Памятники войны 1812 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:37, реферат

Краткое описание

Это пологий двухвершинный холм в междуречье Сетуни и Фильки, на Западе Москвы, вытянутый вдоль Кутузовского проспекта. Восточная вершина (высотой 166,6 м) отделенная от западной (171,5 м) глубоко врезанной долиной реки Сетуни, исторически являлась стратегической высотой, удобной для обзора окружающей местности.
2 сентября 1812 г. Наполеон тщетно ждал здесь депутацию с ключами от Кремля.
Вспоминаются стихотворные строки А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

Файлы: 1 файл

памятники 3.doc

— 322.50 Кб (Скачать)


Александр РОМАНОВ

Москва: память о войне 1812 года

Герой, служащий Отечеству,
никогда не умирает
и оживает в потомстве.

Я.П.Кульнев


1. Поклонная гора

Это пологий двухвершинный холм в междуречье Сетуни и Фильки, на Западе Москвы, вытянутый вдоль Кутузовского проспекта. Восточная вершина (высотой 166,6 м) отделенная от западной (171,5 м) глубоко врезанной долиной реки Сетуни, исторически являлась стратегической высотой, удобной для обзора окружающей местности.
2 сентября 1812 г. Наполеон тщетно ждал здесь депутацию с ключами от Кремля.
Вспоминаются стихотворные строки А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.


С 1936 г. Поклонная гора находится в черте города. В 1940-х гг. название Поклонная гора на картах было перенесено с исторической восточной вершины на западную; в 1987 г. восточная вершина была срезана и в 300 м к югу от нее насыпали холм.
На Поклонной горе созданы парк Победы, в 1983—1995 гг. — мемориал Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. со зданием Центрального музея Великой Отечественной войны.
Рядом с Поклонной горой — площадь Победы, где расположена Триумфальная арка. Об истории ее создания и перемещения расскажем подробнее.

2. Триумфальная арка

Триумфальная арка

В середине 1814 г. к торжественной встрече возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном I русских войск у Тверской заставы (в конце нынешней 1-й Тверской-Ямской улицы) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной.
Составление проекта поручили архитектору Осипу Ивановичу Бове. Помощниками Бове были талантливые скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора.
Торжественная закладка арки состоялось 17 августа 1829 г. В основании будущего памятника была доска с надписью: «Сии фриумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».
Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г., — растянулась на 5 лет из-за недостатка денежных средств. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника.
У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали (бывшей улицы Горького — Ленинградского проспекта — Ленинградского шоссе).
Триумфальная арка была разобрана, богатое скульптурное убранство арки 38 лет хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В.Щусева (на территории Донского монастыря).
В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте — задача не из легких. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора.
Скульпторы-реставраторы, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента арки. Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с воинскими атрибутами.
Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной одежды Триумфальных ворот.
6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.
Лицевой стороной сооружение обращено к въезду в столицу. Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн коринфского ордера. Колонны были заново отлиты по образцу единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн размещены литые фигуры воинов в античных мантиях, но в древнерусских кольчугах, со щитами и копьями.
Над фигурами воинов укреплены горельефы: «Изгнание французов» (изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены) и «Освобождение Москвы» (русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором Георгий Победоносец, поражающий дракона, правую руку протягивает императору Александру I, одетому в богатое платье римского цезаря). По всему периметру карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.
Поверх арки — колесница Славы с шестеркой коней. В колеснице стоит крылатая богиня Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком.
Над проезжей частью по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Одна включает слова М.И.Кутузова, обращенные к русским воинам в конце 1812 г. На другой повторен текст закладной доски. Имена создателей, история сооружения и возобновления арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки.
Стены арки облицованы белым камнем. Общая высота сооружения — 28 м.

