Особенности становления и развития мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:12, реферат

Краткое описание

Правовой системе стран Востока присуще много общих черт, и тем не менее каждая из них уникальна. Следует отметить прежде всего консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, совершенстве постулатов морали, скрепленной религиозными нормами.
В принятом отношении членов восточного общества к традиционным нормам обычного права и религиозной морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу и механизмы экономического регулирования. Так, определенный вид производящей деятельности был присущ отдельному общественному слою. Достаточно вспомнить. кастовую систему Древней Индии.

Файлы: 1 файл

мусулманская право.docx

— 25.27 Кб (Скачать)

44.Особенности становления  и развития мусульманского права. 
Правовой системе стран Востока присуще много общих черт, и тем не менее каждая из них уникальна. Следует отметить прежде всего консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, совершенстве постулатов морали, скрепленной религиозными нормами. 
В принятом отношении членов восточного общества к традиционным нормам обычного права и религиозной морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу и механизмы экономического регулирования. Так, определенный вид производящей деятельности был присущ отдельному общественному слою. Достаточно вспомнить. кастовую систему Древней Индии. 
Дхарма в Индии, санкционируемая религиозными нормами, была одновременно нормой права, выполнение которой освящалось авторитетом царской власти. Аналогом индийской дхармы в религиозной системе Японии были гири, предписывающие индивидам нормы поведения на все случаи жизни. 
Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в правиле, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку, не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.). В области семейных отношений признавалась и повсеместно декларировалась патриархальная власть главы семейства. 
Специфической чертой мусульманского наследственного права является то, что к наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего. Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для его уголовно-правовой части, является учение о покорности судьбе, о недопустимости сопротивления существующему строю, поскольку он освящен Богом и Мухаммедом, о греховности чувства зависти к богатым и т. д. 
Судебные функции в странах Халифата исполнялись кадиями. Они назначались халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций, им поручались и другие функции. Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката в мусульманском процессе нет. В мусульманском процессе не существовало и писаного делопроизводства. Религиозно-правовым основам мусульманского общества соответствовала 
социальная структура, характеризующаяся определенной обезличенностью господствующего класса, отсутствием системы титулов и привилегий, передаваемых по наследству избранности. 
Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов. «Неизменяемым» считалось и основанное на «священных Ведах» право дхарма-шастр у индусов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Арабский халифат 
 
Социальные отношения в Аравии в VI-VII веках н. э., то есть накануне магометанской (исламистской) реформации, были очень сложными. На большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, ярко проявлявшиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общим владении землей и т. д. В то же время выделялась и окрепла родовая знать. Широкое распространение получают торговля и ростовщичество, существуют довольно крупные города [9]. 
Крестьянское население, жившее сельскими общинами, равно как и основная масса скотоводческих племен, противилась переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. Особую ненависть вызывали торговые города. 
В этой обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость, сосредоточение власти в руках родовой знати, признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и намечало выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны. 
Новая религия – ислам, - образовавшаяся из христианских, иудейских и иных элементов, привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом, в размере сороковой части недвижимого имущества [6]. 
Начиная с первой половины VII века объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей Византии и Ирана, арабы захватывают свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата. 
Халифат как своеобразное раннефеодальное государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. 
На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро феодализироваться, приобретая имения и крепостных. 
Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы [2]. 
В V-VI вв. происходит кризис рабовладельческого способа производства в Юго-Западной Аравии, упадок государств древней цивилизации. Все это, а также необходимость противостоять внешним завоеваниям создали предпосылки к образованию арабского феодального государства. 
Характерной чертой складывания государства у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием феодальной государственности и возникновением новой религии – ислам. Политическое движение за объединение племен, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя и облеченное в религиозную форму, получило название «ханифского движения». 
Ислам, как и другие религии, родившиеся в ходе глубоких социальных потрясений, содержал противоречивые догматы. Первоначально обличение знати, призывы к ограничению ростовщичества, установлению обязательной милостыни беднякам и освобождению рабов вызвали недовольство родоплеменной верхушки. Вместе с тем ислам признавал эксплуатацию, поощрял и защищал частную собственность. Он призывал к покорности (слово «ислам» и означает «покорность Аллаху»). 
«Пророком» ислама стал Мухаммед (умер в 632 году). С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактически главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. В 20-30-х гг. им было завершено организационное оформление мусульманской общины в Медине. Она стала представлять собой не только религиозную, но уже и надплеменную организацию, ядро складывающегося государства. Сам Мухаммед был в этой общине пророком, и племенным вождем, и военным предводителем, и судьей. С помощью ислама и военных отрядов общины решалась задача преодоления племенного сепаратизма [7]. 
Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»). Теократическая идея, заложенная Мухаммедом, способствовала усилению их светской власти. 
Халиф Омар (634-644 гг.) завершил политическое объединение Аравии. Под руководством халифов в VII-VIII вв. были завоеваны обширные территории, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. В результате создалась огромная феодальная империя – Арабский халифат с центром в Дамаске. 
В истории халифата обычно выделяют два периода – дамасский (сирийский), или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский (месопотамский), или период правления династии Аббассидов (750-1055 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского феодального общества и государства [4]. 
Арабская феодальная империя была непрочной. Уже с середины VIII в. начался распад халифата. Образовались несколько «малых» халифатов: Кордовский – в Испании, Каирский – в Египте и т.д. 
 
