Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:59, доклад
Считалось также, что он наполняет реку Тигр чистыми и животворными водами. Особенно почиталась богиня-мать - Нинхурсаг (шум. Повелительница лесистой горы). Ее считали матерью всех живых существ. В списках богов из Фары указывается богиня Инанна - покровительница войны, плодородия и плотской любви. К основным богам относили также бога луны -Нанна и бога солнца - Уту. Уту ежедневно странствовал по небу, а вечером спускался в подземный мир, чтобы осветить подземное царство и поучаствовать в суде над умершими.
Считалось также, что он наполняет реку Тигр чистыми и животворными водами. Особенно почиталась богиня-мать - Нинхурсаг (шум. Повелительница лесистой горы). Ее считали матерью всех живых существ. В списках богов из Фары указывается богиня Инанна - покровительница войны, плодородия и плотской любви. К основным богам относили также бога луны -Нанна и бога солнца - Уту. Уту ежедневно странствовал по небу, а вечером спускался в подземный мир, чтобы осветить подземное царство и поучаствовать в суде над умершими.
Судьи подземного мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только смертные приговоры. Имена мёртвых заносит в свою таблицу женщина-писец подземного царства Гештинанна. Затем погребенные души пересекают реку, отделяющую их от людей с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби, а непогребенные возвращаются на землю и приносят несчастья.
В религии шумеров большую роль играли чрезвычайно древние верования о многочисленных низших духах, по большей части злых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды - Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека.
Цари считались потомками богов. Об этом говорит тот факт, что во многих городах строились храмы в честь бога-царя. Эти храмы строились на средства состоятельных граждан и аристократии и ничем не отличались от храмов богов. Было найдено царское захоронение, в котором был обнаружен прах, возможно, жены царя. Кроме этого на земле лежали останки ее придворных дам и одного мужчины, арфиста, до последних минут жизни державшего в руках свою арфу. В гробнице Шуб-ад были найдены останки 25 человек из ее свиты. В усыпальнице Абарги обнаружены останки 60 человек. Ничто не говорило о насильственной смерти или принуждении по отношению к свите умершего. Люди, которые шли на смерть за своим царственным повелителем, делали это добровольно. Желание умереть вместе со своим царем или жрецом могло возникнуть на основе господствовавших в то время представлений о загробном мире.
Религия Вавилона и Ассирии это политеизм, выросший на обоготворении благодатных сил природы; теплота солнца, розлив рек, благодатный дождь - вот на чем преимущественно сосредоточена мысль жителей Вавилона.
Для религии Вавилона и Ассирии характерны триады, как и для большинства древнейших религий . По мнению некоторых, первоначально во главе вавилонского пантеона стоял бог Ил (евр.Эл). Но вероятнее всего, этот бог занимал высшее положение в древнейшее время, так как в вавилонских источниках это имя употребляется чаще как нарицательное к другим богам. Во главу божественного сонма ставят триаду - Ану, Бэл и Эа. Первые два божества не занимают видного положения в вавилонском культе и носили скорее отвлеченный характер, т.к не имели отношения к жизни. Бог Ану не имеет специальной сферы деятельности: он просто называется отцом богини-земли Бау. Является как бы родоначальником всех богов, которые по преимуществу называются его сыновьями. Он только следит за деятельность прочих богов не вмешиваясь непосредственно в судьбу мира. Бэл изображается вообще как бог земли, в руках которого находится судьба жизни и смерти людей; ему особенно подчинены демонические силы. Древневавилонские цари производили от него свою царскую власть. Эа - бог подземного мира и податель всех подземных благ, т.е бог водных источников и рек, а стало быть и плодородия. В этом смысле ему приписывается звание творца всей жизни. Вторую божественную триаду составляют Син, Самас и бог имя которого обозначается непроизносимой монограммой. Ранее это имя читалось как Ива, Вул или Иэм. В более позднее время вместо этого бога в триаду включали Иштар или Рамана. Син - это бог луны, которая по мнению вавилонян имеет благотворное влияние на растительность. По слову Сина произрастают растения и приумножаются стада. При затмении луны представлялось нападение на Сина со стороны семи враждебных духов, от которых его освобождал Мардук. Самас - бог солнца и вообще всякого света, как физического, так и нравственного. Это великий судья, перед которым трепещут духи злобы.