3. Музей-панорама «Бородинская битва»

Мозаичное панно
у входа в здание панорамы

В нескольких минутах ходьбы от Триумфальной арки к центру города расположено здание необычной архитектуры из стекла, металла и камня. Оно было создано менее чем за 19 месяцев по проекту архитекторов А.Р.Корабельникова, А.А.Нузьмина, С.И.Нучанова и инженера-конструктора Ю.Е.Аврутина.
Здание музея, расположенное на Кутузовском проспекте в доме № 38, было сооружено для экспонирования уникального произведения русского изобразительного искусства — панорамы «Бородинская битка», созданной выдающимся художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо.
Первая панорама Ф.А.Рубо — «Штурм аула Ахульго» — показывалась в Мюнхене, в Париже, а в 1896 г. — на Всероссийской художественной и промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде. До наших дней панорама не сохранилась.
К 1904 г. художник создал панораму «Оборона Севастополя». Она посвящена одной из памятных страниц русской истории — 11-месячной героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853—1856 гг.
Вершиной творчества художника явилось создание третьей панорамы — «Бородинская битва». Ф.А.Рубо с помощниками работал над ней с 1910 по 1912 г. Панорама была написана к 100-летию битвы.
С 1912 по 1918 г. панорама демонстрировалась в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.
В связи с началом Гражданской войны демонстрация панорамы была прекращена, а деревянное, быстро ветшавшее здание вскоре снесли. Предметный план панорамы при этом пропал, а огромное полотно размером 115 м по окружности и высотой 15 м было навернуто на 16-метровый вал и находилось в таком состоянии не один десяток лет. Его перевозили с места на место, оно не всегда попадало в заботливые руки, находилось в различных, порой не приспособленных для хранения помещениях. В результате живопись сильно пострадала.
В 1949 г. началось восстановление полотна. Группу реставраторов возглавили П.Д.Корин и И.В.Евстигнеев. Два года длилась дублировка — закрепление старого холста на новой основе — специально изготовленном холсте. На огромном столе в 64 м2 полотно вначале постепенно разворачивали, дезинфицировали, тщательно укрепляли красочный слой.

Бородинская панорама

В 1961 г. группе художников предстояло восстановить утраченные участки батальной живописи.
Спустя 50 лет единственный в своем роде живописный памятник был полностью восстановлен. Музей-панорама «Бородинская битва» открылся 18 октября 1962 г., в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812 г.
В центре здания музея — сооружение из стекла и алюминия цилиндрической формы, напоминающее барабан, высотой около 23 метров и диаметром 42 м. Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно по 75 м2 : «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона» (художник Б.А.Тальборг).
На каменной ступени цоколя уложены трофейные орудийные стволы. Все эти 68 орудий принадлежат разным государствам Европы, чьи войска входили в состав армии Наполеона. К панораме они были перенесены от стен Арсенала Московского кремля.
На белокаменном опорном кольце цилиндра главного здания панорамы высечены имена героев. Рядом с именами прославленных военачальников — Михаила Кутузова, Петра Багратиона, Барклая де Толли, Михаила Милорадовича, Алексея Ермолова — 18 фамилий храбрых вождей крестьянских партизанских отрядов, 50 имен и фамилий героев Отечественной войны 1812 г., представителей всех слоев населения России.
Два небольших прямоугольных зала, расположенных в боковых крыльях здания. Их экспонаты знакомят с событиями Отечественной войны до и после Бородинского сражения.
За зданием панорамы — Кутузовская изба.