2. Особенности становления и развития мусульманского права 
 
Процесс феодализации арабского общества стал отчетливо проявляться лишь после завоеваний первой половины VII в. Наряду с главными, типичными для феодального строя чертами, арабский феодализм имел ряд особенностей, обусловленных главным образом его замедленным развитием, религиозными и экономико-географическими факторами. 
Специфика арабского феодализма, как и восточного в целом, кроется прежде всего в относительно устойчивой многоукладности экономики. Ведущий феодальный уклад сосуществовал здесь с патриархально-родовыми и рабовладельческими отношениями. По-прежнему важную роль играло рабовладение. Труд рабов, число которых все возрастало по мере завоеваний, широко использовался в личных хозяйствах феодалов и особенно в государственном хозяйстве. Широкое использование рабского труда во многом замедлило темпы развития феодального уклада в арабском обществе [8]. 
Среди разных форм земельной собственности здесь, как и во многих азиатских странах, доминирующее положение занимала государственная собственность на землю. Она считалась собственностью халифа.  
Методы феодальной эксплуатации крестьян определялись в значительной мере самой структурой поземельных отношений. Основная часть производимого крестьянами продукта взималась государством посредством налогов в пользу халифа. Затем часть налоговых поступлений перераспределялась среди феодальной верхушки в виде жалованья, пенсий и т.д. Важнейшим средством обогащения знати служило предоставление ей халифом права собирать с жителей определенного округа налог в свою пользу. 
В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией сословно-корпоративных групп. Юридическое положение лица в халифате прежде всего определялось его вероисповеданием. Поэтому на первый план выступали различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Зиммии находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). 
Господствующий класс феодалов не имел четкой иерархической структуры. Его верхушку составила мусульманская знать – потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников [9]. 
Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. Коренные арабы поселялись на новых землях обособленными военными колониями. Они были освобождены от некоторых налогов, пользовались рядом привилегий. В некоторых районах крестьян начали прикреплять к земле с тем, чтобы лишить их возможности уклоняться от налогов и повинностей. 
Важную роль в общественной жизни халифата играла купеческая верхушка городов. Вместе с тем в городах отсутствовали развитое ремесленное производство, ориентированное на внутренний рынок, корпоративный строй и самоуправление. 
На самой низкой ступени социальной лестницы находились рабы. Развитие феодальных отношений оказало влияние на правовое положение рабов. Они могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя и не признавались субъектами права. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело.  
В результате завоеваний VII в. у арабов были уничтожены последние остатки военной демократии и произошло оформление своеобразной раннефеодальной монархии. Халифат этого периода представлял собой относительно централизованное теократическое государство. Во главе его стоял халиф, рассматривавшийся как преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Первые халифы избирались мусульманской знатью. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной, предаваемой по завещательному распоряжению [6]. 
Юридическая власть халифа признавалась неограниченной. Фактически он вынужден был в своей политике считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства. 
Главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал везирь. По мусульманскому праву везири могли быть двух родов: с широкой или ограниченной властью, т.е. только исполняющие приказания халифа.  
Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные ведомства – диваны, оформившиеся еще при Омейядах. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалованья или размеров пожалований за военную службу.  
Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции [3]. 
Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. претерпела значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу.  
Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками – эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников – наибов. 
Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин [6]. 
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. 
Верховным судьей считался глава государства – халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. 
Помимо судебных функций, им поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и пр.


Информация о работе Особенности становления и развития мусульманского права