Османская империя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Османская империя, созданная в результате завоевательных походов турецких султанов, занимала на рубеже XVI—XVII вв. огромную территорию в трех частях света — в Европе, Азии и Африке. Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, разнообразными климатическими условиями и хозяйственно-бытовыми традициями было делом непростым. И если турецким султанам во второй половине XV в. и в XVI в. удавалось в целом решать эту проблему, то главным слагаемым успеха были: последовательная политика централизации и укрепления политического единства, хорошо организованная и отлаженная военная машина, теснейшим образом связанная с тимарной (военно-ленной) системой землевладения. И все эти три рычага обеспечения могущества империи прочно удерживались в руках султанов, олицетворявших всю полноту власти не только светской, но и духовной, ибо султан носил титул халифа — духовного главы всех мусульман-суннитов.

Оглавление

Введение 3
1.Выделение Османского башлыка и его расширение 4
2.Завоевательные походы турок-османов и возникновение Османского государства 6
3.Особенности общеполитического строя. Тимарная система. Органы власти и роль султана. 8
4. Турецкие завоевания на Балканах. Падение Константинополя. Мехмед Завоеватель 12
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

Туркі-османы.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

Введение

 

     Османская империя, созданная в результате завоевательных походов турецких султанов, занимала на рубеже XVI—XVII вв. огромную территорию в трех частях света —  в Европе, Азии и Африке. Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, разнообразными климатическими условиями и хозяйственно-бытовыми традициями было делом непростым. И если турецким султанам во второй половине XV в. и в XVI в. удавалось в целом решать эту проблему, то главным слагаемым успеха были: последовательная политика централизации и укрепления политического единства, хорошо организованная и отлаженная военная машина, теснейшим образом связанная с тимарной (военно-ленной) системой землевладения. И все эти три рычага обеспечения могущества империи прочно удерживались в руках султанов, олицетворявших всю полноту власти не только светской, но и духовной, ибо султан носил титул халифа — духовного главы всех мусульман-суннитов.

     Резиденцией султанов с середины XV в. вплоть до крушения Османской империи был Стамбул — центр всей системы управления государством, средоточие высших органов власти. Французский исследователь истории османской столицы Робер Мантран с полным основанием видит в этом городе воплощение всей специфики государства османов. «Несмотря на многообразие территорий и народов, находившихся под властью султана, — пишет он, — на протяжении всей своей истории османская столица, Стамбул, была воплощением империи вначале благодаря космополитической природе своего населения, где, однако, турецкий элемент был главенствующим и преобладающим, а затем благодаря тому, что она представляла собой синтез этой империи в виде ее административного и военного, экономического и культурного центра».

 

     

1.Выделение Османского башлыка и его расширение

 

     Вторая (после сельджуков) волна переселения тюркского этноса в Малую Азию из далеких просторов Центральной Азии была инициирована мощным давлением татаро-монгольского вторжения; поток этот как бы разбился на несколько направлений.

     Часть сил под общепринятым условным названием  татаро-монгольских войск устремилась  в направлении раздробленных, ослабленных  междоусобицами восточнославянских княжеств, расположенных к западу от Волги. Вскоре татаро-монголы покорили почти  всю Древнюю Русь.

     Другая  часть сил вторжения двинулась  через Иран и Среднюю Азию по направлению  к Средиземному морю. Они как бы гнали перед собой волны разрозненных и немногочисленных, но воинственных тюркских племен. В 1243 г. татаро-монголы  разгромили в Малой Азии войска сельджукидов. К этому же времени их войска разбили и киевских князей. Установить в Малой Азии такую же централизованную систему власти, как на Руси, татаро-монгольские полководцы не смогли. И сил не хватило, и Византия еще довольно крепко держалась, да и Иран оставался в тылу продвигавшихся к западу войск.

     В Западной и Центральной Анатолии сложилось почти 20 мелких княжеств, лишь формально признававших вассальную зависимость от монгольских правителей, оставшихся далеко на востоке, в сердце Центральной Азии. Эти княжества, или бейлики (от слова "бей" - правитель) населяли отступившие под натиском войск Чингизхана и его преемников кочевые тюрки и осевшие еще раньше в Анатолии кочевые и полукочевые племена тюркского корня.

     Племена говорили на одном, с диалектальными различиями языке, были отрезаны Ордой от ставшей недосягаемой родины - далекого Туркестана. Естественным состоянием их были вооруженная мобильность мужчин и военно-кочевой в целом образ жизни. Часть вольных или невольных переселенцев воевала друг с другом и с соседями - византийцами, греками, армянами, персами, арабами; другие тоже сражались, но больше занимались земледелием и пасли скот. Те и другие группы тюркских переселенцев замещали друг друга в общем цивилизационном потоке. Объединяло и воинов, и пастухов-земледельцев общее сознание: чтобы выжить в чужих землях, надо было крепко держаться за собрата-соседа и хорошо владеть оружием [1, с. 121-122].

