Освоение целинных и залежных земель (1954-1956)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:21, реферат

Краткое описание

В истории нашей страны известно несколько этапов освоения целины. Но до конца XIX в. Освоение новых территорий проводилось на небольших площадях и в основном в заселённых зонах. Ряд прогрессивных учённых Межевого института на основе результатов, полученных в различных экспедициях, доказывал целесообразность освоения новых территорий в Заволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане, на Северном Кавказе и в Средней Азии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 74.50 Кб (Скачать)
 
 

                                               ОСВОЕННИЕ ЦЕЛИННЫХ 

                                         И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ (1954-1956). 

В истории  нашей  страны известно несколько этапов освоения целины. Но до конца XIX в. Освоение новых территорий проводилось на небольших площадях и в основном в заселённых зонах. Ряд прогрессивных учённых Межевого института на основе результатов, полученных в различных экспедициях, доказывал целесообразность освоения новых территорий в Заволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане, на Северном Кавказе и в Средней Азии.

 Препятствиями  для развития окраин России  были недостаток трудовых ресурсов  и слабая энерговооруженность.

В период с 1918 по 1941 г. было освоено 8,5 млн. га новых земель в Уральском регионе, Воронежской, Куйбышевской областях, Центрально-Черноземной зоне.

В предвоенные годы правительство СССР приняло решение о продолжении освоения целинных земель. Землеустроительные работы по организации территории этих хозяйств выполнялось выпускниками землеустроительного факультета, среди которых были Г.А.Кузнецов, П.В.Васильев, В.Н.Иванов, Б.М.Степаненко и др. Они выявляли пригодные для сельскохозяйственного использования целинные земли на территории Уральского региона, в который входили Свердловская, Пермская, Тюменская, Курганская, Челябинская и часть Омской областей.

В первые послевоенные годы (декабрь 1946 г.) постановлением совета Министров СССР «О расширении посевных площадей и повышении урожайности  зерновых в восточных районах  СССР» была определена задача по увеличению площадей пахотных земель в районах Сибири и Дальнего Востока на 6,5 млн. га.

Большую роль в  освоении целинных и залежных земель сыграли сотрудники МИИЗ.

В числе специалистов, работавших в разных областях целинного  края, были сотрудники нашего института, которых объединяло стремление создать мощный потенциал для развития народного хозяйства страны. Среди них можно отметить следующих видных

ученых, преподавателей и сотрудников:

С.А. Удачин

Н.Н.Бурихин

И.Ф.Голубев

Н.Д.Ильинский

Г.А.Кузнецов

П.Я.Усиков

Г.В.Чешихин

Ю.В.Кожевников и др.

На целине работали и другие сотрудники института.

В период освоения целинных и залежных земель большинство  студентов 3-ого и 4-ого курсов землеустроительного  и геодезического факультетов под руководством преподавателей проходили производственную практику на сельскохозяйственных предприятиях в регионах, осваивающих целинные и залежные земли.

В 1954-1956 и последующие  годы силами землеустроителей, агрономов, гидротехников, геодезистов и других специалистов, работавших в МИИЗ преподавателями, был выполнен большой объем работ по обследованию земель, составлению проектов формирования землепользований, расселению.

По результатам  работ были защищены диссертации, проведены  научные исследования рядом ученых и аспирантов института.

Традиция проводить производственные практики студентов в районах освоения целинных земель для изучения опыта землеустройства в этих регионах продолжается в настоящее время. 
 
 

                                             ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-

                               МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 1945-1967 гг. 
 

В 1945 г. в институте  было два факультета; землеустроительный и геодезический, на которых обучалось  примерно 300 человек. На геодезическом  факультете существовали очная и  заочная формы обучения. Постепенно общее число студентов возрастало и к 1959/60 учебному году достигло 800 человек.

В 1962 г. в Московском институте инженеров землеустройства  организуют подготовку инженеров-землеустроителей со специализацией по планировке сельских населенных мест. На этой базе в 1964 г. открывается факультет по подготовке архитекторов для села.

К началу 1965/66 учебного года в Московском институте инженеров  землеустройства числилось 1147 студентов, в том числе на землеустроительном факультете – 606, на геодезическом  - 243, на архитектурном -  298.

Кроме того на заочном  отделении института также обучалось  все большее число студентов 

В 1964 г. были утверждены новые учебные планы по специальностям «Землеустройства» и «Геодезия», а в 1965 г. – по специальности  «Архитектура». Учебные планы были утверждены Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Срок обучения по учебным планам составлял 5 лет.

Учебная практика (по геодезии, аэрофотогеодезии, почвоведению, земледелию и растениеводству) в  ранее действовавших планах находилась в пределах 20-26 нед. По учебному плану 1964 г. 23 нед.

На производственную практику (по землеустройству и геодезии) по ранее действовавшим учебным  планам предусматривалось от 25 до 38 нед., по учебному плану 1964 г. 29 нед.

На дипломное  проектирование по ранее существовавшим учебным планам отводилось  13-20 нед., а по учебному плану 1964 г. 17 нед.

Теоретическая подготовка студентов институте  предшествовала практическим приемам  обучения. Она включала лекции, которые  читали профессора и доценты. Лекции дополнялись семинарами, практическими и лабораторными занятиями, значение которых для теоретической подготовки студентов весьма велико.