4. Кутузовская изба

Кутузовская изба

На шестой день после Бородинского сражения русская армия по Можайскому тракту подошла к пригородам Москвы и расположилась лагерем вдоль ее западной границы, на участке протяженностью около 4 километров — от Поклонной горы до Воробьевых гор. Местность пересекалась глубокими оврагами, которые мешали передвижению конницы и артиллерии. Большой помехой была и Москва-река, имевшая в этом месте крутые, обрывистые берега. Позиция была открыта с правого фланга, но ее можно было обойти с левого. Это создавало опасность окружения русской армии.
В первой половине дня 1 сентября М.И.Кутузов сам осмотрел позицию и нашел ее невыгодной для сражения. Вернувшись в главную квартиру, размещенную в деревне Фили, в двух километрах от Дорогомиловской заставы, главнокомандующий распорядился созвать к 5 часам дня совет.
В то время деревня Фили насчитывала только семь изб. В избе крестьянина Андрея Савостьяновича Фролова и расположилась штаб-квартира главнокомандующего.
На совете обсуждался главный вопрос: «Ожидать ли нападения в невыгодной позиции или уступить неприятелю Москву?»
Кажется, никто, кроме Кутузова, по-настоящему не понимал создавшейся обстановки. Только он один видел, что сегодняшнее отступление — это завтрашняя победа.
Было уже поздно, когда Кутузов закрыл заседание военного совета словами: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с войсками, идущими к нам на подкрепление. Самым уступлением Москвы приготовим гибель неприятелю. Из Москвы я намерен идти по Рязанской дороге. Знаю, ответственность обрушится на меня, но жертвую собою для блага Отечества. Приказываю отступать».
В журнале военных действий от 1 сентября 1812 г. записано о военном совете в Филях: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России».
Военному совету в Филях посвящено полотно художника А.Д.Кившенко. Полководец сидит в кресле. Рядом с ним генералы А.И.Остерман-Толстой, Н.Н.Раевский, П.П.Коновницын, М.Б.Барклай де Толли, Ф.П.Уваров, Д.С.Дохтуров (сидят); А.П.Ермолов (стоит), К.Ф.Толь и Л.Л.Беннигсен (сидят). Позади дежурный генерал П.С.Кайсаров, записывающий высказывания участников совета, на печке — внучка хозяина избы, девочка Малаша.
Все с напряженным вниманием слушают исторические слова главнокомандующего.
За «Военный совет в Филях» художник А.Д.Кившенко получил на Академической выставке золотую медаль.

Фрагмент памятника
М.И.Кутузову

После окончания войны семья Фролова продолжала жить в этом доме. Хозяева и соседи заботились о том, чтобы сохранить избу в том виде, в каком она была при Кутузове. Но в 1850 г. помещик решил переселить крестьян к роще села Покровского, так как деревня, расположенная вдали от реки и леса, не приносила доходов.
По просьбе крестьян управляющий Нарышкина Колпаков уговорил владельца деревни оставить в целости Кутузовскую избу, чтобы сохранить ее как исторический памятник в том самом виде, какой она имела в 1812 г. Избу починили, обшили досками, солому на кровле заменили тесом, окружили земляным валом и обсадили деревьями.
В Кутузовской избе поселился солдат-инвалид, заботившийся о сохранности этого своеобразного памятника и дававший пояснения приходившим сюда посетителям. Солдат находился на иждивении Э.Д.Нарышкина, но в 1867 г. тот лишил его содержания. Старик был вынужден выехать из избы, которую забили досками и оставили без присмотра.
7 июня 1868 г. в восьмом часу вечера Кутузовская изба внезапно загорелась. Первыми прибежали тушить пожар крестьяне села Фили-Покровское, затем приехали пожарные команды из Москвы. Но к этому времени от избы уже почти ничего не осталось. Удалось вынести из горящего дома только скамью, на которой сидели участники совета, и иконы.
Вещи, спасенные от огня, были переданы на хранение в Московскую городскую думу, которая за 200 рублей купила у Нарышкина и участок земли, где находилась Кутузовская изба.
Новая Кутузовская изба, построенная на собранные москвичами средства по рисункам и под наблюдением архитектора Н.Р.Струкова, была открыта как музей 3 августа 1887 г., к 75-летней годовщине Отечественной войны. На карнизе фасада была выведена надпись: «Изба Военного совета, бывшего 1 сентября 1812 г.».