Иштар - это богиня рождения и цветущего плодородия. В тоже время она является богиней войны и охоты. В Уруке существовал ее храм, служение в котором иногда носило развратный характер. Мужем Иштар называется богТамуз. Он один из второстепенных богов. Он бог весеннего солнца и весенней растительности, которая умирает с приходом палящих лучей солнца. Интересен миф о схождении Иштар в преисподнюю для освобождения Тамуза. (Миф весьма похож на сказание о Осирисе и Исиде). После того как Тамуз погиб от чувственной страсти Иштар, которой доставляло удовольствие убивать своих любовников, раскаявшаяся богиня нисходит в подземный мир чтобы добыть живую воду и воскресить Тамуза. (Но это тема отдельной статьи).
Рамман почитался как бог дождя, бури и вообще всех атмосферных явлений. Это божество благодетельное так как его дары способствуют плодородию почвы. Но он страшен в гневе, когда посылает ураган или наводнение. Но в этих разрушительных действиях проявляется его благодатная сила, так как к нему обращались с молитвами и заклинаниями в тех случаях, когда было необходимо уничтожить войско врагов или покарать неприятеля. Вероятнее всего, на этого бога каким-то образом перенеслись свойства Бэла, почему последний и отступил на задний план.
В первые две триады богов не вошел Мардук. Но после образования монархии, а в особенности во время правления царя Хаммурапи, он становится главнейшим богом вавилонян. Именно с того времени он начинает играть главнейшую роль во всех мифических сказаниях. И принимает на себя функции всех главнейших божеств. Ему усвояется название царя всех богов и творца всего мира: только его мудростью был создан мир.
Помимо главнейших богов,
пантеон Вавилона включал в себя
целый сонм второстепенных божеств,
многие из которых занимали видное
положение в местных
Вавилонский пантеон целиком перешел и к Ассирии. В Ассирию перешли и все молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания. Священные места вавилонян стали священными местами ассирийцев. Единственное отличие в том, что во главу всех богов был поставлен собственный бог Ассур- покровитель Ассирийского царства. Желание приписать Ассуру полное верховенство привело к тому, что развилось учение о том, что он создал не только всех богов, но и самого себя. В Ассирии получают значение такие боги как Иштар - как богиня войны и Рамман - как сокрушитель врагов. Наряду с богами в Ассирии почитались также многочисленные духи земли и неба Ануннаки и Игиги. Обилие всевозможных заговоров и заклятий наталкивает на мысль, что эти духи имели первостепенное значение в человеческой жизни.
Космогония , как и учение о богах вероятно также подвергались значительным изменениям: творение мира приписывалось то одному, то другому богу. Например, о Бэле рассказывается что он создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из смеси земли со своей кровью создал человека. С момента возвышения Мардука развитие получает миф о сотворении мира им. По мнению вавилонян, мир представляет собой три отдельных области: небо, землю и преисподнюю. Миф о происхождении мира с участием Мардука рассказывает о его борьбе с богиней Тиамат, олицетворявшей первобытный хаос. Он побеждает Тиамат и, завладев скрижалями судьбы, разрывает ее тело пополам, из которого образовались земля и небо.
Вера в загробное существование была достаточно ярко выражена, но получила так же как у шумеров, весьма пессимистический характер. Темница, в которую заключены умершие, окружена семью стенами; ни один луч света не поникает в нее. Иногда упоминаются острова блаженных, где нет страдания, болезни и смерти, но достигнуть этих островов могут только редкие избранники.
Уже в глубокой древности
в Южной Месопотамии появилось
чисто религиозное
когда наверху небо ещё не было названо,
а внизу земля ещё не получила своего названия,
когда только Апсу, первоначальный, который её создал,
и Мумму и Тиамат, которая землю и небо в их совокупности создала,
свои воды воедино смешивали.
Поэтому и древний бог производительных сил природы Таммуз считался богом воды и назывался «истинный сын водной глубины», причём его культ как «сына и образа бога Эа» был тесно связан с культом великого бога воды. Эти религиозные представления нашли своё отражение и в искусстве. На одной шумерийской печати изображён бог Эа, который сидит на троне и держит в руках сосуд. Из сосуда текут две струи воды, из которых выходит маленькая фигура бога Таммуза. Этот древний культ воды получил своё распространение и в Аккаде. В Эшнунне в качестве божеств воды обоготворялись «бог Ниназу (знающий воду)» и бог ритуальных омовений по имени Тишпак.
