, обществ взаимного
кредита и т.д. К осени 1931 г. ликвидировалась
и частная промышленность,
Завершение восстановления
и расширение государственного (социалистического)
сектора создали условия и
вызвали необходимость перехода
от годового планирования в
форме контрольных цифр к перспективному
планированию. Разработка первого
пятилетнего плана велась начиная
с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден.
Первый пятилетний план охватывал
1928—1932 гг. Целевой установкой плана
была необходимость «стремиться
к достижению наиболее благоприятного
сочетания следующих элементов:
расширенного потребления рабочих
и крестьянских масс; расширенного
воспроизводства (накопления) в государственной
индустрии на основе расширенного воспроизводства
в народном хозяйстве вообще; более быстрого,
чем в капиталистических странах, темпа
народно-хозяйственного развития и непременного
систематического повышения удельного
веса социалистического хозяйственного
сектора, что является решающим и главным
моментом во всей хозяйственной политике
пролетариата». Было подготовлено два
варианта плана: отправной и оптимальный.
Утвержден был оптимальный вариант, а
отправной стали именовать минимальным,
оппортунистическим.
Планом предусматривалось
увеличить объем промышленной
продукции в 2,8 раза при преимущественном
развитии тяжелой промышленности;
преодолеть отставание сельского
хозяйства, наладить его социалистическое
переустройство; обеспечить вытеснение
и ликвидацию капиталистических классов
и создание экономической базы для построения
социалистического общества.
В течение последующих
лет ряд показателей изменялся
в сторону увеличения, что сделало
план практически невыполнимым,
несмотря на высокие темпы
развития производства. Тем не
менее в январе 1933 г. было объявлено, что
пятилетний план выполнен досрочно.
Одновременно приобрела
определенность новая система
управления, получившая впоследствии
название «командно-административной».
В 1932 г. ВСНХ был реорганизован
в наркомат, ведавший тяжелой
промышленностью. Дальнейшее развитие
системы шло по линии разукрупнения
наркоматов, особенно интенсивно
в 1938-1939 гг. К марту 1939 г. их
насчитывалось уже 34. Были восстановлены
коллегии наркоматов. Резко возрастала
численность чиновников. Например,
за первую пятилетку аппарат
вырос как минимум в 16 раз.