Отечественная история

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:17, курс лекций

Краткое описание

Вопрос о начале гос-ва Русь породил длинную дискуссию между так называемыми норманистами и их противниками. Норманисты утверждают, что гос-во на Руси было создано скандинавами - норманами (варягами). Так же является проблема происхождения названия "Русь". Остатки языка руси очень скудны. Но на них главным образом держится норманская школа. Она указывает, что имена князей руси - норманские, а в основе слова "Русь" лежит древнескандинавский глагол "грести", означавший вначале воинов - гребцов, а затем княжеских дружинников. Так же некоторые представители норманской школы видят возможность говорить о готском происхождении Руси, а само слово Русь происходит от названия готского племени «рос». В 4-8 веках формировалась новая этническая и политическая карта Европы, явившаяся результатом миграции многих племен, "Великого переселения народов". Споры о прародине славян и момента выделения их из общей массы из индоевропейских народов продолжаются до сих пор. Возможно, переселению славян способствовали сдвиги в развитии орудий труда, разложение родоплеменного строя и выделение знати.

Файлы: 1 файл

шпоры Отечественная история 8 - 21 - копия.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

1 .Возникновение государства  у восточных славян (VIII - IX вв.).

Вопрос о начале гос-ва Русь породил длинную дискуссию  между так называемыми норманистами и их противниками. Норманисты утверждают, что гос-во на Руси было создано скандинавами - норманами (варягами). Так же является проблема происхождения названия "Русь". Остатки языка руси очень скудны. Но на них главным образом держится норманская школа. Она указывает, что имена князей руси - норманские, а в основе слова "Русь" лежит древнескандинавский глагол "грести", означавший вначале воинов - гребцов, а затем княжеских дружинников. Так же некоторые представители норманской школы видят возможность говорить о готском происхождении Руси, а само слово Русь происходит от названия готского племени «рос». В 4-8 веках формировалась новая этническая и политическая карта Европы, явившаяся результатом миграции многих племен, "Великого переселения народов". Споры о прародине славян и момента выделения их из общей массы из индоевропейских народов продолжаются до сих пор. Возможно, переселению славян способствовали сдвиги в развитии орудий труда, разложение родоплеменного строя и выделение знати. Расселение славян происходило по трем основным населениям: на юг - на балканский полуостров; на запад; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную. В ходе расселения у славян произошло разложение родоплеменного строя. В 6 - 8 веках в результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный характер, а скорее территориально-политический. Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образований составляли, как правило, более прочные. Создание этих территориально-политических общностей явилось важной предпосылкой формирования гос-ва. Расселение ускорило и выделение знати. Не появлению способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия. Основы господствующего строя составляла военно-служебная знать - дружина. Дружинный слой существовал у славян уже в 6 -7 веках. Основой хоз-ва славян, в том числе и восточных, было пашенное земледелие. Подчиненную роль в хоз-ве играли охота, скотоводство, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой общества была семья. Объединяла хоз-ва отдельных семей соседская община - вервь, члены которой совместно владели сенокосами и лесными угодьями. Гос-во восточных славян, получившее политико-географическое название "Русь", возникло в 9-10 веках. В начале, в 9 веке, сформировались два протогос-ые объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединение славян, части кривечей и финоязычных племен на севере, около оз. Ильмень. В сер. 9 века в него был приглашен на княжение выходец из Скандинавии Рюрик. Приемник Рюрика Олег, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицей своего княжества. Первой целью Олега было объединение в своих руках главнейших городов. Под своей властью он собрал все главнейшие племена русских, славян, кроме окраинных и все важнейшие города. Олег старался укрепить страну крепостями, строили города по границе стены. Таким образом, среднее поднепровье стало ядром гос-ой территории Руси.

 

2. Русь в X - начале XII в. 

Древнерусское государство  можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. История Киевской Руси условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности. Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г. В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов - Русская Правда. "Русской Правда" - "Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников.. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х - начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса - "Правды Ярослава"). Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. "Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Господствующей системой производственных отношений был феодализм. В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно - патриархальными отношениями.

 

3. Культура Киевской Руси.

Важную роль сыграло  в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с  Византией. Возникли церковные школы  и монастыри. В живопись проникают  греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть - от бога»), В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. - Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях - храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском - Георгиевский собор, в Новгороде - церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище. Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий». В XI в. появляется первое крупное произведение литературы - «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярославича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись - «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись - цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи - Реймсское и Остромирово евангелия.

 

4. Русские земли в период политической раздробленности.

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, многообразны. Сложившаяся  к этому времени система натурального хозяйства в экономике, способствовала изоляции отдельных хозяйственных  единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь продукт, который она производила. Какой-либо значительный товарный обмен отсутствовал. Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс "оседания дружины на землю". В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту. Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею. В этот период изменяется система государственного управления: десятичная заменяется дворцово-вотчинной. Формируются два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины (Кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно являются государственными должностями в пределах каждого отдельного княжества, земли, удела и пр. В процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути "из варяг в греки", объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад. В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского государственного центра. Но уже в XII в. от него отделяется целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования, процесс дробления углублялся. В XII - XIII вв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного "отъезда", то есть право менять сюзеренов. Ростово(Владимиро)-Суздальское княжество, расположенное на северо- востоке Руси, позже стали центром объединения русских земель. В период феодальной раздробленности (после 30-х гг. XII в.) выступало в качестве конкурента Киева. Первые князья (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо) сумели сформировать крупный домен, из которого обеспечивали землей служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице. Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации, новые земли становились собственностью князя. Он не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств (в княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины). Основной формой феодального землевладения становилось поместное землевладение. Социальной опорой князя были вновь образованные города (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.). Политический авторитет княжества укрепился при переводе во Владимир резиденции митрополита. Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны системам органов раннефеодальных монархий: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово - вотчинная система управления.