     Выделяются  умелые военные вожди - эмиры, бей, бродячие проповедники - дервиши, исламские (мусульманские) руководители - бабА (буквально - отец), или шейхи. - Вожди: светские - эмиры, т.е. "повелевающие", и религиозные "отцы" объединяли своих воинственных собратьев силой оружия и силой убеждения - слова. Вокруг эмиров сложились дружины воинов, фактически профессионалов. А куда направить горячего скакуна и острый, изогнутый, как серп молодой луны, клинок из голубоватой стали - на это указывали вожди религиозные. Любая война с "неверными", т.е. людьми другой веры, была делом вполне богоугодным и очень выгодным. Устойчивое противостояние всему инакоустроенному, иначе газават ("победоносные действия за веру"), как системное качество помогло выжить наиболее компактному, крепкому бейлику на северо-западе Малой Азии.

     Здесь правил первый независимый бей по имени Осман (1288-1324). От его имени государство стало называться Османская держава, а позднее по-западному - империя - и проживали тут турки-османы. Оно просуществовало как монархия (султанат) до 1922 г., т.е. непрерывно и при одной и той же османской династии, что весьма раритетно для мировой истории, почти 700 лет!

     Сам Осман и его ближайшие преемники  Орхан (1314-1362) Мурад I (1362-1389) и Баязид I (1389-1402) были людьми лично очень  храбрыми и умелыми в бою (иначе  какой пример воинам?), необычайно деятельными, энергичными и расчетливыми в политике. При этом они умели точно просчитывать свое место в окружающем мире, чужеродном в этническом, социальном и культурно-религиозном смыслах.

     Во-первых, беи османиды взяли за пример жизнь  пророка Мухаммеда и его праведных сподвижников - халифов, которые при жизни только одного поколения мечом и Кораном создали Великий Арабский халифат. "Мы правим, мы повелеваем, - считали они, - значит, и мы отмечены милостью Аллаха!"

     Во-вторых, и это было не менее важно, их владение, т.е. их бейлик, оказался вдали от ордынских наместников-баскаков, столь же беспощадных в Азии, как и на Руси. Соседство Византии, которая вначале благосклонно взирала на новых воинственных соседей-турок, как бы отгородивших Византию и от арабов, и от ордынцев, первые османские правители, или султаны, использовали с выгодой для себя.

     Они хотели и умели учиться. Всему - и  военному делу у опытной великой  державы "ромеев" Византии, в первую очередь. Кроме того, турки перенимали опыт тысячелетнего управления государством, искусства византийской тонкой, построенной на разведке и личных преемственных связях дипломатии, а также налаженной веками организации земледельческих работ в Анатолии, житнице древнего мира, которая вскормила хеттов и допотопные цивилизации. Если где-то утвердилась сильная власть и раскинулись тучные поля, то туда и направят свои кибитки все новые и новые переселенцы из тюрских племен. Они вливались в османский бейлик, создавали по соседству с османидами свои поселения, которые впоследствии, когда добровольно, а когда хитростью или оружием, присоединялись к бейлику. Нетерпимость к соперникам, фанатическая устремленность к подчинению всего инакого, неосманского, были заложены в генотипе молодой государственной системы.

 

2.Завоевательные походы турок-османов и возникновение Османского государства

 

     Создатель будущей могучей державы, Осман (1259–1324/1326), унаследовал от своего отца Эртогрула  небольшой пограничный удел (удж) Сельджукского государства на юго-восточной  границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя.

     В последние годы османского могущества появилась легенда, гласившая, что  Эртогрул и его племя подоспели  из Центральной Азии как раз вовремя, чтобы успеть спасти сельджуков в их битве с монголами, и в награду получили их западные земли. Однако современные исследования не подтверждают эту легенду. Эртогрулу его удел был подарен сельджуками, которым он присягал и платил дань, как и монгольским ханам. Так продолжалось и при Османе и его сыне вплоть до 1335. Вполне вероятно, что ни Осман, ни его отец не были гази до тех пор, пока Осман не попал под влияние одного из дервишских орденов. В 1280-х годах Осману удалось захватить Биледжик, Иненю и Эскишехир.

