Перестройка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:19, реферат

Краткое описание

Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Оглавление

Введение.
Предпосылки реформ.
Сущность политики перестройки.
Проблемы реформирования:
Реформы политической системы
Реформы экономической системы
Заключительный этап перестройки. Распад СССР
Итоги
Вывод
Список использованой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по истории ПЕРЕСТРОЙКА Документ Microsoft Word.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение.
  2. Предпосылки реформ.
  3. Сущность политики перестройки.
  4. Проблемы реформирования:
    1. Реформы политической системы
    2. Реформы экономической системы
  5. Заключительный этап перестройки. Распад СССР
  6. Итоги
  7. Вывод
  8. Список использованой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

К середине 1980-х гг. Советский Союз вступил в глубокий всеохватывающий кризис, в целом демонстрирующий несостоятельность «реального» социализма. По основным показателям качества и уровня жизни – ее продолжительности, смертности, в том числе детской, обеспеченности населения товарами и услугами – СССР оказался далеко позади развитых капиталистических стран.

В России, как и в  целом  СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.

10 марта 1985 года после  смерти К. Черненко новым генеральным  секретарём был избран Михаил  Сергеевич Горбачёв. М.С. Горбачёв  и поддерживающие его политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» М.С. Горбачёв видел в соединении социализма и демократии. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы. Все преобразования должны были осуществляться в рамках социализма.

В январе 1987 года на очередном Пленуме ЦК КПСС Горбачёв изложил новую идеологию и стратегию реформ.

Вместо «ускорения»была  выдвинута задача коренной перестройки  общественного строя.

 

Термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Перестройка – это процесс широкомасштабной и комплексной трансформации советской системы государственного социализма, охвативший все сферы отношений: внутриполитическую, внешнеполитическую, социально-экономическую и культурную.

Таким образом, соответствующие  преобразования стали неизбежными, однако, вместе с этим появилась и проблема их эффективности. Судьба этих реформ очень непростая – ни одна из них практически не доведена до логического завершения.

 

2. Предпосылки реформ

 

К середине 80-х годов  СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% вначале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете.

Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры.

По инициативе партийно-государственных  руководителей началось обновление экономических основ, политического  устройства и духовной жизни общества.

Коренные изменения условий  развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере.

Реальные доходы на душу населения  в начале 80-х гг. (по сравнению  с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. После  смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным  секретарем стал Ю.В. Андропов, скончавшийся в феврале 1984 г. после тяжелой болезни.

Высший пост в государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в  марте 1985 г. Подобная "смена" власти еще более подрывала авторитет  и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной.

Его союзниками в основном были слаборазвитые государства "третьего мира". Бессилие советской военной  мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.

 

3. Сущность политики  перестройки

 

Вступление СССР в  эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Понятие «перестройка» можно  определить, как попытку сохранить  административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Другой ее предпосылкой был политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС. Начало новому курсу было положено на апрельском Пленуме ЦК КПСС. На пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения  связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализации управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформирования экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации.

Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. III Съезд народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

В условиях нестабильного  положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач  М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Союзный договор  суверенных государств в Ново-Огарево (апрель 1991 г.), известный как соглашение "9+1", а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

 

4. Проблемы реформирования

4.1. Реформы политической системы

 

В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. При политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с Яковлевым А.Н. с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е – начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Бухарин Н.И. и Рыков А.И. группа профессоров-экономистов (Чаянов А.В.) Демократизация общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей в партийных организациях.

В конце 80-х преобразования коснулись  структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная  конференция (июнь 1988г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и  противников перестройки по вопросу  о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения Горбачева М.С. о назревавшей необходимости экономической реформы и преобразования политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

Утверждался новый орган власти - Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался  Верховный Совет, который превращался  в постоянно действующий парламент.

Составной частью реформы, являлось введение в стране президентского поста (1-ым президентом СССР в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов был избран Горбачев М.С.)

В конце 1988г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы  выборов в Советы Отныне избрание народных депутатов должно было проводится на альтернативной основе. I Съезд народных депутатов (1989г.) сформировал Верховный Совет, во главе с избранным М.С. Горбачевым.

 

    1. Реформы экономической системы

 

Первые годы «перестройки» мало затронули существующую экономическую систему. Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.). В результате этого ускорилось принятие экономической реформы, главная ее задача заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством.

В конце 80-х годов большинство  экономистов, хозяйственников, партийных  руководителей признали необходимость  широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил, переход к новой модели экономического развития, ее составными частями рекомендовалось: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. О целесообразности развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства говорилось в решении XXVIII съезда КПСС (июль 1990г.)

На рубеже 80-90-х годов  были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товара. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии 1987 г.)

Произошли изменения  в организации сельскохозяйственного  производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. Не государственный сектор - в коллективах и частных формах – получал все более широкое распространение в экономике.

Концепция ускорения  не дала ожидаемого эффекта. План перехода к рынку в течении 500 дней ( отсюда его название программы «500 дней») был предложен экономистами Шаталиным С. И Явлинским Г. под давлением консерваторов Горбачев М.С. отказался от поддержки этой программы. Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.

 

5. Заключительный этап  перестройки. Распад СССР

 

Распад СССР явился результатом  воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы факторов: неудачи экономических реформ, неэффективность  унитарной централизаторской модели государственного управления, осуществлявшейся в горбачевский период; кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; отсутствие разработанной национальной политики; движение за национальное самоопределение республик, активизация местных политических элит, лидеров национальных движений; внешнеполитический фактор. Определенную роль в разрушении СССР сыграли субъективные причины: менталитет самого лидера перестройки и связанные с этим ошибки, непоследовательность в проведении курса реформ. К осени 1988 г. произошел раскол в лагере демократов. В нем выделилось радикальное крыло (во главе с лидерами - А.А. Сахаровым и Б.Н. Ельциным). Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете. Их деятельность ускорила начало дезинтеграционного процесса на территории СССР. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС. В течение 1989-1990гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. 19-21 августа 1991 г. произошла попытка переворота консервативными руководителями СССР с целью сорвать намеченное на 20 августа заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики. 8 декабря 1991 г. на Минской встрече трех президентов - России, Украины и Белоруссии было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали "Беловежское соглашение". Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические контакты между республиками (суверенными государствами), последовал разрыв кооперационных связей. На территории постсоветского пространства произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией). Возникла проблема беженцев.

Информация о работе Перестройка