Педагогические учения Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:28, доклад

Краткое описание

Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н. э.). Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.
Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.

Файлы: 1 файл

Педагогические учения Платона.docx

— 24.21 Кб (Скачать)

Педагогические идеи Платона

 

Важную роль в  развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа  Платон (427-347 гг. до н. э.). Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.

Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил  о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил  в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона  и подчинены общим задачам  укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.

Совершенное государство  Платона зиждется на разделении труда  между четырьмя разрядами свободных  граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности  и не вмешиваться в функции  других. В учении о делении граждан  на разряди Платон руководствовался своей классификацией частей души. В противоположность Демокриту, считавшему мир. единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями— философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой  сочетались некоторые моменты воспитательного  опыта Спарты и Афин.

Философская притча Платона о заключенных  в мрачную пещеру людях имеет  не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего. Освободившись от цепей, они могут узреть ослепительный свет истины. Следовательно, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков.

Платон предложил обширную программу  воспитания, пронизанную единой философской  мыслью, и открыл связи между воспитанием  и общественным устройством.

Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни  Платона. Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало  более тысячи лет.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей  являются эмоции. Он утверждал, что  первые детские ощущения — это  наслаждение и страдание и  что они окрашивают детские представления  о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также  чтению и рассказыванию детям  литературных произведений, мифов. При  этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно  читать и рассказывать маленьким  детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять  правила игры, не вносить в них  каких-либо новшеств; иначе, приучившись  к этому в игре, они захотят  внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить  нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать  детям не насильно, играючи”, ибо  “свободный человек никакой науке  не должен учиться рабски”. Большое  место в воспитании он отводил  песням и танцам.

Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного".

Это было описано в трактате “Государство“, а также Платоном было предложено определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию  не допускаются.

Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Необходимо отметить, что  Платон впервые рассматривал вопросы  воспитания маленьких детей в  системе, что было очень важно  для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Педагогические суждения Платона  выросли из его философского видения  человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию - неким умопостигаемым и бестелесным идеям". Земная жизнь  должна готовить человека к слиянию  человека с "истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом  воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет  каждый человек. Вот отчего столь  большое значение придавалось самопознанию. X

Платон рассматривал воспитание как  могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие  ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Воспитатель должен учитывать такие  противоречия, готовить воспитанников  к преодолению отрицательных  природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное  восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит  на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником  и учеником (что впоследствии стали  именовать "платонической любовью").

Платон требовал разностороннего  воспитания для всех, кто его мог  получить, будь то мудрецы или воины.

В идеальном обществе, которое представлено в "Законах", руководитель дела образования  является первым лицом государства. Государство опекает будущих  матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает  принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад, должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т.е. учитывать личные склонности (сегодня  это именуется дифференциацией  образования сообразно призванию человека и общественным потребностям). "Я говорю и утверждаю, - замечал в этой связи Платон, - что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим. Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства".

В программу всеобщего образования  входили обучение грамоте, началам  математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих".

Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных  граждан общества.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание").Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. И это закономерно. Ведь Платон стоял у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания, имеющих непреходящее теоретическое и практическое значение. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в Платоне своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее Платона, касавшейся разностороннего воспитания, наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание идеи Платона об идеальном воспитании нашли в педагогических построениях ученых-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует между педагогическими идеями Платона и идеями Ж.-Ж. Руссо. "Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите... Платона", - писал Ж.-Ж. Руссо.


Информация о работе Педагогические учения Платона