Фрагмент памятника
М.И.Кутузову

Четыре отставных солдата Псковского пехотного имени фельдмаршала Кутузова полка, «призреваемые на счет общества», поселившиеся в одной из комнат избы, поддерживали порядок внутри и вокруг музея. В 1893 г. при избе состояли унтер-офицеры в отставке Иван Никитин и Иван Больнов, первый из которых содержался на стипендию от внуков и правнуков князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского.
К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г. существовавший в Кутузовской избе музей был реорганизован, пополнилась его экспозиция. Однако в конце 1910-х гг. он влачил довольно жалкое существование. В 1928 г. ввиду недостатка жилья музей был закрыт. Здесь поселилось несколько семей, а в передней ее половине разместился диспансер Киевского района. Большинство экспонатов было утеряно, но историческая скамья и походные дрожки (они хранились в каменном сарае возле избы), на которых Кутузов в августе 1812 г. прибыл в действующую армию, сохранились и были переданы в Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Через 10 лет изба была реставрирована, и в ней открылся филиал Государственного Бородинского военно-исторического музея.
В 1962 г. был создан музей-панорама «Бородинская битва», и Кутузовская изба, расположенная рядом, стала его филиалом.
Перед Кутузовской избой стоит на белокаменном пьедестале бронзовый бюст фельдмаршала М.И.Кутузова работы Н.В.Томского.

5. «Славным сынам русского народа»

Памятник
М.И.Кутузову

В мае 1912 г. Кружок ревнителей памяти Отечественной войны возбудил ходатайство об образовании комитета для сбора пожертвований на памятник Кутузову в Москве.
Однако только спустя почти год, 15 марта 1913 г., Московскому отделу Русского военно-исторического общества было разрешено «открыть повсеместный в империи сбор пожертвований на сооружение в Москве памятника генерал-фельдмаршалу, светлейшему князю Михаилу Илларионовичу Кутузову-Смоленскому».
Комитет по сооружению памятника Кутузову, сокращенно называвшийся Кутузовским комитетом, состоял в основном из военных — членов Военно-исторического общества. Председателем его стал генерал от инфантерии Д.М.Зуев. Комитет обратился «к лицам всех сословий и званий и ко всем учреждениям с усердною просьбою содействовать своими пожертвованиями возможно скорому сооружению в городе Москве достойного памятника русскому полководцу, светлейшему князю М.И.Кутузову-Смоленскому».
Фонд Кутузовского комитета формировался при штабе Московского военного округа. Сбор пожертвований продолжался более трех лет. К 1 января 1916 г. сумма поступивших на сооружение памятника средств составила 50 653 рубля 77 копеек. Этих средств оказалось недостаточно, чтобы соорудить памятник.
Начавшиеся вскоре революция и Гражданская война надолго отодвинули вопрос о создании памятника Кутузову в столице.
В 1945 г. Совет народных комиссаров СССР постановил соорудить памятник Кутузову в Москве. Заказ был дан Н.В.Томскому.
После открытия 18 октября 1962 г. на Кутузовском проспекте музея-панорамы «Бородинская битва» было решено установить памятник Кутузову возле него.
6 июля 1973 г., через 160 лет со времени кончины Кутузова, перед зданием музея-панорамы памятник был открыт. Вместе с Н.В.Томским в его создании участвовали архитектор Л.Г.Голубовский, скульпторы А.А.Мурзин, Б.В.Едунов, А.И.Бельдюшкин и А.Н.Томский. Их имена выбиты на плите.
Кутузов изображен сидящим на коне. Вокруг прямоугольного постамента размещена многофигурная композиция, символически раскрывающая героизм русского войска, патриотический подъем народа в Отечественной войне 1812 г. Здесь мы видим боевых соратников фельдмаршала. Это генералы П.И.Багратион, А.П.Ермолов, М.И.Платов, Н.Н.Раевский, партизан и поэт Д.В.Давыдов, идущие с ними в бой солдаты с развернутыми знаменами, ополченцы, партизаны.
Выступая на открытии монумента, Томский подчеркивал, что это памятник не только одному из величайших российских полководцев, но и пламенному патриотизму народа.

Информация о работе Памятники войны 1812 года