Основные этапы развития скотоводства на территории Казахстана в эпоху бронзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:28, реферат

Краткое описание

Как показали исследования Северо-Казахстанской археологической экспедиции (СКАЭ), возглавляемой В.Ф. Зайбертом , производящее хозяйство на территории Казахстана впервые появляется в эпоху энеолита у племён ботайской культуры. Безусловно доминирующей формой хозяйства являлось коневодство. Ботайский хозяйственно-культурный тип (ХКТ), возникший в благоприятных природно-климатических условиях и основанный на коневодстве, с наступлением экологического кризиса приходит в упадок и гибнет.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СКОТОВОДСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.docx

— 20.63 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СКОТОВОДСТВА  
НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ЭПОХУ БРОНЗЫ
 

Как показали исследования Северо-Казахстанской археологической  экспедиции (СКАЭ), возглавляемой В.Ф. Зайбертом , производящее хозяйство на территории Казахстана впервые появляется в эпоху энеолита у племён ботайской культуры. Безусловно доминирующей формой хозяйства являлось коневодство. Ботайский хозяйственно-культурный тип (ХКТ), возникший в благоприятных природно-климатических условиях и основанный на коневодстве, с наступлением экологического кризиса приходит в упадок и гибнет. 
В эпоху бронзы на территории Казахстана сформировался принципиально иной - многоотраслевой - тип хозяйства, основу которого составляли придомное пастушеское скотоводство, земледелие и металлургия. Необходимость формирования именно такого типа экономики была обусловлена двумя факторами: 1) разнообразием природно-климатических и ландшафтных условий Казахстана; 2) изменчивостью природно-климатических условий во времени, и, как следствие упомянутых причин, этот тип должен был соответствовать критерию адаптационной лабильности. Как верно заметил М.Ф. Косарев, значение многоотраслевого типа хозяйства состоит не в том, что в нём были представлены различные базовые отрасли, а в том, что такой тип позволял населению бронзового века выживать в изменяющихся условиях (природно-климатических и социальных), увеличивая или уменьшая долю той или иной отрасли, в зависимости от различного рода обстоятельств, в сфере обеспечения своей жизнедеятельности . В свете этого интересно проследить, какие изменения происходили в скотоводстве и земледелии андроновцев на протяжении всего бронзового века Казахстана. 
Скотоводство. Сформировавшись на территории Казахстана в III тыс. до н.э. в виде коневодства, скотоводство в эпоху бронзы переживало новый этап своего развития. Уже в доандроновский период своего развития стадо характеризуется наличием небольшого количества мелкого и крупного рогатого скота. Многими исследованиями доказано, что доместикация этих двух видов скота произошла не здесь. Видимо, они попали ан территорию Казахстана в ходе миграционных и этнокультурных процессов. Основной же состав стада составляла лошадь, которую преимущественно и использовали в пищу, что приближает этот тип хозяйства к ботайскому (по материалам поселения Сергеевка). 
Трёхкомпонентный состав стада складывается ко второй четверти II тыс. до н.э. и у населения, оставившего памятники вишнёвского и кротовского типов. 
В XVIII в. до н.э. на этот фон накладывается петровско-синташтинская культура, происхождение которой спорно: автохтонное или мощный кратковременный импульс из передней Азии. Период бытования этой культуры отмечен благоприятными климатическими условиями. Памятники этого времени занимают современную лесостепную, степную и частично полупустынные зоны в полосе от Южного Зауралья до северных районов Центрального Казахстана. 
С.А. Григорьев считает, что переселенцами была перенесена на новое место переднеазатская традиция расселения и хозяйствования с высокой концентрацией в локальных точках. 