Далёким воспоминанием о древней родине шумерийцев, восточной горной стране, является обоготворение гор, остатки которого сохранились во многих религиозных верованиях. Так, верховный бог земли Энлиль называется «великой горой». Этот бог пребывает на «высокой горе», достигающей неба и соединяющей небо с землёй. Храм Энлиля в Ниппуре носит название «дом Горы» (Э-кур). Племена древней Месопотамии обоготворяли не только основные стихии, силы и явления природы, но также те растения и тех животных, которые их окружали. В мифологии и в религиозном искусстве фигурируют священные «дерево жизни» и «дерево истины», которых охраняют боги Таммуз и Нингишзида. Таммуза называли «владыкой растительности стран». Богиня Иштар часто изображалась в виде женщины, из тела которой вырастают ветви. Особенным почитанием пользовались финиковые пальмы, которые имели огромное значение в хозяйственной жизни древней Месопотамии. В религии Шумера и Аккада сохранилось также много пережитков древнего зверопоклонства. Так, древнешумерийский бог Наннар, которому поклонялись в Уре, назывался «могучим быком Ану»; равным образом и бог Нергал, царь подземного мира, изображался в виде страшного животного: «Рог быка имеет он; куст волос носит он на своей спине; лицо человека, щёки... крылья имеет он; его передние ноги, тело льва, которое на четырёх ногах стоит».
Бог водной пучины Эа изображался с рыбьим хвостом или рыбой на спине; а Мардук — бог грозы и верховный государственный бог Вавилона — изображался в виде фантастического грифона, полузмеи, полухищной птицы. На существование в глубокой древности зверопоклонства, связанного с тотемизмом, указывают такие имена древних царей Киша, как Ягнёнок и Скорпион. Но особенно широкое распространение получило в древней Месопотамии обоготворение неба и небесных светил. Именно поэтому верховным богом считали древнешумерийского бога неба Ану, который в качестве «отца» и «царя богов» обитал на третьей, верхней части неба, откуда он властвовал над миром, сидя на своём небесном престоле. К нему, как к самому могущественному богу, прибегают за помощью все боги, испуганные бушующими водами мирового потопа. Видное место среди всех остальных богов занимали бог луны Син и его сын — бог солнца У ту (вавилонский бог Шамаш). Уту-Шамаш одновременно олицетворял грозную и иссушающую силу солнечного зноя и благодатную животворящую силу солнечных лучей, «которые оживляют смертельно больного и освобождают связанного». С этим обликом животворящего солнечного божества связан и образ бога воскресающей природы и её производительных сил — Таммуза, который иногда вводится в цикл солнечных богов. В этот же цикл входила и богиня природы, жизни и рождения Иштар, олицетворявшаяся в виде звезды Венеры, «блистающего светоча неба и земли». Обоготворение небесных светил (так называемый астральный культ) вызвало к жизни появление сложных астрологических систем предсказания будущего на основании того или иного расположения на небе планет и звёзд. Шумерийские и вавилонские жрецы с высоты своих храмовых башен тщательно наблюдали за перемещением небесных светил.
Весь этот древний и сложный культ природы в эпоху родового строя и возникновения патриархальной семьи был тесно связан с культом предков. Верховный бог Ану обычно назывался «отцом» богов. Богиня Иннина считалась богиней-матерью, а имя бога Таммуза означало «истинный сын». Живыми остатками этого древнего культа предков были «божество дома» (иль-бити), «дух — охранитель дома» и культ домашнего очага. Этот древний культ предков был тесно связан с верой в загробную жизнь, которая нашла своё внешнее выражение в загробном культе. Уже в эпоху I династии Ура простых людей хоронили либо в скорченном положении в простых ямах, либо тело умершего заворачивали в цыновку и хоронили в глиняном гробу. Царей же и цариц хоронили в больших гробницах, погребая вместе с ними большое количество ценных и роскошных вещей и совершая при их погребении человеческие жертвоприношения.
Обоготворение природы, астральный культ и почитание предков образовали сложную систему религиозных верований в эпоху появления в Месопотамии древнейших земледельческих общин. Именно поэтому чисто земледельческие культы, связанные с обоготворением земли, воды и солнца, а также культ умирающего и воскресающего бога природы Таммуза, олицетворявшегося в животворящей силе воды и в прорастающем зерне, получили такое большое значение в древней Месопотамии.