Учитывая специфику  института, большую роль в теоретической  подготовке играли курсовые проекты  и работы. Этот вид обучения позволял студентам  самостоятельно применять знания, полученных на лекциях и практических занятиях. В 1930-1932 гг. в ряде вузов, в том числе и в МИЗ, был проведен эксперимент по обучению студентов без лекций. Считалось, что необходимые сведения теоретического характера каждый может получить из учебника и учебных пособий, а детальный разбор вопросов целесообразно проводить на семинарах, практических и лабораторных занятиях. Жизнь доказала нецелесообразность такой организации учебы. Студенты по разным причинам не изучали предварительно теорию по учебникам, приходили на занятия не подготовленными. От этого страдало качество занятий.

Для большей  наглядности и лучшего усвоения при изучении ряда дисциплин  использовались фильмы. Имелись широкопленочный т узкопленочный аппараты, кинозалы организовывались в актовом зале и ряде больших аудиторий. Применялись и эпидиаскопы, особенно при изучении истории искусств и архитектуры, инженерно-строительных и других дисциплин. Для изучения иностранных языков был оборудован  лингафонный кабинет с пропускной способностью 7000 человеко-дней в учебный год.

Экскурсии- весьма эффективный метод обучения. Его  использовали кафедры землепользования, марксизма- ленинизма, сельскохозяйственной картографии, земледелия, растениеводства, почвоведения и ряд других.

Обучение в  институте заканчивалось преддипломной  практикой, дипломным проектированием  и защитой дипломного проекта (работы).

На 5 курсе студенты всех факультетов института получали персональное распределение. Распределение было обязательным. По окончанию института студенты обязаны были отработать по специальности по государственному распределению не менее трех лет. Прибыв на место работы, они получали денежное пособие (в размере месячного оклада), жилье. Выпускники Московского института инженеров землеустройства пользовались особым уважением. 

В 1967 г. в институте  было уже пять факультетов: землеустроительный, геодезический, архитектурный, повышения квалификаций и заочный. Работало семнадцать кафедр, профессорско-преподавательский состав которых осуществлял подготовку специалистов для сельского хозяйства страны.

Институт, кроме  того, являлся ведущим в СССР методическим и научным центром по землеустройству.    
 

                                   НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

                                   РАБОТА И ПОДГОТОВКА НАУЧНО-

                                 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В МИИЗ

                                                       (1930-1979) 
 

Организация научных  исследований и подготовка научно- педагогических кадров решающим образом влияют на развитие науки и, следовательно, на внедрение научных достижений в народное хозяйство и учебный процесс.

В 1930 г. началось становление социалистического  землеустройства как науки. Одновременно был образован  Московский институт землеустройства (на базе бывшего Межевого института), который стал основным научным центром и центром подготовки научных и инженерных кадров в области землеустройства.

Многие задачи в области землеустройства нужно  было решать в минимальные сроки, что вызывало необходимость организации оперативных и в тоже время достаточно надежных исследований, создающих основу для разработки теории основ, главных принципов новой науки - социалистического землеустройства.

Поэтому, новой  формой организации научных исследований, слала организация в институте комплексных экспедиций (совместно с НИИОТ) в 1933-1934 гг.

В экспедиции 1933 г. исследовалось влияние рельефа  на работу тракторных агрегатов. Результаты исследований были опубликованы в монографии «Влияние рельефа на машиноиспользование» (1934).

В 1934 г. экспедиция в Смоленскую область исследовала  вопросы ликвидации хуторского расселения. В итоге исследования опубликована брошюра «Землеустройство и ликвидация хуторского расселения в Западной области» (1935).

В соответствии с договором между МИЗ и  НКСХ РСФСР от 17 марта 1943 г. преподаватели  вуза занимались изучение эффективности  введения дополнительных и подсобных  отраслей в совхозах «Раменское», «Красная Пресня» Мордовской АССР (научный  руководитель Б.А. трудолюбов).

Руководство научно- исследовательскими работами в это  время было возложено на доктора  технических наук Н.А.Павлова.

Несмотря на огромные трудности послевоенного  периода, институт продолжал вести  серьезные научные исследования.

Так, в 1958 -1960 гг. научно-исследовательская работа (НИР) включала 10 тем по четырем проблемам:

-совершенствование  методов землеустройства и планировки  сельских населенных мест;

- земельный учет  и изучение земельных фондов  СССР;

-повышение производительности  труда при выполнении геодезических работ для целей землеустройства;

-усовершенствование  аэрофотогеодезических методов  и приборов для крупномасштабной  съемки.

Первую проблему решали работники кафедры земпроектирования.

Потребность в  изучении качественных особенностей земель для улучшения их использования выдвинула необходимость усовершенствовать методы государственного учета земель и разработать методику их экономической оценки. Московский институт инженеров землеустройства включился в эту работу.

В итоге нескольких лет деятельности кафедр землепользования, почвоведения, экономики и организации сельскохозяйственного производства были намечены основы качественной характеристики земель и принципы экономической её оценки.

Помощь работникам землеустройства оказал «Справочник землеустроителя», вышедший в свет в 1961 г. под редакцией С.А. Удачина и А.Т. Панфилова.

Таким образом, вопросы землепользования и земельного кадастра получили достаточное научное  оформление, одобренное практикой. Это  дало возможность ввести в учебный  план по специальностям «Землеустройство» и «Геодезия»  ряд учебных дисциплин- «Земельный кадастр» , «Прогнозирование использования земель», «Учет и устройство городских земель» и др. и организовать подготовку студентов по специализации «Земельный кадастр». 
 

                                       ПРАЗДНОВАНИЕ 200-ЛЕТИЯ

                                                    ИНСТИТУТА

     

В Московском институте инженеров землеустройства празднование 200-летней годовщины его основания рассматривалось как крупное мероприятие широкого общественного значения и как большой праздник всего коллектива и всей землеустроительной общественности.

Информация о работе Освоение целинных и залежных земель (1954-1956)