Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:28, реферат
Как показали исследования Северо-Казахстанской археологической экспедиции (СКАЭ), возглавляемой В.Ф. Зайбертом , производящее хозяйство на территории Казахстана впервые появляется в эпоху энеолита у племён ботайской культуры. Безусловно доминирующей формой хозяйства являлось коневодство. Ботайский хозяйственно-культурный тип (ХКТ), возникший в благоприятных природно-климатических условиях и основанный на коневодстве, с наступлением экологического кризиса приходит в упадок и гибнет.
ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СКОТОВОДСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Как показали исследования
Северо-Казахстанской
В эпоху бронзы на территории Казахстана
сформировался принципиально иной - многоотраслевой
- тип хозяйства, основу которого составляли
придомное пастушеское скотоводство,
земледелие и металлургия. Необходимость
формирования именно такого типа экономики
была обусловлена двумя факторами: 1) разнообразием
природно-климатических и ландшафтных
условий Казахстана; 2) изменчивостью природно-климатических
условий во времени, и, как следствие упомянутых
причин, этот тип должен был соответствовать
критерию адаптационной лабильности.
Как верно заметил М.Ф. Косарев, значение
многоотраслевого типа хозяйства состоит
не в том, что в нём были представлены различные
базовые отрасли, а в том, что такой тип
позволял населению бронзового века выживать
в изменяющихся условиях (природно-климатических
и социальных), увеличивая или уменьшая
долю той или иной отрасли, в зависимости
от различного рода обстоятельств, в сфере
обеспечения своей жизнедеятельности
. В свете этого интересно проследить,
какие изменения происходили в скотоводстве
и земледелии андроновцев на протяжении
всего бронзового века Казахстана.
Скотоводство. Сформировавшись на территории
Казахстана в III тыс. до н.э. в виде коневодства,
скотоводство в эпоху бронзы переживало
новый этап своего развития. Уже в доандроновский
период своего развития стадо характеризуется
наличием небольшого количества мелкого
и крупного рогатого скота. Многими исследованиями
доказано, что доместикация этих двух
видов скота произошла не здесь. Видимо,
они попали ан территорию Казахстана в
ходе миграционных и этнокультурных процессов.
Основной же состав стада составляла лошадь,
которую преимущественно и использовали
в пищу, что приближает этот тип хозяйства
к ботайскому (по материалам поселения
Сергеевка).
Трёхкомпонентный состав стада складывается
ко второй четверти II тыс. до н.э. и у населения,
оставившего памятники вишнёвского и
кротовского типов.
В XVIII в. до н.э. на этот фон накладывается
петровско-синташтинская культура, происхождение
которой спорно: автохтонное или мощный
кратковременный импульс из передней
Азии. Период бытования этой культуры
отмечен благоприятными климатическими
условиями. Памятники этого времени занимают
современную лесостепную, степную и частично
полупустынные зоны в полосе от Южного
Зауралья до северных районов Центрального
Казахстана.
С.А. Григорьев считает, что переселенцами
была перенесена на новое место переднеазатская
традиция расселения и хозяйствования
с высокой концентрацией в локальных точках.
Исследования челябинских учёных показали,
что зона расселения синташтинцев, условна
названная ими "страной городов"
протянулась вдоль склонов Урала с севера
на юг на 400 км и на 150 км - с запада на восток.
Укреплённые центры в пределах этого региона
располагались на расстоянии в 40-70 км друг
от друга. Средний радиус освоения территории
каждого административно-хозяйственного
центра составлял примерно 25-30 км. Григорьев
С.А. считает, что этой территории недостаточно
для выпаса того количества скота, которое
необходимо было жителям поселений для
питания и использования в ритуальных
целях. Г.Б. Зданович отмечает, что аркаимцы
для отправления различных культовых
обрядов использовали огромное количество
скота. Приняв во внимание цифры возможностей
выпаса скота в долинах уральских рек,
слабую освоенность городищ малую площадь
долин и низкое количество биомассы на
водоразделах, С.А. Григорьев делает вывод
о недостаточности биологических ресурсов
Южного Зауралья для воспроизводства
синташтинского общества. Положение усугублялось
резким преобладанием количества лошадей
в стаде, по сравнению с количеством их
костей среди кухонных остатков поселений.
В качестве компенсации этого дисбаланса
создаётся система хозяйства, которую
он называет военно-скотоводческой, основанной
на изъятии скота у соседей. Подобный факт
известен в этнологической литературе
под термином "этническая химера".
Такой тип хозяйства не мог просуществовать
долго и впоследствии происходит отказ
как от городищ типа Аркаима, так и от изъятия
скота у соседей. По всей видимости, синташтинское
население сливается с сосуществовавшим
с ним населением пережиточно-энеолитических
и раннебронзовых культур. Скорее всего,
в ходе этого процесса и формируется тот
состав стада, который ещё целое тысячелетие
будет определять экономику населения
всей бронзовой эпохи . Данный процесс
происходит в петровское время, которое
ряд учёных считает поздним этапом синташтинско-петровской
культуры.
В стаде преобладал крупный рогатый скот
(до 74%), на втором месте по численности
стоял мелкий рогатый скот. На третьем
- лошадь, количество которой обычно не
превышало 10%. Крупный рогатый скот в основном
был комолым, с преобладанием быков и волов,
и использовался в мясном и мясо-молочном
направлении. Овцы также были в основном
комолые, а козы - рогатые и принадлежали
к кранилогическому типу prisca. Соотношение
их в стаде составляло соответственно
84% и 16%. В северной лесостепи МРС преимущественно
использовался в мясных целях, в то время
как в южной - для получения шерсти. Что
касается лошади, то она была представлена
большим разнообразием пород и использовалась
как мясное животное и в упряжках колесниц.