Исследования челябинских учёных показали, что зона расселения синташтинцев, условна названная ими "страной городов" протянулась вдоль склонов Урала с севера на юг на 400 км и на 150 км - с запада на восток. Укреплённые центры в пределах этого региона располагались на расстоянии в 40-70 км друг от друга. Средний радиус освоения территории каждого административно-хозяйственного центра составлял примерно 25-30 км. Григорьев С.А. считает, что этой территории недостаточно для выпаса того количества скота, которое необходимо было жителям поселений для питания и использования в ритуальных целях. Г.Б. Зданович отмечает, что аркаимцы для отправления различных культовых обрядов использовали огромное количество скота. Приняв во внимание цифры возможностей выпаса скота в долинах уральских рек, слабую освоенность городищ малую площадь долин и низкое количество биомассы на водоразделах, С.А. Григорьев делает вывод о недостаточности биологических ресурсов Южного Зауралья для воспроизводства синташтинского общества. Положение усугублялось резким преобладанием количества лошадей в стаде, по сравнению с количеством их костей среди кухонных остатков поселений. В качестве компенсации этого дисбаланса создаётся система хозяйства, которую он называет военно-скотоводческой, основанной на изъятии скота у соседей. Подобный факт известен в этнологической литературе под термином "этническая химера". Такой тип хозяйства не мог просуществовать долго и впоследствии происходит отказ как от городищ типа Аркаима, так и от изъятия скота у соседей. По всей видимости, синташтинское население сливается с сосуществовавшим с ним населением пережиточно-энеолитических и раннебронзовых культур. Скорее всего, в ходе этого процесса и формируется тот состав стада, который ещё целое тысячелетие будет определять экономику населения всей бронзовой эпохи . Данный процесс происходит в петровское время, которое ряд учёных считает поздним этапом синташтинско-петровской культуры. 
В стаде преобладал крупный рогатый скот (до 74%), на втором месте по численности стоял мелкий рогатый скот. На третьем - лошадь, количество которой обычно не превышало 10%. Крупный рогатый скот в основном был комолым, с преобладанием быков и волов, и использовался в мясном и мясо-молочном направлении. Овцы также были в основном комолые, а козы - рогатые и принадлежали к кранилогическому типу prisca. Соотношение их в стаде составляло соответственно 84% и 16%. В северной лесостепи МРС преимущественно использовался в мясных целях, в то время как в южной - для получения шерсти. Что касается лошади, то она была представлена большим разнообразием пород и использовалась как мясное животное и в упряжках колесниц. 
В алакульское время происходит изменение в использовании лошади. Её уже на запрягают в колесницах, а используют для верховой езды . Состав стада изменения не претерпел. 
Период плювиала в конце алакульского времени сменяется длительным периодом усыхания, что привело к значительной смене экологических условий на территории Казахстана. В целях адаптации к изменившемуся природному окружению внутри многоотраслевого хозяйства андроновцев происходят структурные подвижки. В первую очередь, это отразилось на составе стада, но не везде. Так, в эпоху крайнего ксеротерма, пришедшуюся, по археологическим данным, на фёдоровско-бишкульское время, в северной части Казахстана в составе стада никаких изменений не произошло. Иначе обстояло дело в Центральном Казахстане, где "начиная с атасуского этапа, удельный вес КРС уменьшается и ведущее место занимает МРС и лошадь, появляется верблюд. Это, несомненно, говорит о подвижном характере стада и о начале перекочёвок на короткие расстояния". А.Х. Маргулан считал, что уже в эпоху средней и поздней бронзы верблюд являлся одним из основных транспортных животных, особенно у племён, обитавших в пределах пустыни Бетпак-Дала. 
Недолговременность и локализация переселившихся в экстрааридный Урало-Каспийский регион алакульцев и срубников позволяет считать, что к фёдоровскому времени эти племена перешли к подвижному образу жизни и к скотоводческой специализации. 