     В самом начале 14 в. Осман вместе со своими гази присоединил к своему государству земли, простиравшиеся вплоть до побережий Черного и  Мраморного морей, а также большую  часть территории к западу от р.Сакарья, вплоть до Кютахьи на юге. После смерти Османа его сын Орхан занял укрепленный византийский город Бруса. Бурса, как назвали его османы, стала столицей османского государства и оставалась ею в течение более 100 лет до тех пор, пока не был взят Константинополь. Практически в течение одного десятилетия Византия потеряла почти всю Малую Азию, и такие исторические города, как Никея и Никомедия, получили названия Изник и Измит. Османы подчинили себе бейлик Кареси в Бергаме (бывший Пергам), и гази Орхан стал правителем всей северо-западной части Анатолии: от Эгейского моря и пролива Дарданеллы до Черного моря и пролива Босфор.

     Османы  во главе с султаном Орханом пересекли  Дарданеллы и высадились в Европе, создав плацдарм на Балканах. Ранее  тюрки-гази из Анатолии совершали набеги на острова Эгейского моря, а также на Фракию и Македонию. В 1345 византийский император Иоанн VI Кантакузин пригласил Орхана и его воинов для борьбы со своим противником императором Иоанном V Палеологом. Воины Орхана захватили в Европе полосу земли от пролива Дарданеллы до Черного моря, блокировав византийские дороги, связывавшие Константинополь с Балканами [2, с. 145-146].

     В 1359 на престол вступил старший  сын Орхана Мурад I, выдающийся правитель, который закрепил постоянное присутствие  османских войск в Европе, овладев в 1361 Адрианополем и включив его в состав своего государства. Получив название Эдирне, этот город стал европейской столицей османского государства вплоть до захвата Константинополя в 1453. В течение следующих 300 лет он оставался излюбленной резиденцией султанов и опорной базой их европейских походов, а также местоположением ставки вооруженных сил вплоть до 20 в. Мурад сумел обосноваться в самом сердце Балкан и в 1389 разгромил сербского князя в битве на Косовом Поле, хотя и сам погиб в конце битвы. С этого времени большая часть земель к югу от Дуная перешла в руки османов, которые совершали частые набеги на Венгрию, Австрию, Италию и Грецию.

     В Азии Мураду I тоже сопутствовала удача: заняв Анкару, он расширил границы  Османской империи на юг до гор Тавр и, женив своего сына Баязида на дочери бея Гермия, присоединил к своему государству этот бейлик. Менее удачными оказались походы против правителей Карамана и Теке.

 

3.Особенности  общеполитического  строя. Тимарная  система. Органы  власти и роль  султана.

 

       Высокое Османское Государство (Османская  империя) появилось вследствие завоеваний Анатолии (Малой Азии) в 11 в. турками-сельджуками, которые овладели землями, ранее принадлежавшими Византии, и ассимилировали её, преимущественно, греческое население. Наследниками первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, которая завершила завоевание Византии взятием в 1453 году Константинополя. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520—1555), империя простиралась от Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. Период Османской империи закончился после окончания Первой мировой войны, когда она распалась на множество независимых государств, а турецкие земли вошли в современную Турецкую республику.

       Османская империя на протяжении 6 столетий развила достаточно сложное государственное устройство. В годы правления Османа (1288 – 1326) формируется могущественное военное государство, абсолютистское, по сути, хотя полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Этот период обозначен созданием Османской системы государственного управления, которая оставалась практически неизменной на протяжении четырёх столетий. Преимущественно по практическим причинам (торговля, налоги), Османское государство относительно терпимо относилось к немусульманам, в частности не практиковалось принудительное обращение в ислам. Было введено понятие «миллет», согласно которому, религиозные и этнические меньшинства получали возможность быть независимыми от центральной власти в решениях своих вопросов. Миллет был трактовкой мусульманских правил обращения с немусульманским меньшинством (дхимми). Лидером каждого миллета был этнарх, чаще всего религиозный иерарх, как, например, Патриарх Константинопольский, который подчинялся непосредственно Османскому Султану. Миллеты обладали реальной властью – они устанавливали свои собственные законы, а также собирали и распределяли налоги. Когда член одного миллета совершал преступление по отношению к члену другого, применялся закон потерпевшего, однако если дело было связано с членом мусульманской общины, то использовалось первостепенное мусульманское право – шариат. Соседние государства, которые оказались в вассальном подчинении по отношении к Османской империи, были вынуждены платить налоги султану, а также предоставлять свои формирования в случае Османских военных кампаний. Многие вассальные государства со временем преобразовывались в провинции непосредственно империи. Однако были и такие, которые не стали провинциями, как, например Крымское ханство, впоследствии отошедшее к Российской империи [7, c. 111-113].

Информация о работе Османская империя