В алакульское время происходит изменение
в использовании лошади. Её уже на запрягают
в колесницах, а используют для верховой
езды . Состав стада изменения не претерпел.
Период плювиала в конце алакульского
времени сменяется длительным периодом
усыхания, что привело к значительной
смене экологических условий на территории
Казахстана. В целях адаптации к изменившемуся
природному окружению внутри многоотраслевого
хозяйства андроновцев происходят структурные
подвижки. В первую очередь, это отразилось
на составе стада, но не везде. Так, в эпоху
крайнего ксеротерма, пришедшуюся, по
археологическим данным, на фёдоровско-бишкульское
время, в северной части Казахстана в составе
стада никаких изменений не произошло.
Иначе обстояло дело в Центральном Казахстане,
где "начиная с атасуского этапа, удельный
вес КРС уменьшается и ведущее место занимает
МРС и лошадь, появляется верблюд. Это,
несомненно, говорит о подвижном характере
стада и о начале перекочёвок на короткие
расстояния". А.Х. Маргулан считал, что
уже в эпоху средней и поздней бронзы верблюд
являлся одним из основных транспортных
животных, особенно у племён, обитавших
в пределах пустыни Бетпак-Дала.
Недолговременность и локализация переселившихся
в экстрааридный Урало-Каспийский регион
алакульцев и срубников позволяет считать,
что к фёдоровскому времени эти племена
перешли к подвижному образу жизни и к
скотоводческой специализации.
Наиболее заметные изменения в скотоводстве
происходят на территории Казахстана
в эпоху поздней бронзы. В целом, единый
состав стада петровчан, алакульцев и
фёдоровцев в саргаринской и бегазы-дандыбаевской
культурах теряет своё единообразие. М.К.
Хабдулина и Г.Б. Зданович связывают изменение
состава стада у саргаринцев с наступившим
к рубежу бронзового и раннего железного
веков увлажнением, похолоданием и увеличением
глубины снежного покрова. Так, по всей
зоне лесостепей и степей Северного Казахстана
идёт увеличение процента лошади в стаде
и сокращение количества КРС. Причём, на
юге лесостепи лошади стало почти в два
раза больше, чем на севере. Резко сокращается
и численность МРС. Создаётся впечатление,
что население возвращается к доандроновскому
составу стада.
Тот же процесс повышения увлажненности
климата в Центральном Казахстане привёл
к совершенно иным последствиям, чем на
севере. По всей видимости, полупустыни
и пустыни зазеленели, а также увеличилось
количество водоёмов, что позволило бегазы-дандыбаевским
скотоводам освоить пустынные районы
Бетпак-Далы и Северного Прибалхашья.
Увлажнение позволило стадам, увеличивавшимся
под давлением роста численности населения
и вытаптывающими близлежащие пастбища,
выйти за пределы речных долин. Но подвижный
состав скотоводства сказался на процентном
соотношении видового состава стада. В
Центральном Казахстане усиливается тенденция
увеличения доли МРС и лошади, а также
уменьшение доли КРС.
Эволюция видового состава стада шла параллельно
с эволюцией технологии скотоводства
андроновцев. По мнению М.Ф. Косарева, преобладание
на значительном временном отрезке в стаде
КРС, который не способен доставать из-под
снега корм, позволяет предполагать стойловое
содержание скота в зимнее время и, следовательно,
заготовку на зиму значительных запасов
сена. Для этой цели служили каменные ножи,
металлические серпы и даже косы (поселение
Чаглинка). Так было освоено сенокошение.
Поскольку андроновцы вели осёдлый образ
жизни, то для того, чтобы обеспечить скот
водой и травой, они селились в широких
плодородных долинах, богатых водой и
лугами. Для водообеспечения скота были
изобретены колодцы, плотины, запруды.
Тот факт, что население должно было стремиться
сберечь от потравы скотом покосные луга
и поля, лежащие около зимовок, навёл М.Ф.
Косарева на мысль о том, что у андроновцев
существовало отгонное скотоводство .
Зимнее же содержание скота до эпохи финальной
бронзы осуществлялось в жилых помещениях.
В финальную бронзу меняется технология
скотоводства. Характер изменения видового
состава стада свидетельствует, что в
это время скотоводство становится всё
более яйлажным. Вышеупомянутая увлажнённость
климата, рост численности населения,
теснота речных долин способствуют и заставляют
бегазы-дандыбаевцев осваивать широкие
степные, пустынные и полупустынные пространства.
Значение яйлажного скотоводства заключается
именно в том, что это бала новая для того
времени форма организации отгонного
скотоводства, обеспечивающая повышение
продуктивности стада и увеличение его
поголовья. К тому же, оно - необходимый
этап для перехода к более прогрессивному
виду хозяйства - кочевому скотоводству.
Но такой переход мог осуществиться только
при условии овладения в совершенстве
населением Казахстана эпохи бронзы навыков
по переработке животноводческого сырья
(мяса, молока, шерсти, кожи, кости и др.).
Их совершенствование и первичная апробация
как раз и происходила на стадии яйлажного
скотоводства.
Очевидно, что на территории Казахстана
шла эволюция форм скотоводства - от придомного
до яйлажного, изменения видового состава
стада, освоение новых технологических
звеньев производственного скотоводческого
цикла и прогресс в переработке животноводческого
сырья. Но это не значит, что мы должны
представлять себе развитие скотоводства
на огромной территории Казахстана как
единообразный и синхронный процесс. Так,
мы видим серьёзные различия в ходе этого
процесса в эпоху финальной бронзы у населения
северных и центральных районов Казахстана.
Соответственно, можно предполагать и
различные пути перехода к кочевому скотоводству.
Информация о работе Основные этапы развития скотоводства на территории Казахстана в эпоху бронзы