Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:57, контрольная работа
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Историю Киевской Руси историки условно делят на три периода. Первый (IX – середина X вв.) – время первых киевских князей. Второй (вторая половина X – первая половина XI вв. – время Владимира I и Ярослава Мудрого), что знаменует расцвет Киевской державы.
А) Особенности социально-политического строя Древней Руси.
Б) Специфика формирования единого российского государства.
В) Формирование сословной системы организации общества.
Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин – черных земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к черноземельцам выступало государство.
С ростом городов, которые в России сохраняли зависимость от феодального государства, увеличивалось число ремесленников и купцов, занимавшихся в основном торговлей сельскохозяйственной продукцией. Население города, имея личную свободу, делилось на черных ремесленников, несших тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежащих боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла.
С XVI в. берет начало формирование особого социального слоя – казачества. На Дону появились поселения ушедших из центра вольных людей. Необходимость постоянной борьбы с нападениями внешних врагов вызвала создание у казаков прочной военной организации, построенной на демократической по тем временам основе. Все внутренние проблемы (выбор атаманов, хозяйственные дела), судебные вопросы решались на общем сходе – круге. Российские власти оказывали помощь казачеству, стремясь опереться на него в обороне границ государства.
Сословную
организацию феодального
Иван IV (1530–1584), провозглашенный в 1547 г. первым русским царем, в борьбе за укрепление государственной власти стремился опереться на Земский собор («Великую земскую думу») как высшее законосовещательное сословно-представительное учреждение. Собор состоял из Боярской думы (полного состава бояр), Освященного собора (совета церковных иерархов во главе с митрополитом), собрания представителей «от всякого чина людей» (поместного дворянства, купцов, ремесленников, свободного крестьянства) – то есть практически выражал в той или иной степени мнение народа (поэтому некоторые историки говорят о «Народной монархии» в тот период).
Первый Земский собор (1549 г.) называют «Собором примирения». На нем Иван IV призвал представителей всех сословий оставить вражду между собой и объединиться вокруг него как Православного государя. Созыв Земского собора – свидетельство превращения России в сословно-представительную монархию. Соборы не ограничивали самодержавную власть царя. Но совет его с представителями земли укреплял традицию общинного и вечевого самоуправления, развивал особую московскую народную форму государственной монархии, на основе теории монаха Фелофея «Москва – Третий Рим».
Царский
Судебник Ивана IV (1550 г.) усиливал централизованную
власть и ответственность за государственные
преступления. Подтверждалось право
перехода крестьян в Юрьев день,
но вдвое была увеличена плата
за пожилое. Это означало дальнейшее
закрепощение крестьян. Впервые было
введено наказание за взяточничество
государственных служащих. Соборное
уложение царя Алексея Михайловича (1649
г.) окончательно закрепило крестьян за
землей и ее владельцем.
Используемая литература:
Информация о работе От Древней Руси к формированию российского государства (IX-XVI)