 

5. Борьба народов Руси против  монгольского нашествия. 

В XIII в. Руси пришлось испытать завоевания и с востока, и с запада. Борьба русского народа против монгольских феодалов непрерывно усиливалась. Уже в первые годы монгольского господства во Владимиро-Суздальской Руси произошли весьма значительные события, ярко обнаружившие (как и новгородское восстание 1257- 1259 гг.), что нашествие монгольских феодалов и установление чужеземного ига не сломили русский народ. Против насилий ханских откупщиков в 1262 г. поднялось население крупнейших городов - Ростова, Суздаля, Владимира, Ярославля, Устюга и др. Во всех городах восстания сопровождались созывом народного веча и массовым уничтожением или изгнанием представителей монгольской администрации. В 1289 г. горожане Ростова созвали вече и изгнали из города монгольских завоевателей, захватив их имущество. Ещё чаще такие движения происходили в начале XIV в. Основной силой этих движений (в Ростове, Костроме, Ярославле и Твери) являлись горожане и окрестные крестьяне. Значение этих народных выступлений огромно. Они заставили монгольских правителей искать иные формы управления Русью - одного террора было уже недостаточно. Борьба народа против монгольских захватчиков переплеталась с классовой борьбой против русских князей и феодалов, которые к тому же не раз вступали в союз с врагами против собственного народа. Так, известно восстание крестьян и горожан Новгородской земли в 1291 г. Более значительное выступление городского населения отмечено летописцем во время голода в Пскове в 1314 г. Движение это было подавлено боярскими властями. Но иногда местные власти не справлялись с этими выступлениями. Тогда на помощь им приходил князь с монгольским войском. Так случилось, например, в Нижнем Новгороде, в 1305 г. Народные восстания XIV в. нанесли новый удар татаро-монгольскому владычеству: они уничтожили систему баскачества, подготовили предпосылки полного освобождения от татаро-монгольского гнёта. Неутомимый труд русских крестьян и ремесленников заложил в этот же период основы для объединения русского народа в единое государство.

 

6. Борьба русского народа с  агрессией немецких и шведских  завоевателей.

В конце XII - первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с наступлением немецких рыцарей - крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика, где издавна жили балтские и финно-угорские племена, которые имели давние культурные, экономические и политические связи русскими землями. В 1237 г. объединение двух орденов (Ливонского и Тевтонского) и их союз с датскими крестоносцами усилили опасность не только для народов Прибалтики, но и для Руси. В Прибалтике издавна жили балтские и финно-угорские племена, которые имели давние культурные, экономические и политические связи русскими землями. Летом 1240 г. шведское Войско предприняло попытку захватить устье Невы, связь Новгород с Балтикой. 15 июля 1240 г. произошла знаменитая битва на берегах Невы, в которой русские войска одержали полную победу. После сражения Александр Ярославович получил прозвание Невского. В 1240 г. рыцарям-крестоносцам удалось захватить Изборск, а затем и Псков. Зимой 1242 г. Александр Невский выступил в поход к Пскову внезапным ударом выбил из города крестоносцев, после чего отправился с войсками к Чудскому озеру. 5 апреля 1242 г. на льду озера, уже подтаявшем, состоялась битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Победа русских на Чудском озере привела к тому, что наступление крестоносцев было остановлено. Ливонские рыцари, отказавшись от всех захватов, заключили в 1243 г. мирный договор с Новгородом. Победы А.Невского сорвали серьёзный всплеск агрессии на Русь с Сев.-Зап. В момент, когда русские земли и их военный потенциал были ослаблены монг. нашеств.

 

7. Северо-Восточная Русь в конце XIII - первой половине XV в. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском.

Монголо-татарское нашествие и установление господства ордынцев над большинством русских земель привели к серьезным социально-политическим и экономическим изменениям на Руси. Русская государственность сохранилась только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Западные и южные русские земли, ослабленные нашествием, были поглощены Великим княжеством Литовским. После нашествия монголо-татар усилился процесс дробления земель, возникли десятки новых княжеств. Одним из них было Московское княжество. При князе Данииле Александровиче оно стало самостоятельным и взяло на себя роль «собирателя» русских земель. Основателем династии был младший сын Александра Невского - Даниил. Уже при нем начинается рост Московского княжества:« 1301 г у Рязани отвоевана Коломна, 1302 к - под власть Москвы перешло Переяславское княжество. 1303 г - Можайское. За три года княжество увеличилось в два раза и стало одним из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Значительным этапом в усилении Москвы было правление князя Ивана Даниловича. Это был умный, жестокий, последовательный в своей политике правитель. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище самого князя - Калита (калитой называли кошель для денег). Большое внимание он уделял отношениям с Ордой. Иван Калита не только получил ярлык на великое княжение, но и право сбора дани с других русских княжеств. Почти не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения: Галичское, Угличское, Белозерское княжества признали свою зависимость от Москвы. При нем митрополит сделал Москву своим постоянным местопребыванием, тем самым укрепив авторитет московских князей. Политику Ивана Калиты - завоевание доверия монголов, усиление власти московского князя, расширение Московского княжества, продолжили сыновья Ивана Калиты. В правление Дмитрия Донского (1359-1389) соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкое и Звенигородское, которые получил младший сын Дмитрия Донского Юрий. После смерти великого князя, Юрий как старший в княжеском роду, начал борьбу за великокняжеский престол с племянником - Василием II (1425-1462). Борьбу после смерти Юрия продолжили его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Борьба шла по всем «правилам средневековья», т.е. в ход пускались и ослепление, и отравление, и обманы, и заговоры. Феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Московского княжества вошли Муром (1343г.). Нижний Новгород (1393г.) и ряд земель на окраинах Руси.

Информация о работе Отечественная история