Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:19, реферат
Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.
Введение.
Предпосылки реформ.
Сущность политики перестройки.
Проблемы реформирования:
Реформы политической системы
Реформы экономической системы
Заключительный этап перестройки. Распад СССР
Итоги
Вывод
Список использованой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.
К середине 1980-х гг. Советский Союз вступил в глубокий всеохватывающий кризис, в целом демонстрирующий несостоятельность «реального» социализма. По основным показателям качества и уровня жизни – ее продолжительности, смертности, в том числе детской, обеспеченности населения товарами и услугами – СССР оказался далеко позади развитых капиталистических стран.
В России, как и в целом СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.
10 марта 1985 года после
смерти К. Черненко новым
В январе 1987 года на очередном Пленуме ЦК КПСС Горбачёв изложил новую идеологию и стратегию реформ.
Вместо «ускорения»была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя.
Термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Перестройка – это процесс широкомасштабной и комплексной трансформации советской системы государственного социализма, охвативший все сферы отношений: внутриполитическую, внешнеполитическую, социально-экономическую и культурную.
Таким образом, соответствующие преобразования стали неизбежными, однако, вместе с этим появилась и проблема их эффективности. Судьба этих реформ очень непростая – ни одна из них практически не доведена до логического завершения.
2. Предпосылки реформ
К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% вначале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете.
Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры.
По инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества.
Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере.
Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, скончавшийся в феврале 1984 г. после тяжелой болезни.
Высший пост в государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г. Подобная "смена" власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной.
Его союзниками в основном были слаборазвитые государства "третьего мира". Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.
3. Сущность политики перестройки
Вступление СССР в
эпоху радикальных
Главным рычагом преобразований
должно было стать ускорение социально-
Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. III Съезд народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.
В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарево (апрель 1991 г.), известный как соглашение "9+1", а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.
4. Проблемы реформирования
4.1. Реформы политической системы
В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. При политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с Яковлевым А.Н. с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е – начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Бухарин Н.И. и Рыков А.И. группа профессоров-экономистов (Чаянов А.В.) Демократизация общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей в партийных организациях.
В конце 80-х преобразования коснулись
структуры государственной
Утверждался новый орган власти
- Съезд народных депутатов СССР.
Из числа его участников избирался
Верховный Совет, который превращался
в постоянно действующий
Составной частью реформы, являлось введение в стране президентского поста (1-ым президентом СССР в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов был избран Горбачев М.С.)
В конце 1988г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы Отныне избрание народных депутатов должно было проводится на альтернативной основе. I Съезд народных депутатов (1989г.) сформировал Верховный Совет, во главе с избранным М.С. Горбачевым.
Первые годы «перестройки» мало затронули существующую экономическую систему. Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.). В результате этого ускорилось принятие экономической реформы, главная ее задача заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством.
В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил, переход к новой модели экономического развития, ее составными частями рекомендовалось: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. О целесообразности развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства говорилось в решении XXVIII съезда КПСС (июль 1990г.)
На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товара. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии 1987 г.)
Произошли изменения
в организации
Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. План перехода к рынку в течении 500 дней ( отсюда его название программы «500 дней») был предложен экономистами Шаталиным С. И Явлинским Г. под давлением консерваторов Горбачев М.С. отказался от поддержки этой программы. Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.
5. Заключительный этап перестройки. Распад СССР
Распад СССР явился результатом
воздействия объективных и