Наиболее заметные изменения в скотоводстве происходят на территории Казахстана в эпоху поздней бронзы. В целом, единый состав стада петровчан, алакульцев и фёдоровцев в саргаринской и бегазы-дандыбаевской культурах теряет своё единообразие. М.К. Хабдулина и Г.Б. Зданович связывают изменение состава стада у саргаринцев с наступившим к рубежу бронзового и раннего железного веков увлажнением, похолоданием и увеличением глубины снежного покрова. Так, по всей зоне лесостепей и степей Северного Казахстана идёт увеличение процента лошади в стаде и сокращение количества КРС. Причём, на юге лесостепи лошади стало почти в два раза больше, чем на севере. Резко сокращается и численность МРС. Создаётся впечатление, что население возвращается к доандроновскому составу стада. 
Тот же процесс повышения увлажненности климата в Центральном Казахстане привёл к совершенно иным последствиям, чем на севере. По всей видимости, полупустыни и пустыни зазеленели, а также увеличилось количество водоёмов, что позволило бегазы-дандыбаевским скотоводам освоить пустынные районы Бетпак-Далы и Северного Прибалхашья. Увлажнение позволило стадам, увеличивавшимся под давлением роста численности населения и вытаптывающими близлежащие пастбища, выйти за пределы речных долин. Но подвижный состав скотоводства сказался на процентном соотношении видового состава стада. В Центральном Казахстане усиливается тенденция увеличения доли МРС и лошади, а также уменьшение доли КРС. 
Эволюция видового состава стада шла параллельно с эволюцией технологии скотоводства андроновцев. По мнению М.Ф. Косарева, преобладание на значительном временном отрезке в стаде КРС, который не способен доставать из-под снега корм, позволяет предполагать стойловое содержание скота в зимнее время и, следовательно, заготовку на зиму значительных запасов сена. Для этой цели служили каменные ножи, металлические серпы и даже косы (поселение Чаглинка). Так было освоено сенокошение. Поскольку андроновцы вели осёдлый образ жизни, то для того, чтобы обеспечить скот водой и травой, они селились в широких плодородных долинах, богатых водой и лугами. Для водообеспечения скота были изобретены колодцы, плотины, запруды. Тот факт, что население должно было стремиться сберечь от потравы скотом покосные луга и поля, лежащие около зимовок, навёл М.Ф. Косарева на мысль о том, что у андроновцев существовало отгонное скотоводство . Зимнее же содержание скота до эпохи финальной бронзы осуществлялось в жилых помещениях. 
В финальную бронзу меняется технология скотоводства. Характер изменения видового состава стада свидетельствует, что в это время скотоводство становится всё более яйлажным. Вышеупомянутая увлажнённость климата, рост численности населения, теснота речных долин способствуют и заставляют бегазы-дандыбаевцев осваивать широкие степные, пустынные и полупустынные пространства. Значение яйлажного скотоводства заключается именно в том, что это бала новая для того времени форма организации отгонного скотоводства, обеспечивающая повышение продуктивности стада и увеличение его поголовья. К тому же, оно - необходимый этап для перехода к более прогрессивному виду хозяйства - кочевому скотоводству. 
Но такой переход мог осуществиться только при условии овладения в совершенстве населением Казахстана эпохи бронзы навыков по переработке животноводческого сырья (мяса, молока, шерсти, кожи, кости и др.). Их совершенствование и первичная апробация как раз и происходила на стадии яйлажного скотоводства. 
Очевидно, что на территории Казахстана шла эволюция форм скотоводства - от придомного до яйлажного, изменения видового состава стада, освоение новых технологических звеньев производственного скотоводческого цикла и прогресс в переработке животноводческого сырья. Но это не значит, что мы должны представлять себе развитие скотоводства на огромной территории Казахстана как единообразный и синхронный процесс. Так, мы видим серьёзные различия в ходе этого процесса в эпоху финальной бронзы у населения северных и центральных районов Казахстана. Соответственно, можно предполагать и различные пути перехода к кочевому скотоводству. 

Информация о работе Основные этапы развития скотоводства на территории Казахстана в эпоху бронзы